Людмила Сергеенко
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме «А. Е. Кулаковский. Поэма «Дары реки»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературы 6 класс. Учитель Сергеенко Людмила Вячеславовна.
Алексей Елисеевич Кулаковский (1877 – 1926)
Поэма «Дары реки»
Цель:
1. Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А. Е. Кулаковского;
2. Выборочно проанализировать поэму «Дары реки»;
3. Воспитание уважительного отношения к родному краю и бережного отношения ко всему, что нас окружает.
Публикация «Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме „А, Е, Кулаковский, Поэма „Дары реки“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Реки и озера
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Личностные результаты: формирование в процессе чтения нравственно развитой личности, любящей свою Родину; формирование уважения к якутской литературе; умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
Метапредметные результаты: совершенствование владения логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, развитие умения овладевать сведениями о сущности и особенностях процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием произведения; обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Предметные результаты: способствовать совершенствованию читательского опыта; обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
Оборудование: текст поэмы, компьютер, презентация.
Предварительная подготовка: знакомство с текстом поэмы; подготовка сообщений учащимися.
Ход урока.
1. Вступление. Слово учителя.
В соответствии с Планом мероприятий Года литературы в школах РС (Я) проводятся тематические уроки, посвященные жизни и творчеству основоположника якутской литературы А. Е. Кулаковского.
А, значит, чему будет посвящен наш урок?
(учащиеся формулируют тему и цели урока)
Учитель:
В 2015 году исполнилось 138 лет со дня рождения Алексея Елисеевича Кулаковского — мыслителя, философа, общественного деятеля, основоположника якутской письменной литературы.
А. Е. Кулаковскому — Ексекуляху, как называют его сами якуты, - суждено было стать не только зачинателем родной литературы, но и одним из самых выдающихся ее представителей, классиком в полном смысле этого слова.
2. Сообщения учащихся о жизни А. Е. Кулаковского :
1 ученик: детство писателя. - образование.
А. Е. Кулаковский родился 4 марта по старому стилю 1877 года в местности Уучай 1V Жехсогонского наслега Таттинского улуса в семье крепкого крестьянина. В годовалом возрасте был передан на воспитание деду и бабушке по материнской линии. Получил исконно якутское воспитание. Теперь это называется якутской народной педагогикой. Сохранилось его письменное воспоминание о той поре: «Будучи малолетком, я целые ночи просиживал «под челюстями» (якутское выражение) сказочника, слушая его сказки, легенды, «остуоруйа». Понемногу я стал вникать в прошлое, в быт, а главное, в язык» Закончив Чурапчинскую начальную школу и окончив первый класс Якутской духовной семинарии по всем предметам на «отлично» в 1891 году поступил в Якутское реальное училище, которое также окончил блестяще через 6 лет. Являясь одним из самых лучших и способнейших воспитанников училища, Кулаковский написал два научных реферата на темы: “Главнейшие достоинства поэзии А. С. Пушкина» и «Вправе ли русские гордиться своим именем?’». Эти работы свидетельствуют о выдающихся способностях автора к литературе и науке.
2 ученик: после окончания Якутского реального училища.
По окончании якутского реального училища Алексей Елисеевич попеременно работает сельским писарем, письмоводителем канцелярии, народным учителем, переезжая из одного улуса в другой. Народная жизнь развертывается перед ним во всей пестроте и сложности. Значительную часть своего времени Кулаковский посвящает исследованиям, сочетая в одном лице путешественника, географа, фольклориста, этнографа, языковеда и социолога. Так появляются его работы, относящиеся к якутским пословицам и поговоркам; растительному и животному миру Якутии; к якутскому языку, поверьям, обрядам, легендам.
В декабре 1925 г. А. Кулаковский выехал делегатом от Якутской АССР на Первый тюркологический съезд в г. Баку, но в пути заболел и умер в Москве 6 июня 1926 г.
В июне 1992 г. на его могиле на Даниловском кладбище г. Москвы Правительством РС (Я) открыт надгробный памятник. Указом Президента Республики М. Е. Николаева от З марта 1992 г. учреждена Государственная премия имени А. Е. Кулаковского за выдающуюся подвижническую общественную деятельность по возрождению духовной культуры народов Якутии. Именем А. Е. Кулаковского названы многие учебно-образовательные учреждения и культурные центры в городах и улусах РС (Я).
3 ученик: творчество.
Творчество Кулаковского делится на 3 периода:
1. 1900-1908 гг. — начало творчества, в этот период были написаны ранние произведения поэта.
2. 1909-1916 гг. — были написаны основные философские произведения, это — пик его творчества.
3. 1923-1925 гг. — творчество писателя в советские годы.
Основные произведения:
1 период: „Благословение Байаная“ (1900, „Скупой богач“ (1907).
2 период: „Дары Лены“ (1909, „Сон шамана“ (1910, „Спор разума с сердцем“ (1912, „Благопожелание среднему поколению“ (1912).
3 период: „Самолет“ (1925, „Армия заснеженной страны“ („Красная Армия“) (1924, „Приход лета“ (1924).
3. Знакомство с поэмой «Дары реки» - 1909г. (текст прочитан учащимися дома)
Слово учителя:
Поэма «Дары реки» родилась из двух источников — стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека» и якутских мифов о Быке зимы, что не помешало автору создать оригинальное произведение.
Главная особенность эпической поэзии основоположника якутской литературы – традиционно-фольклорная форма, связь с жизнью, нравами, обычаями родного народа.
Это размышления поэта о социальных явлениях своего времени, об истории родного края.
Поэма построена на диалоге реки Лены и Владычице.
Главное: раскрытие особенностей взаимоотношений людей и окружающей их природы
Значительное место занимает образ родной Якутии:
Лена, речка Вилюй, Алдан-госпожа, сильная Томпо, дикая Хандыга, пленительный Учур, Бодайбо и др. Всех их объединяет добрая жалость ко всему живому, желание помочь, облегчить жизнь людям. Именно поэтому Лена приносит себя в жертву Владычице, ее морозам. Всего на 3- 4 месяца она возвращается к людям, чтобы согреть, накормить, порадовать их.
4. Комментированное чтение поэмы.
Читаем начало…
Тремя потоками начинаясь,
Теченьем вольным распространяясь,
Торжествующая Лена-река,-
Сыновей бесчисленных созывая,
Дочерей несчитанных собирая,
Детишек резвых объединяя,
Волнами играя буйно,
Шугой звеня громко,
Льдинами гремя гулко…
Самой славной рекою став,
Потекла она важно и чинно,
Друзья мои,
Понеслась она привольно и сильно,
Братцы мои,
И, не предвидя горя беды,
Дотекла она
До бабушки-океанихи,
До великой ледовитой воды.
- О чем идет речь дальше? (учащиеся рассказывают о том, какие дары принесла Лена; приводят примеры из текста)
Вывод: Темной неотвратимой стихии, олицетворением которой выступает «бабушка-океаниха», владычица Ледового океана, противостоит добрая, благословенная Лена-река, кормилица людей.
Она старается всячески умилостивить грозную «бабушку» своими дарами: прозрачными водами, собранными со всей огромной Сибири с растворенными в них солью, медью и железом; несметными косяками рыб; песком и землей для новых островов; блестящим золотом. Но все тщетно, ненасытная хозяйка океанской пучины отвергает все гостинцы Лены-госпожи, требует у нее кровавых людских подношений. В отместку она заковывает сердобольную Лену в ледяной панцирь, а на людей насылает свою старшую дочь — жестокую зиму и старшего сына — безжалостный мороз в облике чудовищного Быка.
Учитель: Надо сказать, что в этом произведении на примере Бодайбинского золотого месторождения А. Е. Кулаковский впервые в якутской литературе поставил экологические проблемы, так актуальные сегодня. Это прежде всего протест против хищнического отношения к природным богатствам Якутии, отражение трагического положения родного народа.
Давайте прочитаем еще один отрывок из поэмы «Дары реки».
Бодайбо
Таежной глушью от глаз хранимый,
Сынок болезненный, но любимый.
Скалы вокруг него
Мы украсили обильным золотом,
Дно у него
Устелили плотным золотом,
С боков ложе его
Покрыли блестящим золотом.
А чтобы никто об этом не догадался,
Окружали его скалистые горы,
Чтобы никто к нему не подобрался,
Скрывали его таежные дебри,
Сторожили его медведи и водки,
Хищные звери…
Но, увы, человек дотошный.
Сокровище наше обнаружил.
Мальчика Бодайбо
Маленькое русло
Куда хотят направляют.
Шустрое теченье
Мальчика Бодайбо
Как хотят изменяют.
Охраняющие темные леса
Изрубили в щепки
Белые, как снежный сугроб.
Защищающие девственные леса
Превратили в угля,
Развеяли по земле золой.
Большие камни
Силой огня и воды
Раскрошили на куски.
Огромные камни
Взрывами динамита
Разрушили вдребезги.
Как ворота в преисподнюю,
Распахнули пасти
Ужасные шахты.
В чем смысл этого отрывка?
(речь идет об отношении человека к природе)
5. Практическая работа в группах.
Составление таблицы.
1 группа – образ реки Лены.
2 группа – образ Владычицы.
Проверка выполнения работы группами.
Река Лена Ледовитый океан. (Бабушка-Океаниха)
Почтительное, заботливое уважение ко всему: и к Океану, и сестрам-притокам, и к народам, населяющим ее берега. Самоуверенность, вера в свою силу, гордость, граничащая с уничижительным отношением ко всему.
младшая дочь великого океана, благодетель двуногих, кормилец всех живностей на своем громадном бассейне - пытается угождать седому океану В ответ Владычица "девять дней и девять ночей бушевала, бурлила и бесновалась от глупой речи дочери Лены. На десятый день, немного успокоившись, заговорила словами тяжелыми, словно льдины".
- Видишь мои седины?.
Со времен сотворения мира
Держу я нерушимую клятву
Бороться
Против светло-белого солнца
Да ничтожных двуногих существ.
Она старается всячески умилостивить грозную «бабушку» своими дарами: прозрачными водами, собранными со всей огромной Сибири с растворенными в них солью, медью и железом; несметными косяками рыб; песком и землей для новых островов; блестящим золотом. Но все тщетно, ненасытная хозяйка океанской пучины отвергает все гостинцы Лены-госпожи, требует у нее кровавых людских подношений. В отместку она заковывает сердобольную Лену в ледяной панцирь, а на людей насылает свою старшую дочь — жестокую зиму и старшего сына — безжалостный мороз в облике чудовищного Быка.
За то, что "глупая младшая дочка "Лена оберегает", "защищает", "жалеет", "лелеет" "людишек жалких" злобная бабушка-океан направляет в отместку безжалостную старшую дочь - жестокую зиму вместе со старшим сыном - великим бессердечным Быком Морозом.
Всех желаемых тобой
3аморозит в прах
Холод, смерть,
Снег, мрак.
До окончания века
Да будет так.
6. Подведем итоги…
Какие подарки Лена принесла Владычице?
Сравните образы Ледовитого океана и реки Лены.
Охарактеризуйте другие реки (по выбору учащихся)
Как описаны река и океан после последнего монолога Лены?
Кто такие «дочь» и «сын» владычицы в ее последнем монологе? Как они описаны?
Выводы:
Для поэмы характерны философские размышления над вечными проблемами жизни на материалах якутской действительности.
Эти философские идеи, предположения автора, выраженные в поэтических описаниях, символических образах, пронизаны светлой любовью к родной земле, гордостью величественной красотой природы Якутии, которую Человек должен беречь и охранять.
7. Домашнее задание (по выбору).
1. Напишите рассуждение по поэме «Дары реки» (по выбору учащихся) :
«Актуально ли содержание поэмы?»
Тема Родины в поэме «Дары реки»
2. Какие выразительные средства использует автор в произведении?