Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»

Личик Марина
Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»

Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы"

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»

«Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата уже нельзя рассматривать как исключительно научную. Это комплексная междисциплинарная проблема, охватывающая социальные, экономические, экологические аспекты…

Важно повысить уровень осведомлённости общества о проблемах ближайшего будущего. Всем социально активным людям нужно уже сегодня принять активное участие в объединении и сплочении мирового общества, игнорируя все эгоистические, социальные, политические, религиозные и иные барьеры, которыми система искусственно разделяет людей. Только объединив свои усилия в мировом содружестве не на бумаге, а на деле, можно успеть подготовить большинство жителей планеты к тем планетарным климатическим, мировым экономическим глобальным потрясениям и изменениям, которые грядут. Каждый из нас может сделать много полезного в этом направлении! Объединившись, люди удесятеряют свои возможности».

Введение.

Идея создания данного проекта появилась, когда в конце 2017 года в СМИ стали обсуждать извержения вулканов. «Под территорией Йеллоустонского национального парка (штат Вайоминг) находится очаг крупного вулкана, который сейчас активизировался. Сейсмологи обеспокоены ситуацией, которая складывается вокруг супер вулкана Йеллоустон, находящегося в самом центре США. В случае его извержения Северная Америка фактически перестанет существовать, превратившись в безжизненную пустыню, напоминающую поверхность Марса. И самое страшное состоит в том, что это несчастье может произойти. в любую минуту…»Следом извержения в Японии вулкана Симмоэ, в Гватемале вулкан Фуэго, на Камчатке вулкан Шивелуч …

Мне очень захотелось рассказать детям о вулканах. Показать его строение, как он извергается.

Актуальность

В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

Извержение вулканов - это опасные природные явления, которые характеризуются внезапными нарушениями жизнедеятельности населения, разрушениями, травмами и жертвами среди людей.

На Земле существует порядка 1 500 активных вулканов, 50 из них ежегодно извергаются, выбрасывая в воздух пар, пепел, ядовитые газы и лаву.

Наша страна огромна. В Камчатском крае существует более 20 действующих вулканов.

Решено было разработать индивидуальный проект «Вулканы».

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Методы и приёмы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, фото, иллюстраций, опыты, рисование рисунков, анализ и обобщение результатов.

Материал:

-телевизор, видеофильмы.

-фото, картинки с изображением вулканов

-макет вулкана, смесь для изготовления извержения вулкана (пищевая сода, красная краска – гуашь, лимонная кислота, вода);

Гипотеза - возможно ли создать искусственный вулкан и провести его извержение.

Объект исследования – вулканы.

Предмет исследования – использование знаний о вулканах в предметно- исследовательской деятельности.

Програмное содержание:

Цель: познакомить детей с природным явлением-извержением вулканов, видами вулканов.

Задачи:

обучающие: знакомить детей со строением вулкана, причинами извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека;

развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения эксперимента, развивать логическое мышление;

воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Словарная работа: жерло, кратер, вулкан, лава, магма, вулканолог.

Предварительная работа: просмотр фото и видеофильмов о вулканах, чтение энциклопедии.

Развивающая предметно-пространственная среда: макет вулкана, лимонная кислота, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, фото "Мир вулканов", стаканы с водой, камни.

Используемые технологии и методы:игровые технологии, экспериментирование

Содержание НОД:

1. Вводная часть:

Воспитатель: Сегодня мы с вами снова пришли в наш "Уголок почемучек". Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?

Дети: Чтобы изучить что-то новое и интересное

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?

Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Дети: Вулкан

Воспитатель: Правильно! А что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?

Дети: Да

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 2 "Вулканы"). Что вы видите на картинке?

Дети: Вулкан.

Воспитатель: Правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. (Слайд 3,4 ,5,6"Вулканы").

Такие вулканы называются действующими. (Слайд 7"Какие бывают вулканы?")Действующие; (Слайд 8 «Какие бывают вулканы) Потухшие. (Слайд 9 «Вулканы могут извергаться из воды)

Дети: рассматривают изображение

Воспитатель: в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана

(обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим.

Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:

1. Какой формы вулкан?

2. На что он похож?

3. На что похожа его верхняя часть?

Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

Воспитатель: Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

Воспитатель: А вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?

Дети: Да, хотим

Воспитатель: В нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.

Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"

Дети подходят к макету вулкана и внимательно смотрят за воспитателем,как он добавляет в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, Лимонную кислоту (заранее разбавленную в воде)

Воспитатель: Что вы наблюдаете?

Дети: Как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность

Воспитатель: Во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые застывают и получается камень - пемза.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 10 "Различия между пемзой и галькой").

Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.

Дети: Находят пемзу, среди остальных камней

Воспитатель:А теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт "Тонет-не-тонет"

Дети: Бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают, делают вывод: галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет

Воспитатель:А теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.

Дети:Галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность,рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде.

Воспитатель: Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает "спокойно". И у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке

А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов?

Дети:Размышляют, высказывают предположения

Воспитатель: проводит беседу "Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?".

Показ (Слайдов 11,12,13,14 «Польза и вред от вулканов)

Воспитатель:Ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана?

Дети: Высказывают предположения

Воспитатель: Извержение можно предсказать заранее и занимаются этим ученые – вулканологи.

Показ (Слайда 15 "Профессия - вулканолог")

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах. И сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди вулкан" и проверим на сколько вы были внимательны

Показ (слайда 16 "Где спрятался вулкан")

Дети: Находят на изображении на экране вулкан.

Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.

Литература:

1."Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

2. Конспекты занятий в разных возрастных группах". сост. Н. В. Нищева. - Спб. ,"Детство-Пресс", 2013, 320 с.

3. Интернет источник LOVEOPIUM.RU

4. Интернет источник Maam.ru

Глоссарий.

Вулкан-гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные патоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли.

Кратер- чашеобразное углубление на вершине горы.

Жерло- это вертикальный или наклонённый канал, по которому вытекает лава.

Магма- расплавленное вещество мантии.

Лава- это магма, излившаяся на поверхности. Температура 750-1250 C. Скорость течения 300-500 метров в час.

Вулканолог- специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов.

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Дом» Цель: познакомить детей с правом на жизнь в своём доме. Задачи: Образовательная: знакомить детей с правами и обязанностями; способствовать.

Конспект познавательного занятия в средней группе по окружающему миру «Прозрачный невидимка (воздух)»Конспект познавательного занятия в средней группе по окружающему миру «Прозрачный невидимка (воздух)» Конспект познавательного занятия в средней группе по окружающему миру. Прозрачный невидимка (воздух). Владимирова Елена Валентиновна ТЕМА:.

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в страну Светофорию» в средней группе Ход занятия: Организационный момент - Вы, ребята, проходите. Друг на друга посмотрите. Поздоровайтесь ладошками, улыбнитесь все немножко.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Осень» Цель занятия: обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи: Образовательные: Формировать у детей представление об осени, как о времени.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Как мы мебель покупали». Цель: Познакомить детей с обобщающим понятием "Мебель" Дать представление о назначение некоторых предметов мебели группы, спальни,раздевалки.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Как одежда нам помогает» Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Как одежда нам помогает Задачи: 1. Формировать у детей элементарные представления.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Цель: формировать у детей представления об овощах.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Познакомимся с профессиями» Программное содержание: познакомить детей с различными видами профессий. Цель: познакомить и расширить знания детей о профессиях; уважать.

Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 00:24
+355Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Папа, мама, я — спортивная семья» в День...
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, родители, дети! 8 июня – День Семьи, любви и верности! Семья – это дом, семья – это мир, семья – это крепость, за...
Фотоотчёт физкультурного развлечения «Путешествие в Королевство Математики» в рамках...
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время по праву отводится важное место. Она учит логике, оттачивает ум ребенка, развивает гибкость...
Акция «Голубь мира»
21 сентября в нашей группе в честь празднования Международного Дня мира прошла всероссийская акция «Голубь мира» Родители и дети нашей группы с огромным...
Отчет о проведении тематической недели по ПДД в средней группе №11
Цель недели: формирование навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников. Задачи: 1. Формировать и развивать у детей целостное восприятие...
Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие...
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое». Задачи:...