Вера Савенко
Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока литературного чтения
Автор Савенко Вера Николаевна
Тема А. П. Гайдар «Совесть» 2 класс УМК «Планета знаний».
Цели урока:
Предметные: познакомить с рассказом А. П. Гайдара «Совесть»;
совершенствовать навыки чтения;
развивать умения анализировать текст и выделять в нём главную мысль;
учить оценивать поступки героев;
развивать интерес к чтению;
сопоставлять поступки героев со своей жизненной концепцией.
Надпредметные:
Публикация «Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А, П, Гайдара „Совесть“ во 2 классе по УМК „Планета знаний“» размещена в разделах
личностные (нравственно-этическая ориентация).
Познавательные: воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, внимание.
Коммуникативные: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, Регулятивные: прогнозирование (антиципация)
2. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, нравственные качества; воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, внимание.
3. Развивающие: показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; развивать интерес к чтению.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс автор Э. Э. Кац, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран, аудиозапись рассказа, презентация, раздаточный материал с заданиями, два сердечка (красное и синее) для каждого ученика.
Ход урока.
Слайд 2
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Поприветствуем гостей,
С ними будет веселей.
Будем думать и читать,
И друг другу помогать.
2. Подготовительный этап.
-Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, почему гл. герой Ваня взял сливу, и как он переживал за свой поступок.
-Сегодня мы продолжим разговор на важную нравственную тему.
Работа парах.
- На партах лежат листочки, найдите задание №1, прочитайте стихотворение про себя, подготовьте ответы на вопросы.
Слайд 3
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу её теперь,
Везде её ищу.
Вторую ночь уже не сплю.
Душа болит, болит.
И голос сердца моего твердит:
«Иди ищи!»
И я иду, ищу.
1. - Сколько поступков совершил герой? Какие?
2. - Какое чувство заставляет героя искать кошку и не спать?
(выберите нужное слово: жалость, грусть, страх, совесть, стыд)
3. - Что такое совесть? Где она живет? Нужна ли она человеку? Зачем?
Слайд 4
Можно сказать, что СОВЕСТЬ - это ГОЛОС внутри нас, в нашей душе. Помогает совершать добрые поступки, переосмысливать свое поведение, исправлять ошибки.
Вывод: Получается, раз наш герой ищет кошку, значит, он услышал голос своей совести. Значит, она у него есть, какой? совестливый ч-к.
- А человека, у которого нет совести, или она молчит, как называют? (бессовестный)
- А про какого человека говорят «Он живет с чистой совестью?» (которому не стыдно за свои поступки перед людьми.)
или в ладу со своей совестью
Вот как объясняется слово в Толковом словаре. Слайд 5
Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Слайд 6
-Какая ТЕМА урока? О чем будем читать?
Слайд 7
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. П. Гайдара «Совесть» и проанализируем поведение героев.
- Можно ли по названию определить, каким будет рассказ:
шуточным или серьезным поучительным?
3. Открытие нового знания.
- Найдите на листах задание 2, познакомимся с биографической справкой.
Чтение про себя.
- Читайте внимательно, чтобы ответить на мои вопросы.
Гайдар Аркадий Петрович - известный детский писатель.
Настоящая его фамилия - Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла Гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.
В 20 лет он был уволен в запас.
Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента и погиб в 37 лет.
В своих книгах («Чук и Гек», «Тимур и его команда» и других) он поведал о дружбе, честности, мужестве, справедливости.
Ответьте на вопросы, пользуясь текстом,
1. Какова настоящая фамилия А. П. Гайдара? зачитывайте.
2. Сколько войн прошёл писатель? Какие?
3. О чем писал в своих произведениях писатель? (о важных нравств. качествах)
4. Что означает фамилия Гайдар?
- Правильно, на этот вопрос нет ответа в тексте. Об этом расскажу я.
Слайд 8 Фамилия Гайдар - это псевдоним – по-монгольски «всадник, скачущий впереди».
Вот такой псевдоним выбрал себе писатель.
Знакомство с произведением, слушание его в записи.
- Слушайте, попробуйте представить все, что происходит.
- Вы прослушали рассказ, понравился? Кто герои?
Слайд 8 Словарная работа
- Ребята, эти слова встретятся в рассказе. Объясним их.
украдкой (вы-) шмыгнуть смекнуть
болтаться беспощадная добродушный
Вторичное чтение уч-ся текста, чтобы лучше представить образы героев и понять их поступки.
Обмен мнениями.
Ответьте на мои вопросы.
1. Почему Нина решила не идти в школу? (зачит.) (Значит, она прогульщица.)
2. Как вы думаете, хорошо поступила Нина? Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)
3. Попробуйте объяснить выражение “болтается с книгами по городу”? (Ходит без дела.)
4. Чем еще был плох ее поступок? Даже опасен? (В роще могли быть дикие звери, плохие люди)
5. Переживала ли Нина? Какое у нее было настроение? (зачит.) (ловит бабочку, хорошее, радостное, чудесное, беззаботное)
Слайд 10
- Посмотрите на рисунок, о чем нам рассказывают выражение лица, жесты девочки?
(Нина говорит строгим голосом, как взрослая, ругает его.)
1. - Найдите отрывок к этому рисунку.
2. - Почему Нина называет малыша несчастным прогульщиком? (Она думает, что он такой же прогульщик, как она.)
3. - Почему же тогда Нина повела малыша через рощу? (Нина была доброй, отзывчивой. У нее было доброе сердце. Эта черта характеризует Нину, как очень хорошего человека.)
- Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
4. - Изменилась ли Нина после встречи с малышом? (заплакала)
Почему? (Стыдно.)
5. - Найдите ИДЕЮ - главную мысль - «грызет беспощадная совесть»?
-Дети, как вы относитесь к Нине? осуждаете или жалеете? (Девочку жалко, переживает)
Физминутка
- Если я назову хороший поступок - руки над головой; плохой – присядьте.
Помочь дедушке
Взять чужую вещь
Порвать книгу
Вымыть посуду
Сломать ветку дерева
Обозвать товарища
Покормить птиц
Вынести мусор
Подставить подножку
Сказать неправду
Сложить вещи
Вытереть пыль
Слайд 10-11
В виде схемы я представила состояние- настроение Нины.
Вспомните - Какое настроение было у Нины в начале? в конце? (Изменилось на противоположное.)
-Что автор хочет этим показать? (что человеку становится плохо, если он не поступает по совести)
Давайте ответим на вопрос учебника.
- Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?
(потому что главная героиня рассказа — это совесть)
- Так какой это рассказ - юмористический и поучительный? - Чему он нас учит? (отвечать за свое поведение и поступки перед людьми)
Слайд 12
-Р-та, многие писатели обращались к этой важной теме:
А. С. Пушкин писал: «Совесть - это когтистый зверь, скребущий сердце»
Нем. философ Фридрих Гегель: «Совесть - это светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то светильник разбивают» .
- С чем можете сравнить совесть Вы (сторож, барабан, строгий судья, ниточка, будильник)
Слайд 13
-Народ придумал много пословиц о совести.
Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.
1. Есть стыд, есть и совесть.
2. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
3. Совесть без зубов грызёт.
4. Нечистая совесть спать не даёт.
ИТОГ урока, составление синквейна.
-Что подсказывает совесть человеку? (Совершать хорошие поступки.)
Слайд 15 Перед вами 2 сердца.
Ребята, оцените свою работу на уроке.
Если урок был для вас полезным, он чему то вас научил покажите красное сердце.
Если вы ничего не поняли, то - синее сердце.
- Надеюсь, что совесть будет помогать Вам совершать хорошие поступки.
Слайд 16
Домашнее задание