Лучший педагог года

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Басня С. В. Михалкова «Зеркало»

Ольга Прудникова
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Басня С. В. Михалкова «Зеркало»

Учебные задачи:

1. Развитие умений прогнозировать содержание литературного произведения и сопоставлять свои предположения с авторским текстом.

2. Формировать умение целостно воспринимать образ-персонаж в басне с учетом особенностей данного жанра.

3. Развитие умений работы с художественным текстом: находить слова и выражения, которые использует автор для описания характеров героев и взаимоотношений между ними, развитие умений осмысливать идею произведения.

4. Развитие исполнительских навыков (чтение по ролям, инсценирование)

Образовательные задачи:

Публикация «Методическая разработка урока литературного чтения по теме: „Басня С, В, Михалкова „Зеркало“» размещена в разделах

1. Овладение разными способами соорганизации при работе с текстом;

2. Овладение умениями слушать друг друга, договариваться и воплощать задуманное в действие (инсценирование).

3. Обучение детей работать с кластером, синквейном, работать в группе (совместно взаимодействовать).

Оборудование:

Тексты басни;

Алгоритм работы в группах;

Рабочие таблицы для групп

Ход урока

1 этап. Погружение в совместную деятельность: прогнозирование нового текста.

У. Я хочу начать наш урок с загадки. Послушайте ее внимательно (выразительно читает).

Мудрец в нем видел мудреца.

Глупец – глупца.

Баран - барана.

Овцу в нем видела овца,

и обезьяну – обезьяна.

А вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого.

У. : Догадались, что это?

Д. : Это зеркало.

У. : Если так будет называться художественное произведение, предположите, какого оно будет жанра?

Д. : Сказка, басня, стихотворение, быль.

У. : Ребята, это басня. Давайте вспомним особенности этого жанра.

Д. : В баснях высмеиваются черты характера людей, через героев-животных показываются плохие поступки, учат, как надо поступать.

У. : Как вы думаете, кто может стать героями этой басни?

(На доске фиксирует версии детей)

Герои (предполагаемые) События (предполагаемые)

Обезьяна

Человек

Баран

Осел

Насекомое Видел мечты

Смотрит и не понимает, кто это

Видит будущее

Смеются над кем - то

2 этап: Развертывание совместной деятельности.

2.1 Первичное чтение текста, проверка первичного восприятия.

У. : Давайте познакомимся с басней «Зеркало». Написал ее Сергей Владимирович Михалков. С его произведениями мы уже знакомы – это стихотворение «Бараны», сказка «Аист и лягушка».

(Читает учитель, в конце текста пропущена фраза «глуп, как пробка».)

С. В. Михалков «Зеркало»

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.

- Горбун! Горбун! - дразнил он Верблюда.

- Это я горбун? - возмущался Верблюд. - Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!

- Эй, толстокожий! - кричал Носорог Слону. - Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!

- И чего это он ко мне пристает? - удивлялся добродушный Слон. - Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!

- Дяденька, достань воробушка! - смеялся Носорог над Жирафом.

- Сам-то больно хорош! - откуда-то сверху отвечал Жираф.

Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога.

А тот как раз к Страусу приставал:

- Эй, ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.

- Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам себя красавцем считаешь?

- Конечно! - ответил Носорог. - Кто же в этом сомневается?

- Ну тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:

- Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог. И они перестали обижаться.

У. : В чем вы видите совпадения с нашими предположениями, а что не совпало?

Д. : Не совпали герои - животные, но то, что именно животные будут героями - это совпало. Не совпали события: видел мечты, видел будущее, а совпало: смотрит и не понимает, кто это.

У. : А сейчас, перечитайте басню самостоятельно.

2.2 Анализ-перечитывание текста.

У. : Кто главный герой басни?

Д. : Носорог.

У. : А еще?

Дети называют остальных персонажей.

(Учитель фиксирует на доске всех героев басни в форме кластера)

У. : Ребята, давайте проследим по тексту, о чем разговаривал Носорог с каждым персонажем. Кого он встречал, и какой между ними состоялся диалог.

Дети зачитывают диалоги из текста и выделяют слова, которые показывают отношения между героями басни. Учитель отмечает эти ключевые слова в кластере (см. схему).

Верблюд

Слон

возмущался удивлялся

дразнил кричал

Носорог

спрятал голову смеялся

приставал сверху отвечал

Жираф

Страус

Учитель обобщает: О чем говорит составленный нами кластер?

Д. : О действиях, о поступках, которые происходили между героями басни. Можно наблюдать, какие это разные поступки со стороны Носорога и других животных: агрессия Носорога и возмущение, удивление других, которых он обижал.

У. Что же в итоге придумали животные, чтобы наказать Носорога?

Д. : Они собрались вместе и решили показать Носорогу зеркало, чтобы он посмотрел на себя и тоже увидел свои внешние недостатки.

(Подтверждают эти слова выборочным чтением)

2.3. Обобщение: прогнозирование концовки басни.

У. : Как отреагировал Носорог?

Д. : Он не понял, что в зеркале он сам и стал смеяться.

(Подтверждают словами из текста)

У. : Ребята, вы заметили, что в конце этой басни я сделала паузу при чтении. Это не просто так, здесь пропущена часть фразы. Предположите, что же подумали про Носорога животные?

(Дети работают в парах)

Детские версии:

Звери поняли, что Носорог может посмеяться и над собой;

Звери поняли, что Носорог придирчив и к себе;

Звери поняли, что Носорог никогда не видел себя в зеркале и поэтому не знает, какой он страшный и перестали на него обижаться.

У. : Послушайте, как Сергей Михалков закончил эту фразу «Звери поняли, что Носорог глуп, как пробка и поэтому перестали на него обижаться». Что же высмеивает автор?

Д. : Автор высмеивает глупость. Носорог, действительно, был глуп как пробка, так как смеялся над другими и не замечал в себе недостатки.

3. Подготовка к инсценированию басни (групповая работа).

У. : Сейчас я предлагаю вам почитать эту басню по ролям. Но чтобы получилось интересно, нужно серьезно поработать с текстом в группах.

(Учитель раздает таблицу и алгоритм действий в группе)

Главные герои С какой интонацией читать реплики Особые примечания

Алгоритм работы в группе

1. Внимательно прочитайте текст с карандашом, отмечая слова героев.

2. Выделите слова, которые вам помогут передать их интонацию.

3. Заполните таблицу, которая поможет в подготовке чтению по ролям.

4. Распределите роли.

5. Подготовьтесь к выступлению, учитывая все то, что отразили в таблице.

Примечание. Групповая работа организуется по данному алгоритму с использованием рабочей таблицы, в которой нужно обозначить основных героев и с какой интонацией необходимо читать слова персонажа, опираясь на авторский текст. Разметка текста делается обязательно, чтобы дети хорошо ориентировались в тексте и меньше делали ошибок, тем более, если это делается в группе, так как результат зависит от каждого члена группы. Обязательно выделять в тексте авторские ремарки, которые характеризуют героев, их действия и выбирать нужную интонацию для чтения слов этих персонажей (дразнил возмущался, кричал, обижался и т. п.). В этой работе детям помогает также составленный на доске кластер.

Выслушиваются выступления групп, коллективно оцениваются их выступления относительно выразительности, передачи настроения и характеров героев, а также использования средств театрализации.

4. Подведение итогов.

У. : Я предлагаю вам закончить работу с этой басней составленем синквейна. Какие можно использовать слова?

Предложения детей:

Зеркало;

Носорог;

Глупость;

Животные.

Примеры синквейнов, составленных дома детьми.

Зеркало

Смешное, дивительное, тражающее.

Грустит, сражает

Оно выявляет у человека характер

Утро Носорог

Грубый,хвастливый,приставучий

Дразнит, обзывает

Он глуп, как пробка.

Зло

Носорог

Глупый,грубый,злой

Обижает,пристает

Он надоел всем животным

Издевательство Носорог

Заносчивый, вредный,

неосознающий

Приставать, надоедать

Оскорблял, унижал всех животных.

Глупость

Носорог

1. Придирчивый,занудный,надоедливый

Издевается, дразнит

Смеется даже над собой.

Глупость Носорог

Глупый, приставучий, плохой

Насмехается, оскорбляет

Он очень нехорошо себя вел.

Вредность

Из данных примеров видно, что в основном дети для синквейна выбрали образ Носорога (главного героя басни). Из представленных текстов видно, что они четко уловили основные черты характера этого персонажа и его действия, а также осуждают поведение Носорога через слова-ассоциации (зло, вредность, глупость, издевательство). Примечание: Мы немного нарушили правила по составлению синквейна. Он составляется по нарастающей, но мы увеличили количество имен прилагательных и уменьшили количество глаголов при этом, не изменив позиций частей речи. Сделали мы это специально, так как при составлении разнообразных синквейнов дети труднее всего подбирать имена прилагательные.

Аналитический комментарий к уроку.

Этот урок можно считать «классическим» уроком литературного чтения, т. к. на нем присутствуют все характеристики этого предметного урока: работа с текстом с учетом его жанровых особенностей, перечитывание теста, анализ поведения героев и их характеристика. На данном уроке использованы разнообразные методические приемы: прогнозирование, сопоставление предположений с авторскими идеями; составление кластера с обозначениями героев и отношений между ними, составление синквейнов, инсценирование. Использованы разные способы соорганизации: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работы. Групповая работа была организована по инструкции с использованием рабочей таблицы, в которой нужно выделить основных героев и интонацию, с которой необходимо читать слова персонажа, опираясь на авторский текст. При выступлении групп важно оценивать инсценирование с позиций выразительности и применении приемов драматизации. Таким образом, на уроке удачно сочетались элементы разных технологий: развитие критического мышления, групповое взаимодействие, организация читательской деятельности.

Однако есть и некоторые отступления от «классики», т. е. традиции. Например, учитель представил текст, пропустив его кульминацию, т. к. детям неинтересно получать «готовые рецепты»: лучше поразмышлять вместе, исходя из собственного опыта и особенностей текста, а потом сравнить свой вариант с авторским. Получается, текст как бы «открыт» для ребенка: вчитайся, подумай, побудь автором, сравни с другими и т. д. Учитель не просто использует приемы из конкретной технологии (например, РКМЧП, но модифицирует их с учетом особенностей ребенка. Например, в словаре детей мало имен прилагательных, поэтому педагог сознательно меняет правила классического синквейна, предлагая детям придумывать не 2, а 3 признака, активизируя тем самым их словарь. Темы для своих синквейнов дети выбирают сами, а не указанию взрослого. Это означает, что перед нами не просто «классический» предметный урок чтения, но и урок открытого совместного действия, который создается педагогом вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает" Лапшина Надежда Михайловна, учитель.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка) Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка) Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний Цель урока: познакомить учащихся.

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «С. Я. Маршак.

Методическая разработка литературного досуга по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию методическую.

Методическая разработка урока истории по теме: «Отечественная война 1812 года» Тема «Отечественная война 1812 года». Цели урока: 1. Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812.

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского .

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Перспектива») ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА литературного чтения Тип урока: Урок открытия нового знания Тема: Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение.

Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний» Конспект открытого урока литературного чтения Автор Савенко Вера Николаевна Тема А. П. Гайдар «Совесть» 2 класс УМК «Планета знаний». Цели.

Автор публикации:
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Басня С. В. Михалкова «Зеркало»
Опубликовано: 4 марта 2017 в 08:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД