Елена Сатина
Технологическая карта урока чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока чтения
М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ
Учитель Е. В. Сатина
Тема урока Звук [ ш ]. Буквы «Ш, ш». Сравнение звуков[ ш] и[ ж].
Класс 1
Тип урока Открытие новых знаний.
Цель урока Создать условия для ознакомления учащихся со звуком [ш], буквой Шш; развития речи, логического мышления, памяти
Планируемые результаты обучения Учащиеся должны знать и уметь:
• название букв алфавита;
• различия звука и буквы;
• различия гласных и согласных звуков;
• определять отдельные звуки в словах;
Публикация «Технологическая карта урока чтения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• определять количество звуков в словах и их последовательность;
• различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
• определять количество слогов в слове.
Предметные Усваивают главные понятия курса русского языка (фонетические, лексические, грамматические, представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции. Характеризуют звук [ш]; распознают букву Шш на «ленте букв»; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву. Читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания; выполняют звуковой анализ слова; сравнивают звуки [ш] и [ж]; знакомятся с правописанием сочетаний жи–ши.
Личностные Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: осваивают начальные формы самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – овладевают навыками смыслового чтения текстов, характеризуют звук [ш].
Коммуникативные: определяют общую цель совместной деятельности и пути ее достижения, умеют договариваться о распределении функций и ролей, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение.
Основные понятия Твердый глухой согласный звук [ш], буквы «Ш,ш». Сравнение звуков [ш] и [ж]. Звуковой анализ слов. Правописание сочетаний ши–жи.
Используемые педагогические технологии Проблемно-поисковые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология дифференцированного обучения, деловая игра, ИКТ, использование ЭОР
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология
Образовательные ресурсы Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 CD). «Лента букв», индивидуальные кассы букв, Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. Материалы сайтов https://fcior.edu.ru/
https://school-collection.edu.ru/
Технологическая карта урока
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Целеполагание и мотивация
(1 мин) Личностные: Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.
Регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места. Приветствует учащихся.
– Дети, вам тепло? (Да)
– В классе светло? (Да)
– Прозвенел уже звонок? (Да)
– Уже закончился урок? (Нет)
– Только начался урок? (Да)
– Хотите учиться? (Да)
– Значит, можно садиться!
Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Показывают смайлики, соответствующие их настроению:
Актуализация опорных знаний
(2мин) Личностные: развитие познавательного интереса; формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов. Познавательные: актуализация изученных способов действия, достаточных для «открытия» новых знаний.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Показывает карточки со словами. Просит провести слого - звуковой анализ слов дятел, жираф.
Учитель предлагает сделать вывод.
Организация работы с ЭОР.
Постановка учебной задачи.
Речевая разминка. Учитель просит показать голосом:
– Как жужжит шмель?
– Как шипит змея?
– Как шипит гусь?
– Какой новый звук вы произнесли?
– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока. Осуществляют слого-звуковой анализ слов. Выделяют в словах слоги, распознают в них звуки
и характеризуют их.
Различают твердые и мягкие согласные звуки. Сравнивают звуки. На основе слого-звукового анализа делают вывод вместе с учителем.
Работа с ЭОР
https://www.fcior.edu.ru/card/23654/glasnye-posle-shipyashih.html (интерактивное задание)
Гласные после шипящих
Дети произносят:
Ж-ж-ж
Ш-ш-ш
Ш-ш-ш
[ш]
Формулируют учебную задачу под руководством учителя Звук [ ш]. Буква Ш.
Фиксирование затруднения
(9 мин) Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы.
Познавательные: Ориентирование в условных обозначениях.
Умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Характеристика звука [ ш].
Найдите в словах звук [ш]. Учитель показывает картинки с изображением предметов (шляпа, шкаф, рубашка, шапка, камыш, лягушка, груша, шалаш).
2. Составьте звуковые схемы слов: лягушка, шкаф, груша.
Произнесите звук.
- Какой он: гласный или согласный?
- Если оглушим звук [ ж], то какой услышим звук? Глухой или звонкий? Твёрдый или мягкий?
Учитель вывешивает буквы Ш, ш.
- Почему звук один, а букв две?
Выставляет карточку с буквой Ш на ленту букв. Что заметили?
3. Организация работы с ЭОР.
-Буква Ш особенная. Познакомьтесь с её особенностями
4. Работа по учебнику. Стр. 48. Чтение слогов и слов.
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.
– Какими буквами различаются слова в первом столбике?
5. Смоделируйте букву Ш из палочек и пластилина.
- На что похожа буква?
Г. Виеру
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:
Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.
– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
В. Степанов
Шагает кошка не спеша,
Коготки как буква Ш…
Шустро мышь под печку –
Шасть!
Как бы в лапы не попасть.
6. Откройте прописи. Обведите букву Ш по контуру, напечатайте большую букву Ш и маленькую букву ш (по строчке).
Произносят слова, находят звук [ш]. Указывают, где стоит звук (в начале слова, в середине, в конце).
Работают в паре. Составляют звуковые схемы.
Дают характеристику звука [ш].
Отвечают на вопросы учителя.
Парные согласные Ж – Ш.
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a391b-0a01-0180-0192-7ba118a4fca1/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BMA_138%5D.swf (интерактивный материал)
Друзья и враги.
Читают в разных режимах: громко, тихо, в разбивку.
Хоровое чтение.
Дети отвечают. (Буквами ж – ш.) А во втором - (Буквами ш – с.)
Моделируют букву. Правильно произносят букву Ш (ша, и звук «Ш».
Находят букву Шш на «ленте букв».
Высказывают свои предположения. На вилы, расчёску, на Е, Ё (если повернуть, на лапку кошки.
Обводят по контуру буквы. Печатают.
Выявление места и причины затруднения
(6 мин) Познавательные:
Умение читать плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.
Коммуникативные: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи. 1. – Прочитайте слова с новой буквой Шш.
– Что объединяет все эти слова?
– Как выглядит каждый головной убор?
2. Работа с текстом. Откройте учебники на стр. 48.
Прочитайте текст «История одной шляпы». – Прочитайте, что означает слово «шапокляк»?
– Что нового для себя вы узнали?
3. Работа с пословицей. Почему такая пословица размещена на нашей странице?
Поспешишь – людей насмешишь.
Объясните значение пословицы.
Правильно читают слова с новой буквой. Подводят перечисленные слова под одно понятие. (Головные уборы). Характеризуют объекты по внешним признакам. Описывают внешний вид головных уборов.
Открывают учебники на стр. 48. Осмысленно читают,
соблюдая интонацию
и знаки препинания.
Читают пословицу, отвечают на вопрос учителя. Объясняют значение.
Физкультминутка
(1 мин) Личностные:
уметь применять правила охраны своего здоровья Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.
Используют речь для регуляции своих действий.
Придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке.
Ориентируются на здоровый образ жизни
Построение проекта выхода из затруднения
(5 мин)
Познавательные:
Сравнение слов, нахождение закономерности, использование простейших приёмов анализа, умение устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.
Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. 1. Игра. Стр. 49. Объясняет правила игры.
2. Выразительно прочитайте стихотворения М. Бородицкой и Э. Мошковской.
3. Прочитайте пары слов. Ответьте на вопросы:
- Чем похожи слова?
- Чем слова отличаются?
– Сравните звуки [ж] и [ш].
4. Организация работы с ЭОР
5. Дидактическое упражнение. Правописание буквосочетаний жи–ши. (Учебник, с. 49).
– Прочитайте слова, вставляя вместо точек нужную букву.
– Какую букву вы вставили во все слова? Какое правило можете сформулировать?
6. Ребус. МЫШКА
3 4 5 1 2 Принимают участие в игре. Соблюдают правила.
Правильно читают вопросительные и восклицательные предложения.
Сравнивают слова и звуки, характеризуют звуки, находят сходство и различия.
Работа с ЭОР
https://www.fcior.edu.ru/card/23817/glasnye-posle-shipyashih.html (интерактивное задание)
Гласные после шипящих
Читают слова, вставляют вместо точек букву и.
В ходе выполнения упражнения формулируют правило о правописании сочетаний жи– ши:
– Жи–ши пиши с буквой и.
Отгадывают ребус. МЫШКА - КАМЫШ
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(3 мин) Познавательные: знать, чем отличается буква от звука; выделять существенную информацию.
Коммуникативные: уметь формулировать своё мнение и позицию. Поработайте в парах. Прочитайте скороговорки друг другу.
- Какая буква повторяется почти в каждом слове?
- А какой звук?
Произнесите скороговорки несколько раз, не заглядывая в книгу.
- Для чего нужны скороговорки?
Игры со словами «Слова из слова».
Знакомит с правилами игры. Работают в парах. Читают скороговорки. Заучивают наизусть.
Быстро произносят скороговорку, четко проговаривают слова.
Тренируют речевой аппарат и учатся правильно произносить звук. Развивают речь.
Образуют новые слова из слова в ходе соревнования.
Физкультминутка для глаз «Пароходик» (1 мин) Личностные:
учиться позитивно относиться к своему здоровью, овладевать способами физического самосовершенствования.
Просит посмотреть на экран и выполнить движения глазами за пароходиком. Повторяют упражнения для снятия напряжения.
Осуществляют профилактику утомления.
Включение в систему знаний и повторений (5 мин)
Познавательные: уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с содержанием текста.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра.
Познавательные: уметь выделять нужную информацию из текста, находить значения незнакомых слов в словаре. Уметь проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.
Выполните самостоятельно задания, предложенные на СД к уроку «Буквы Ш ш. Звук [ ш] .
Прочитайте тексты, выберите соответствующую картинку.
Дифференцированная работа. Учитель просит разбиться на три группы.
Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение М. Яснова.
1. - Найдите схожие по звучанию слова в конце строк.
2. Прочитайте вопросительные предложения.
3. Задание повышенной сложности. Старуха Шапокляк украла гласные из слов, оставила только согласные.
- Можно ли по ним восстановить слова?
- Какое из данных слов есть в стихотворении? Работают с электронным приложением самостоятельно, выполняют задания.
Осмысленно читают,
соблюдая интонацию
и знаки препинания.
Определяют жанр литературного произведения. Соотносят с картинками.
Работают в группах.
1. Находят рифмы: ша – шурша, в кашке – букашки, ша – шалаша. Правильно называют букву «Ш» (ша). Если неправильно назвать букву «Ш» (ше, то исчезнет рифма.
2. Читают с правильной интонацией.
3. Добавляют только гласные звуки и восстанавливают слова: шалаш (и, шиповник, Шапокляк, букашка, шишка, шоколадка.
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин) Личностные: определять своё эмоциональное состояние на уроке.
Регулятивные: уметь осознанно строить речевое высказывание.
Уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Продолжите любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- Сегодня я сумел …
Подведение итога:
– С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? Какой звук она обозначает? Назовите парный звук по звонкости – глухости.
– Дайте характеристику этому звуку.
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Оцените себя.
Спасибо за урок. Дети выбирают предложение и продолжают.
Отвечают на вопросы.
Показывают смайлики: