Папки-передвижки

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского

Валентина Качалина
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель ___Качалина Валентина Васильевна___

Класс : ___3 «В»__

Предмет: литературное чтение

Тема: Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка?

Место и роль урока в изучаемой теме : урок изучения нового материала. (из 3 уроков - № 1)

Публикация «Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К, Г, Паустовского» размещена в разделах

Цель: создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, для формирования собственного суждения и высказывания по теме.

Задачи:

Предметные

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

• определять жанр литературного произведения, называть основную тему;

• характеризовать героев произведений;

• выявлять авторское отношение к герою.

Метапредметные:

Регулятивные

• принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

• произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

• уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

Коммуникативные

• выражать свои мысли в устной речи;

• участвовать в учебном диалоге;

• принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Личностные

• формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений.

Дидактические средства:

для учителя: медиапроектор, выставка книг К. Г. Паустовского, средства ИКТ (презентация, аудиофрагмент сказки «Стальное колечко»

для обучающихся: учебник 2 часть «Литературное чтение» 3 класс В. Ю. Свиридова, “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова.

№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Наш урок мне хочется начать с пожелания. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь глазами, улыбнитесь сердцем, мысленно пожелайте друг другу всего доброго. И я уверена, что всё будет у вас хорошо.

Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги». (Слайд 1)

-Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами, его читателям. (Слайд 1)

Рассказ о творчестве писателя.

(сообщение с презентацией - творческое домашнее задание) Личностные:

формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, средств Интернета

2 Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений - Какое произведение К. Г. Паустовского вы прочитали дома?

- Что вас взволновало, удивило, обрадовало?

Игра «Верно ли?»

- Каждой паре предлагаются 6 высказываний. Вам необходимо оценить эти высказывания. Если высказывание верное, то вы ставите «+», если высказывание неверное, вы ставите «-» .

- Что будете делать с неверными высказываниями?

1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. («-»)

2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. («-»)

3. На платформе девочка встретила двух бойцов. («+»)

4. Боец попросил подарить ему махорки. («-»)

5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. («+»)

6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. («-»)

- Если ваш ответ совпадает с правильным, то обводите его в кружочек.

- У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем. Дети рассказывают о прочитанном.

Работа в парах

- Изменять высказывание так, чтобы оно стало верным.

1. Дед Кузьма и Варюша жили в деревне Моховое («+»)

2. В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы («+»)

4. Боец попросил продать ему махорки. («+»)

6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко. («+»)

Самопроверка. Даются правильные ответы.

Регулятивные

принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

Коммуникативные

принимать участие в коллективном выполнении заданий.

3 Целеполагание, выявление проблемы - К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”?

- Ваши предположения?

- Итак, мнения разделились.

-В чём нам предстоит разобраться на уроке?

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

• Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

• Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

- Что нужно для того, чтобы выяснить жанр произведения?

Самые разные ответы детей, предположения.

- Определить жанр.

Работа со словарями.

- Хорошо знать содержание. Быть читателем вдумчивым, внимательным.

Понять точку зрения автора.

Коммуникативные

выражать свои мысли в устной речи;

Предметные

определять жанр литературного произведения

4 Решение учебной задачи, совместное исследование. Ну что, давайте скорее читать!

Героев нам надо поближе узнать.

В конце вы ответьте, друзья, без подсказки,

Что мы прочитали: рассказ или сказку?

- При первичном знакомстве с произведением вам встретились незнакомые слова и выражения. Каким образом вы можете объяснить их значение?

- Для чего нам нужна такая работа?

Словарная работа. Определение значения слова

- Определите значение непонятных слов из первой части произведения.

С тесОвых крыш –тёс, махорка, платформа, сапёр, шинель.

Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.

- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе? (вступление)

- Как называется начало в сказке? (зачин)

- Обратиться к словарю.

- Чтобы понять текст, осознать.

Работа в парах, поиск значения слов в толковых словарях. Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

уметь различать существенную и до-полнительную информацию, выделять главное.

Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»

- Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?

- Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ?

- Какие признаки рассказа вы можете выделить?

Слушают произведение

- На рассказ.

-Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои.

Чтение по ролям «Встреча с бойцами».

Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов «На платформе сидели два бойца…»)

- Прочитаем эту часть текста по ролям. Вам нужно будет распределить роли в своей группе. Не забывайте правила работы в группе.

- Что значит читать выразительно?

- Обратите внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой. Постарайтесь показать то при чтении.

- Какая задача поставлена перед вами?

Работа в группах, распределение ролей – 4 человека: автор, Варюша, боец с бородой, второй боец.

- Соблюдать паузы, ударения

-Прочитать выразительно

Проверка Предметные

читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

Коммуникативные

принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Физминутка Физминутка.

- Давайте немного отдохнём. Встаньте.

- Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке?

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

• Средний - здоровье

• безымянный - большущая радость

• указательный - увидишь весь мир

- Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклоны влево-вправо. Если на безымянный – ходьба на месте.

Хором по правой руке, а затем по левой.

- Расскажите о Варюше: как она себя ведёт, какой у неё характер, сколько ей лет?

- Нравится ли вам эта девочка?

- Как боец обращается к Варюше? Что необычного в этих обращениях?

-Что за художественный приём использовал автор в этих прозвищах?

- Как вы считаете, рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?

- Что вы можете сказать о поступке Варюши в этом сюжете? А бойца?

- За что солдат подарил девочке колечко?

- Предмет – колечко – простое или волшебное?

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? - Добрая, общительная, верит в сказку.

- «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»

- Сравнение, метафора.

Регулятивные

принимать учебную задачу;

произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

Предметные

характеризовать героев произведений;

выявлять авторское отношение к герою.

Познавательные

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

5 Итог урока - Какую задачу ставили в начале урока?

- Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ?

- К. Г. Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок. ” Как вы это понимаете?

- О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? - И рассказ, и сказка.

- Рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать.

О добре, заботе о близких.

6 Рефлексия

Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса Приём «Три М»

- Подумайте, какие три момента на уроке вам понравились и получились у вас лучше всего.

- Предложите действие, которое сможет улучшить вашу работу на следующем уроке.

Приём «Пятёрочка».

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

7 Домашнее задание

1. стр. 30-34 выразительное чтение, пересказ

2. Творческое задание: придумать продолжение

Про какой палец не сказал боец Варюше?

Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского. выбор домашнего задания

Список литературы

1. Свиридова В. Ю. Литературное чтение : учебник для 3 кл. – Самара: Издательство “Учебная литература” : Издательский дом “Федоров”, 2012

2. Захарова В. В., Серова М. В. Поурочные разработки по литературному чтению : 3-й класс. – Самара: корпорация “Федоров”, 2009.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М. : Азъ, 1994.

4. Паустовский К. Стальное колечко. – М. : Советская Россия, 1977 – 24 с.

5. Единая коллекция ЦОР https://festival.1september.ru/articles/651864/

6. Единая коллекция ЦОР: https://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/Popova_VN/ou_Popova_VN.html

7. Единая коллекция ЦОР https://artcyclopedia.ru/letnij_vecher_okolica_1899-levitan_isaak_ilich.htm

8. Единая коллекция ЦОР https://yandex.ru/images

9. https://viki.rdf.ru/item/1352/download

10. paustovskiy.niv.ru

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает" Лапшина Надежда Михайловна, учитель.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе школы 8 вида «Незабудки» по И. Соколову-Микитову Конспект урока литературного чтения 3 класса. Тема: «Незабудки» по И. Соколову – Микитову (для школ 8 вида) Цели урока: 1. Коррекционно.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе ФИО учителя: Дозморова Елена Александровна Тип урока: Комбинированный урок Учебник "Радужный английский" Тема урока: «В зоомагазине».

Технологическая карта урока чтения Технологическая карта урока чтения М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ Учитель Е. В. Сатина Тема урока Звук [ ш ].

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Насколько больше или меньше» Технологическая карта урока Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока I. Организационный этап. Создание.

Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины» Предмет: музыка 3 класс. Тема урока: «Певцы русской старины». Цель урока: раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского
Опубликовано: 4 января 2017 в 19:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД