Папки-передвижки

Развитие у детей эстетического восприятия при ознакомлении с живописью

Зинаида Цветкова
Развитие у детей эстетического восприятия при ознакомлении с живописью

Пояснительная записка.

«Хочется, чтобы дети были путешественниками

и творцами в этом мире, учились наблюдать,

думать, рассуждать, переживать…»

В. Сухомлинский

Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе, как чрезвычайная ситуация. Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей. А причина одна – упадок нравственности, культуры. Причина – в самом человеке. Как говорили древние греки: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается». Поэтому мы должны окружать ребёнка красотой – всем прекрасным, чем только сможем. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев, выставок, книг – всего, что несёт красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование.

Публикация «Развитие у детей эстетического восприятия при ознакомлении с живописью» размещена в разделах

Формирование эмоционально – оценочного отношения к природе, к людям, к окружающему миру – это одна из задач художественно – эстетического развития дошкольников. Научить эмоциям и ощущениям невозможно, их можно лишь прочувствовать. И именно такую возможность представляет нам искусство, искусство живописи.

«Посредством глаза, но не глазом,

Смотреть на мир умеет разум».

Народная поговорка гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь». И именно в детстве происходит посев добра. Как важно, чтобы чистая душа ребёнка воспринимала подлинную красоту.

Искусство помогает человеку стать человеком. Важно развивать у ребёнка художественный вкус. Необходимо учить детей видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в окружающих их предметах, в людях.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является живопись. «Живопись учит смотреть и видеть», - А. Блок. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, эмоционально – отзывчивым. Искусство создаёт радость общения со сверстниками, формирует умение сопереживать. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают видеть и «слышать» в произведении что – то своё, у них возникает желание самим создавать красивое, так у детей зарождается творчество. С помощью живописи дошкольники начинают понимать гармонию природы, развивается их мыслительная деятельность. Рассматривая картины, отвечая на вопросы взрослого, составляя рассказы по картинам, выражая своё отношение к изображённому на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащают свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты).

Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Приоткрыть ребёнку глаза на мир, приобщить его к прекрасному поможет систематическое ознакомление с живописью. Занятия по ознакомлению с живописью так же помогают дошкольникам обогатить содержание и выразительные средства своих работ по изобразительной деятельности.

Уже с младшей группы детей знакомят с художниками – иллюстраторами, а с пяти лет знакомят с живописью. И именно этому разделу я уделила особое внимание, так как ознакомление дошкольников с живописью благотворно влияет на их всестороннее развитие и способствует их духовно – нравственному воспитанию.

Цель:

Создать условия для ознакомления дошкольников с живописью.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к живописи, знакомить их с произведениями великих русских художников

2. Формировать умение детей различать жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно – былинная, понимать замысел произведения, его содержание, видеть красоту природы, предметов.

3. Развивать художественный вкус, умение выделять средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.

4. Развивать умение детей передавать в речи свои впечатления о картине, подбирать и использовать сравнения и эпитеты.

5. Воспитывать интерес к творчеству русских художников.

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к разным жанрам живописи, понимают содержание произведения, замечают красоту окружающего мира – в природе, в окружающих их предметах, в людях.

Методы и приёмы ознакомления дошкольников с живописью.

Пояснения

1[/b].Искусствоведческий рассказ педагога.

Структура искусствоведческого рассказа:

- сообщение названия картины и фамилии художника;

- о чем написана картина;

- что самое главное в картине (выделить композиционный центр);

- как оно изображено (цвет, построение, расположение);

- что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (углубление в содержании картины);

- что красивого показал своим произведением художник;

- о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

2. Приём конкретных вопросов

Используют для закрепления понимания содержания картины, активизации творческого воображения и эмоции.

Например:

•О чём картина?

•Почему думаете так, расскажите?

•Как бы вы назвали картину?

•Почему именно так?

•Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

•Как он изобразил это в картине?

•Какое настроение вызывает картина?

•Отчего возникает такое настроение?

•Что хотел сказать художник своей картиной?

3. Приём «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий Детям предлагается представить себя на месте изображённого человека или в любом месте картины. Дети могут высказать предположения о том, что предшествовало событиям, изображённым на картине, и что может произойти потом.

Такой приём «будит» детское воображение, учит переживать, размышлять, высказывать предположения.

4. Приём точных установок.

Развивает умение логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

5. Метод музыкального сопровождения.

Подбирается музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы увидим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя.

6. Приём «Рамка» (акцентрирование деталей).

Суть данного приёма заключена в том, что для восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части. Данный приём усиливает восприятие ребёнка, помогает устанавливать взаимосвязь между частью и целым, развивает речь.

7. Метод вызывания адекватных эмоций (оживление детских эмоций).

Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

8. Приём композиционных и колористических вариантов.

Суть приемов в том, что педагог наглядно или словесно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроения, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Например:

• «Что изменилось на картине между людьми, предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

• «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

• Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

9. Приём «назови картину».

Данный приём помогает детям увидеть и понять замысел произведения, учит размышлять, высказывать предположения.

Дети предлагают свои варианты названия картины.

10. Игровые приёмы.

Можно использовать дидактические игры: «Выставка картин», «Жанры живописи», «Составь натюрморт»… Игры стимулируют желание ребёнка рассказать о понравившейся картине.

11. Приём сравнения картин.

Приём повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, умозаключение.

Вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой» НОД «Три весны». Цель: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать.

Консультация для родителей «Развитие речи детей с использованием элементов игры-инсценировки при ознакомлении со сказками» Часто родители детей младшего и среднего дошкольного возраста обращаются к логопеду с просьбой помочь в развитии речи малыша. В возрасте.

Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Выполнила: Ю. П. Давыдова, воспитатель МБДОУ «Детский.

Развитие познавательной активности детей младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста ст. группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром Пигалина Елена Вадимовна, воспитатель МБДОУ № 32 «Детский сад комбинированного вида «Сказка» Кировского района Ленинградской области.

Развитие речи детей при ознакомлении с окружающим миром В программе детского сада большое место отведено работе по ознакомлению детей с окружающим и обогащению их словаря. Дошкольный возраст —.

Развитие речи детей раннего возраста при ознакомлении с природой Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Влияние художественной литературы на всестороннее воспитание детей. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста при ознакомлении с нетрадиционными способами рисования У творчества много имен и названий. Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное,.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС. Дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей эстетического восприятия при ознакомлении с живописью
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 14:28
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД