Лучший педагог года

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Надежда Лапшина
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает"

Лапшина Надежда Михайловна, учитель начальных классов

___

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В. Осеева «Печенье», «Лекарство», Емельянов «Мамины руки».

Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе „Кто родителей почитает, тот вовек не погибает“» размещена в разделах

Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость); совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения; развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

Задачи:

Образовательная: Совершенствовать навыки сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения.

Развивающая: Развивать творческие способности, ассоциативное мышление.

Воспитательная: Воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям

Ход УРОКА

1. Организация внимания учащихся

2. Минутка чистой правильной речи

– Прочитайте глазами, а затем вслух, правильно поставив ударение в словах. Своё несогласие или недоумение выразите поднятием руки.

Каталог, кремы, звонит, ремень, мельком, закупорить, столяр, досуг, ворота, жалюзи, банты, торты, шарфы, хвоя, заржаветь.

– Что вас смутило? А так ли важно произносить правильно слова? Это может в дальнейшей жизни каким-либо образом пригодиться?

– Тогда ещё одно слово я предлагаю вам. Облегчить.

– Для лучшего запоминания попробуем подобрать слова-рифмы.

Облегчить – заточить, намочить, полечить.

– Попытайтесь сейчас придумать двустишие.

Как же душу облегчить?

Добротою полечить.

или:

Я труд мамы облегчил:

Коврик грязный замочил.

– Возможно, к концу урока у вас появится ещё вариант.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение произведения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

3. Работа над темой урока

На доске пословицы:

• Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать.

• Тому, кто в юности своей

Не чтил отца и мать,

Почёта от своих детей

Не суждено узнать.

– Что значит почесть, чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)

Чему в гнезде училась птица,

То ей в полёте пригодится.

– Прочитав все эти персидские пословицы, как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)

– Что создают родители? (Семью)

4. Создание кластеров

– Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

5. Физминутка

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?

(повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;

(указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

(загибают поочередно пальцы на руке)

6. Создание синквейнов на тему «Семья»

Знакомство с биографей В. Осеевой

– В далёком 1902 году в г. Киеве, что в Украине, родилась Валентина Александровна Осеева, ставшая замечательной писательницей. Но прежде, чем писать о детях и для детей, она сначала поработала воспитательницей в детском саду. Она писала рассказы, сказки, стихи, повести. «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка» – одни из самых известных её произведений.

– Какие произведения Осеевой вам посчастливилось прочитать? (Ответы детей)

– Прочитайте название раздела. Как вы понимаете данное название?

(Чтение учителем рассказа «Печенье»)

-Почему они так поступили?

-Как на их месте поступили бы

вы?

-Что о ребятах говорят

другие персонажи: мама и

бабушка?

- Охарактеризуйте мальчиков.

-Хотели бы вы иметь таких друзей?

Почему?

– Представьте себя художниками, какие бы вы взяли краски, чтобы в цвете выразить своё душевное состояние, прослушав рассказ? Почему именно такие тона?

– Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин?

– Как начинался ужин? Прочитайте.

– Почему молчали мама и бабушка?

– Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?

– Какими растут мальчики?

– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

– Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?

– Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)

7. Чтение детьми по ролям.

Чтение рассказа Осеевой «Лекарство»

-Предположите по заголовку и иллюстрации, о чём рассказ Осеевой «Лекарство»?

(чтение рассказа детьми)

Какой изображена героиня в начале рассказа?

-Как вы должны читать ее реплики,

ведь недаром доктор подчеркивает

слово «командовать»?

- Прочитайте ещё раз рассказ, самостоятельно расставьте роли.

-Какой случай заставил девочку

поступать вопреки своей привычке?

- В каком предложении заключается главное?

-Почему Валентина Осеева так

назвала свой рассказ?

-Какой предстает перед нами героиня

в заключительной части рассказа?

-Подумайте, в шутку или серьезно

нужно воспринимать слова доктора?

-Какая главная мысль рассказа?

- Сегодня на уроке познакомимся с писателем Борисом Емельяновым и его произведением “Мамины руки”.

(О писателе рассказывает подготовленный ученик – Гульназ)

- Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”.

Можно ли по названию произведения сказать, о чём пойдёт речь? Объясните.

(Ответы детей)

3. Работа с текстом.

- Читаем текст отрывками (подготовленные ученики) до слов…Руки у неё были удивительные.

- Почему у мамы были удивительные руки?

(Ответы учеников)

- А теперь дочитаем и узнаем, какими были эти руки.

(Сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые)

Чтение 2-го отрывка до слов…Встала и ушла в ванную мыться.

- Как вы думаете, как сейчас будут развиваться события?

(Мама обиделась, Маша начнет переживать)

Чтение 3-го отрывка до слов… и сразу не разобралась, в чём дело?

- Как понимаете смысл слов

СНОРОВИСТА

НЕ БЕЛОРУЧКА

ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ

(Из словаря С. И. Ожегова “сноровка” – ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы)

Чтение 4-го отрывка до слов…Я твои руки обидела.

- Как по-вашему закончится рассказ?

(Предположения детей)

- Читаю сама до конца.

- Понравился рассказ? Чем?

(Ответы детей)

5. Анализ произведения и составление системы образов.

- Сейчас попытаемся найти главную мысль рассказа. Читаем текст и работаем на листочках. Кружочком обозначим главных героев. Отношения героев обозначим стрелочками и словами.

Чтение рассказа (1 абзац) – герои Маша и бабушка. Cтрелками обозначаем, что Маша ОБИДЕЛАСЬ НА БАБУШКУ, ПОССОРИЛАСЬ С БАБУШКОЙ.

(Прикрепляю на доске имена героев, дети рисуют на листочках)

2–3 абзац – появляется мама. МАМА ЛЮБИТ МАШУ. НО ОНА ОБИДЕЛАСЬ НА МАШУ.

- Какие строчки это доказывают? (Встала и ушла)

Читаем дальше. МАШЕ СТАЛО ЖАЛКО – ПОЖАЛЕЛА. БАБУШКА ЗАЩИЩАЕТ МАМУ. ОНА ЕЁ ЛЮБИТ.

(По ходу работы составляется схема на доске)

- Какая Маша? Оцените её поступок.

(Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму)

- Какова же главная мысль рассказа?

(Выслушиваются ответы учеников)

- Но мы не поговорили о маминых руках. Сейчас поработаем группами – выпишите на листочки слова, описывающие мамины руки.

- Сравним, что получилась.

(Вывешиваю на доске слова)

РУКИ

• удивительные

• обыкновенные

• сухие

• чуть шершавенькие

• жёсткие

• рабочие

• ими сделано добра – на десятерых хватит

Вывод. В ваших мини-сочинениях вы тоже описываете руки ваших мам, что они “золотые, нежные, ласковые, всё умеют”.

- Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка)

Расскажите об этом.

- Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись?

- Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу (2–3 ученика).

- Хочу показать фотографию, которую можно было бы поместить в наш учебник. Какой эпизод она бы проиллюстрировала? (Конец рассказа)

- Закончите пословицы:

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, …ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ….ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО.

- Объясните смысл. Подходят ли они к нашему рассказу?

Рефлексия

Скажите, о чём мы рассуждали на

уроке?

Показ слайда. (Чтение пословицы на экране)Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

-Объясните смысл, соотнесите с прочитанным.

-Какие произведения читали сегодня на уроке? Кто автор?

-Какие общие черты можно выделить в

этих рассказах В. Осеевой?

-Есть ли что-то общее между героями

этих рассказов?

Подумайте и скажите, что общего

между названием раздела учебника и содержанием этих рассказов?

-Чему хочет научить писательница

своих читателей?

Оцените свою работу на уроке с

помощью сигнальных карточек.

Домашнее задание

– Дома я предлагаю выполнить задание по выбору, кому какое по душе:

• 1-е задание – создать синквейн о бабушке;

• 2-е – придумать к рассказу окончание;

• 3-е – проинсценировать;

• 4-е – просто прочитать выразительно.

– Кто будет выполнять 1-е задание? 2-е? 3-е? 4-е?

– Предположите, о чём рассказ Осеевой «Лекарство»? (Ответы детей)

(Чтение рассказа детьми)

– В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль?

– Почему так назван рассказ?

– Какою предстаёт перед нами героиня в заключительной части рассказа?

– Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора?

8. Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?

Публикации по теме:

Конспект урока в первом классе по теме «Весна» Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: 1. Развивать произвольное, слуховое, зрительное.

Конспект индивидуального урока чтения для детей с ОВЗ «Потешки» Тема: «Потешки» Методы и формы обучения: индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический, проблемного обучения, обучения и.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе школы 8 вида «Незабудки» по И. Соколову-Микитову Конспект урока литературного чтения 3 класса. Тема: «Незабудки» по И. Соколову – Микитову (для школ 8 вида) Цели урока: 1. Коррекционно.

Конспект урока в третьем классе «Ночью. Осень» Тема: Ночью. Осень. Цель урока: Активизация в речи учащихся новых слов петух, курица, утка, гусь,дерево, листья, ветер,дождь. Прививать.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Технологическая карта урока чтения Технологическая карта урока чтения М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ Учитель Е. В. Сатина Тема урока Звук [ ш ].

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок литературного чтения на тему «В. В. Набоков «Первая любовь» Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Владимир Владимирович Набоков. «Первая любовь» Цели: Познакомить обучающихся с творчеством.

Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья» Урок литературного чтения во 2 классе по теме: В. Осеева «Сыновья» Цель урока: создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
Опубликовано: 2 октября 2016 в 16:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД