Лучший педагог года

Проект «Виртуальная экскурсия»

Пчельникова Татьяна
Проект «Виртуальная экскурсия»

Методическая разработка виртуальной экскурсии

Тема урока: Экскурсия в биогеоценоз болота.

Тип урока: Экскурсия (виртуальная – с помощью презентации).

Презентация представлена в приложении 1.

Цель урока: способствовать усвоению учащимися понятий темы «биогеоценоз».

Задачи урока:

Образовательные задачи:

Публикация «Проект „Виртуальная экскурсия“» размещена в разделах

способствовать усвоению учащимися понятий «биогеоценоз», «экосистема», «биотоп», «биоценоз», «факторы среды обитания», «приспособленность организмов», «ксерофиты», «гидрофиты», «жизненные формы растений».

Развивающие задачи:

а) способствовать развитию специальных умений и навыков:

- умения пользоваться определителем растений;

- умения пользоваться простейшими приборами: мерной вилкой, буравчиком, компасом и др. ;

б) способствовать развитию общеучебных умений и навыков:

- умения устанавливать причинно-следственные связи между условиями среды обитания и приспособлениями организмов к ним;

- умения давать характеристику объекта (болота);

- умения составлять схему экологического профиля кочки, болота;

- умения сравнивать (экосистемы леса и болота,

- умения конкретизировать - определять видовой состав БГЦ – болота, леса.

Воспитательные задачи:

способствовать пониманию учащимися роли водно-болотных экосистем в жизни биосферы и человека.

Необходимое оборудование и материалы: Медиа-проектор, экран для показа презентации, компьютер; Гербарные папки, листы бумаги для записей, карандаш.

Подробный конспект урока

(Мотивация учащихся)

Ребята, мы отправимся на экскурсию в природу для изучения экосистемы - выполним практические задания по описанию биогеоценоза. Сначала давайте определим, куда мы пойдем. Послушайте стихотворение Аполлона Майкова и назовите его.

(Cлайд 2)

Там белоус торчит, как щётка жёсткий;

Там точно пруд зеленый разлился;

Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,

На старый пень, торчащий из воды,

На солнце нежится и дремлет. Белым

Пушком одеты тощие цветы;

Над ними мошки вьются роем целым;

Лишь незабудок сочных бирюза

Кругом глядит умильно мне в глаза,

Да оживляют бедный мир болотный

Порханье белой бабочки залётной

И хлопоты стрекозок голубых

Вокруг тростинок тощих и сухих.

Ах! Прелесть есть и в этом запустенье!

(Слайд 3)

Озвучиваются варианты названий стихотворения, предложенные учащимися. Аполлон Майков назвал своё стихотворение «Болото».

«Болота – это особый мир, отдельный, живущий своей особой жизнью, имеющий постоянных обитателей и временных гостей, свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну»,- так писал Ги де Мопассан.

«Не вода и не суша – на лодке не уплывёшь, и ногами не пройдешь», - так говорит о болоте старинная русская загадка. Эта загадка помогает понять научное определение болота.

Болото – участок земной поверхности с избыточно застойным или слабо проточным увлажнением верхних горизонтов почвогрунтов, на котором произрастает специфическая болотная растительность, приспособленная к условиям обильного увлажнения и недостатка кислорода в почве, развивается болотный тип почвообразования, происходит накопление не разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в слой торфа.

При слове «болото» у многих людей возникает ассоциация с некрасивым местом, полным комаров. Часто употребляются прилагательные: унылое, однообразное, мрачное, страшное, топкое, вязкое.

С похвалой о болоте отзовутся, разве что, охотники и ягодники. Негативное отношение к болотам – следствие не только недостатка экологического образования. Частично оно досталось нам в наследство от диких предков. Болото, как место труднодоступное и не пригодное для человеческого жилья, не представляло особого хозяйственного интереса, а значит, сравнительно редко посещалось людьми. И где, как не в этом глухом месте, следовало селиться «силам неведомым и нечистым» - Лешему, водяным?

Сейчас отношение к болотам меняется. Болота начинают восприниматься как национальное достояние России. Водно - болотные угодья – особо уязвимые экосистемы нашей планеты, которые в настоящее время находятся под наибольшей угрозой разрушения. Поэтому болота требуют изучения и охраны.

И на болоте можно найти поразительное разнообразие красок и запахов, только для этого нужно чуть пристальнее всмотреться, чуть ниже нагнуться, а самое главное – болото не терпит суеты. Тайны, связанные с жизнью на болоте, открываются постепенно, не вдруг, и не сразу. На самом деле болота - удивительные, уникальные биогеоценозы.

Когда-то существовали семь чудес света. Словосочетание «чудо света» употребляется в отношении предмета или явления, вызывающего восхищение человека какой-то своей необыкновенностью, неповторимостью. Если мы придем на болото, то познакомимся со многими чудесами, которых нигде больше не встретим.

(Слайд 4)

Выделяют три типа болот: верховые, низинные и переходные.

(Слайд 5)

Итак, ребята сегодня мы с вами отправляемся в гости в соседний район нашей Нижегородской области в Лукояновский район, а именно на низинное болото.

Расположение болот на карте

Давайте обратим своё внимание на карту и космоснимки Лукояновского района Нижегородской области, по ним можно увидеть, что болота сосредоточены в центральной части Лукояновского района в поймах рек Пандуга, Панзелка, Алатырь. На космоснимках видна кустарниковая и небольшая лесная древесная растительность, и если учесть условные обозначения заболоченности на картах и сопоставить их с космоснимками, то по растительному миру можно предположить, что эти болота относятся к низинному и к верховому типу болот.

Условные обозначения на картах землепользования (карта-схема Лукояновского района) все болота обозначаются символами заболоченности.

Условный знак

Болото

Итак, ребята мы узнали что низинные болота Лукояновского района располагаются на реке Пандуга, Панзелка и Алатырь.

Ход и содержание урока

Ребята! Обратите внимание на домашнее задание записанное на доске: Вам необходимо будет представить отчет по экскурсии в любой форме : презентация, рисунки, гербарий, сочинение, учебно-исследовательская работа и т. д. Для его выполнения постарайтесь собрать материал на ближайшем от вашего дома болоте для гербариев и составления отчета.

Путешествие на болото в поисках чудес начинается!

(Слайд 6)

Чудо первое. Жизнь на болоте. Корни болотных растений.

Низинные болота питаются богатыми грунтовыми или подземными водами. Поэтому на них могут расти евтрофные растения, требующие обильного минерального питания (греческое ев, или еу, — «хорошо», трофо — «пища»); отсюда и второе название низинных болот — евтрофные. На низинных болотах вода имеет менее кислую реакцию, и само болото обладает рядом благоприятных условий. Здесь растения не испытывают недостатка в воде и минеральных веществах. Внешний вид и строение растений низинных болот будет существенно отличаться от такового растений верховых болот. Растения низинных болот часто имеют толстые, мощные корневища, которые позволяют им удерживаться в топкой болотистой почве, а также толстые сочные стебли. Все эти растения нуждаются в большом количестве минеральных солей. Видовой состав растений низинных болот довольно богат. Основу растительного покрова составляют крупные травы-гигрофиты. Поэтому низинные болота называют ещё и травяными.

Задание № 1. Жизнь на болоте.

Соберите экземпляры растений для гербария, определите у них признаки гигрофитов, гидрофитов, мезофитов, мезогигрофитов, ксерофитов.

Задание № 2. Корни болотных растений.

Ребята внимательно рассмотрите корни болотных растений представленных на слайде: какие они? Куда направлены? Какой длины? Толщины?

Почему в видовых названиях растений преобладает слово «болотный»?

(Слайд 7)

Чудо второе. Таинственные находки в торфе.

«Мох, осевший в глубине болотной,

Слой на слой ложился много лет.

И теперь он, рыжеватый, плотный,

Вынут экскаватором на свет».

Вс. Рождественский

В течение года торфяной мох вырастает на 2-3 см. Торфяная толща растет медленнее, чем мох, так как торф значительно более уплотнен по сравнению с живым мхом. Ежегодный прирост торфяника обычно не превышает 1 мм, таким образом, возраст торфяного болота с мощностью торфа в 2-5 м составляет от 4 до 10 тысяч лет.

Болото — всегда загадка, тайна не только для нас, но и для ученых. Это поистине еще неоткрытая сокровищница, откуда мы можем узнать не только о прошлых ландшафтах, но и нашу историю. Помимо остатков растений болота хранят в своей толще останки животных давно вымерших мамонтов, их и по сей день находят в болотах Сибири. Так в 1977 году в устье небольшой сибирской речки Димы был обнаружен хорошо сохранившийся труп маленького мамонтёнка. У него ещё не было бивней. А возраст останков исчислялся 44 тыс. лет. На сегодняшний день это одна из древнейших находок мамонтов в России. А также болота хранят в себе орудия труда и войны прошлого и даже останки хозяев этих орудий. Так, в Британии был найден рыцарь в полных доспехах.

В 1950 г. рабочие, добывающие торф в районе Толлундских болот в Дании, наткнулись на труп человека. Казалось, он погиб совсем недавно: тление еще не коснулось лица. Человек лежал на боку. Закрытые веки и полуоткрытые губы придавали ему выражение спящего. Волосы на голове были коротко подстрижены, подбородок выбрит. Кроме остроконечной кожаной шапки и кожаного ремня на нем ничего не было. Шею трупа стягивал ремень-удавка, петля врезалась в горло. Было ясно, что неизвестный погиб насильственной смертью.

На торфяник прибыла полиция, а вместе с ней сотрудники одного из краеведческих музеев. Вывод ученых был неожиданным: ни о каком недавнем преступлении говорить не приходится. Рабочие нашли человека железного века. Он жил около двух тысяч лет назад…

Консервирующие свойства торфа и торфяного мха легко объяснимы. Сфагнум выделяет большое количество водорастворимых органических кислот (яблочная, щавелевая, янтарная) и фенольных соединений (флавоноиды, гликозиды, сфагнол, создавая кислую реакцию во внешней среде. Этим объясняется и бактерицидное действие сфагнумов на бактерии гниения.

(Слайд 8-23)

Чудо третье. Маленький дом для различных семейств.

Видовой состав растений низинных болот довольно богат. Основу растительного покрова составляют крупные травы-гигрофиты. Поэтому низинные болота называют ещё и травяными. Среди травянистых растений нужно назвать в первую очередь следующие семейства рогозовые, осоковые, злаковые, сложноцветные, хвощёвые, а также ароидные, ирисовых, вахтовые, гречишные, телиптерисовые, орхидные, паслёновые.

Из деревьев на низинных болотах чаще всего встречается Ольха черная, или клейкая. Можно встретить и некоторые другие деревья: сосну обыкновенную, березу пушистую, ель европейскую, осину обыкновенную, или тополь дрожащий.

Обычны на низинных болотах и кустарники. Это главным образом различные виды ивы, например пепельная, ушастая, пятитычинкова, козья и др. А так же встречается крушина ломкая или ольховидная.

На болотах рассматриваемого типа нередко развивается моховой покров из зеленых (не сфагновых) мхов. Все эти мхи, как и другие растения низинных болот, являются не только гигрофитами, но также и эвтрофами. Но, естественно, не все перечисленные растения встречаются вместе; они образуют различные сочетания — растительные сообщества (фитоценозы).

Любые сообщества обладают некоторыми признаками. К таким признакам относят соотношение организмов с определенными типами внешнего строения, т. е. жизненными формами.

Задание № 3. Теперь, внимательно смотрим на слайды, и определяем название растения, семейство к которому оно примерно относится и определяем жизненные формы растений, которые вы видите.

(Слайд 24)

Ребята в ходе нашей экскурсии вы наверное заметили большое разнообразие ив

(Это интересно)

Ивовый промысел был весьма распространен на Руси. Из ивы изготавливали дуги, полозья саней, колёса и даже музыкальные инструменты. Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины.

Ивовые прутья — один из древнейших поделочных материалов, издавна использовавшийся для изготовления домашней утвари. Но не потерен к нему интерес и сегодня. Из ивового прута можно сделать немало красивых и полезных предметов.

Залетела муха в лапоть, залетела и молчит.

Видно ей тепло и сладко – вот она и не жужжит.

Лапоть выдохнул зевоту вместе с мухою во сне.

Муха вылетела в воздух и проснулась на стене

«Где же я сегодня ночью почивала босяком?

Может, я попала в лапоть и уснула прямо в нем».

Лапоть думает про муху и вздыхает на полу,

Видит как она по стенке ходит и по потолку.

Обрекающий на вечность и бессмертие Господь,

Пожалей мою беспечность и страдающую плоть,

Положи меня на полку ближе к небу – потолку:

Буду плакать и смеяться, глядя на свою судьбу.

Давайте познакомимся с тем, во что одевались восточные славяне Киевской Руси.

Лапти

По-видимому, мы не сделаем ошибки, если, отыскивая самый древний и самый распространенный вид обуви на Руси, отдадим предпочтение лаптям.

Лапти испокон веков были главной обувью крестьян – и мужчин, и женщин. Этимологи по-разному объясняют происхождение и смысл этого слова, однако наиболее убедительным кажется производство его от слова «лапа», ибо лапой в простонародье часто называли стопу ноги. А лапоть как раз и обувал стопу, иногда закрывая ногу до щиколотки.

Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники, из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ивы (ивняки, березы (берестянники, дуба (дубовики, из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники, и даже из соломы (соломенники).

Для изготовления пары липовых лаптей обдирались три молодых деревца, именно молодых, потому что только деревья 4-6 лет способны давать лучшее лыко для лаптей, а мужику пары лаптей хватало максимум на одну неделю.

«Лаптем» называли простодушного человека, лапотником – крестьянина, а ведь лапти были хороши для любого времени года: зимой они теплы, летом – прохладны.

Вместе с тем были они очень красивы: их плели из материалов разных цветов, в прямую и в косую линейку, а иногда и в клетку, чаще лапти плелись без затей и назывались «простоплеткой». Нередко лапти были симбиозом многих материалов: лыка, пеньки, веревки и даже кожи.

Примечательно, что лапти плелись на одну ногу, без различия левой и правой. В русском языке осталось множество пословиц и поговорок, связанных с лаптями. Вот некоторые из них: «Жениться – не лапоть надеть», «Лапти подковырки не стоят».

(Слайд 17)

Чудо четвёртое. «Вечно молодые».

Попробуйте отыскать две ботанические ошибки в тексте (к сожалению, я не знаю автора этих строк) :

«Земля под ногами стала как гамак, подвешенный над бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений стояли редкие, маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки. Кислая болотная почва не дает им расти, и им, таким маленьким, лет уже по пятьдесят, а то и побольше. Ёлочки – старушки не как деревья в бору, все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой – палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая, стоя, вяжет чулок, - и так все: что ни ёлочка, то непременно на что-то похожа.» (озвучивание ответов учащихся).

Ошибки здесь следующие:

1). Не ели, а сосны;

2). Не заплесневелые (плесень – это гриб, а замшелые (покрытые мхом) или покрытые лишайниками.

Иногда старушки шутят, говоря о своем возрасте:»Сзади – пионерка, спереди – пенсионерка». Перефразируя, можно сказать о сосне, растущей на болоте: «По виду – молодка, по возрасту – старушка».

Болотные сосны имеют засыхающие вершины и ветки, изреженные кроны. Древесина их зачастую витая, скрученная. Слайд 10. Низкие, чахлые сосенки, достигают высоты 1-2 м при возрасте 30 лет. При их диаметре ствола в 6-7 см за такое время обычная сосна на сухих песках вырастает до 25-30 м в высоту и до 40-50 см в диаметре.

Почему сосна обыкновенная, хотя и в угнетенном состоянии, всё же выживает? Выше корневой шейки можно увидеть молодые боковые придаточные корни, с помощью которых сосенка пытается восполнить недостаток кислорода, испытываемый её корнями во мху. Сосна выдерживает погружение в мох на глубину до 40-60 см, тогда как береза – не более чем на 30 см.

Задание № 4. «Вечно молодые».

Ребята постарайтесь вспомнить как выглядит ствол сосны, растущей на бору или во дворе вашего дома и сравните со стволом сосны, растущей на болоте. Найдите черты сходства и различия.

(Слайд 25)

Чудо пятое. Болотные лекари.

А сколько лекарственных растений найдешь на болоте! Это и хвощ, и мать-и-мачеха, и череда, и сныть, и мята, и дербенник, и подорожник, и крапива и пр.

Хвощ полевой. Произрастает на влажных местах. Хвощ полевой известен как мочегонное средство. Назначают свежий сок, выдавленный из травы, или отвар сухого растения. Порошок из сухой травы применяется для присыпки ран и язв у животных [5].

Мать-и-мачеха. Растёт в сырых местах. Листья этого растения содержат отхаркивающие вещества, а их противовоспалительное действие весьма выражено. Кроме того растение обладает смягчающим и дезинфицирующим эффектом, в связи с чем свежие листья, кашицу из них и сок наносят на раны, язвы, потёртости, нарывы. Настои из мать-и-мачехи используют для укрепления волос, устранения перхоти и зуда. Действующие вещества мать-и-мачехи нетоксичны и не вызывают побочных действий [5].

Череда трёхраздельная. Это растение встречается вблизи воды. Трава череды содержит эфирное масло, дубильные вещества. Оказывает бактерицидное, желчегонное действие. Настой череды – прекрасное средство для купания младенцев [5].

Дербенник иволистный. Многолетнее травянистое растение, встречается в сырых местах, по берегам рек и водоёмов. Настой из этого растения оказывает вяжущее, противовоспалительное, противомикробное и болеутоляющее действие при болях в области желудка и кишечника [5].

Мята перечная. Листья мяты широко используются в промышленности для получения мятного масла и ментола, которые идут на изготовление парфюмерии, зубных паст и эликсиров, дезодорирующих средств, для приготовления напитков, конфет и т. д.

Кроме мятного масла, растение содержит вещества с выраженным противовоспалительным и противоаллергическим действием, а также стимулирующие секрецию желчи.

С лечебной целью мята применяется при заболеваниях желудка, как ветрогонное, потогонное, противорвотное, болеутоляющее, мочегонное и желчегонное средство. Отмечено стимулирующее влияние мяты на психические функции человека [5].

Задание № 5. Болотные лекари.

Хорошо запомните названия данных растений и как они выглядят, и постарайтесь собрать их на ближайшем от вашего дома болоте для гербариев и составления отчета.

Чудо шестое. Болота – великие кладовые.

Водно- болотные угодья России богаты и разнообразны. Наибольшей заболоченностью отличается лесная зона - более 70% от общей площади болот. Велико и многообразно значение болот:

1. Если леса часто сравнивают с лёгкими, а ручьи и реки - с кровеносными сосудами планеты, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме – они очищают воды, удерживают загрязняющие вещества: удобрения и ядохимикаты с полей, промышленные стоки и фильтраты со свалок.

2. Болота накапливают и хранят пресную воду, регулируют поверхностный и подземный сток, поддерживают уровень грунтовых вод.

3. Болота возвращают в атмосферу кислород, изымают из атмосферы и накапливают углерод. М. М. Пришвин писал: «. болото со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая Солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям. Но в болотах вода не дает родителям – растениям передавать свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

4. Болота стабилизируют климатические условия, особенно осадки и температуру.

5. Болота служат местом обитания многих видов растений и животных, в том числе редких и хозяйственно важных, поддерживают биологическое разнообразие.

6. Болота представляют большие возможности для туризма, рекреационного и бальнеологического использования, являются прекрасным средством для снятия стресса.

7. Водно- болотные угодья - часть культурного наследия человечества: они связаны с религиозными и космологическими убеждениями людей, являются основой важных местных традиций, представляют собой источник эстетических чувств, удовлетворяют потребность человека в созерцании дикой природы.

8. Болота служат источником вдохновения для творческих людей. Так, Мещерский край неразрывно связан с творчеством К. Г. Паустовского. Достаточно прочесть «Олесю» Куприна, чтобы почувствовать атмосферу жизни болота.

Задание № 6. Болота – великие кладовые.

Дома поговорите с родителями, соседями, выясните, какие диалектные слова (по теме «болото») они знают, какие микротопонимы связаны с местностью, где расположено болото.

Дополнительный задания (Слайд 26-29)

(Слайд 30)

Чудо природы.

Не видно дна, холодная вода.

И в отраженьи, как в зеркале, листва.

И словно в океане корабли,

По озеру здесь плавают кочи.

Веденская Е. Н.

Желаю Вам влюбиться в болото и приходить на него почаще!

Рефлексия

Какие ассоциации возникают у вас при слове «болото»?

Изменилось ли Ваше отношение к болоту после экскурсии?

Какие чувства испытали Вы на болоте?

Почему болото - «кладовая Солнца» является стрессогонным фактором для человека?

Домашнее задание

Используя материал, собранный в ходе выполнения заданий во время экскурсии на болото, представьте свой отчет в любой форме.

До новой встречи на болоте!

Учащиеся получают оценку за представленный отчет об экскурсии. Учитывается проявление творческих способностей учащихся.

Публикации по теме:

Виртуальная экскурсия по музеям города Костромы Ход занятия Воспитатель: Ребята, почтальон принёс письмо, хотите узнать, что в нём написано? Дорогие ребята, Я Незнайка, живу в цветочном.

Виртуальная экскурсия по музею «Петровская игрушка» Воспитатель: Ребята, только что почтальон отдал мне посылку, хотите посмотреть, что в ней? Достаёт игрушку - свистульку. Воспитатель: Здесь.

«Виртуальная экскурсия по музею ювелирного искусства в Костроме» Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю продолжить наши виртуальные экскурсии по музеям города Костромы и приглашаю вас в музей ювелирного.

Презентация «Виртуальная экскурсия по детскому саду» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Приволжска "Виртуальная экскурсия по детскому саду" Подготовила.

Презентация «Виртуальная экскурсия «Церковные профессии» Виртуальная экскурсия,в виде презентации, направлена на профориентацию для православной молодежи. В частности освещены кратко и ясно две.

Виртуальная экскурсия как форма работы с дошкольниками Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека.

Виртуальная экскурсия «По страницам детского журнала «Мурзилка» Виртуальная экскурсия «По страницам детского журнала «Мурзилка» Актуальность. Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста.

Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерееВиртуальная экскурсия по Третьяковской галерее Цель образовательной деятельности: - Познакомить детей с историей создания Третьяковской галереи; - развивать социальную компетентность.

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей Виртуальная экскурсия в Кемеровский Областной Краеведческий музей Тема: «Динозавры в Кемеровской области» Интеграция образовательных областей:.

Презентация «Виртуальная экскурсия в пожарную часть» Виртуальная экскурсия в 62 ПЧ по охране Колосовского района В рамках непосредственно-образовательной деятельности и месячника безопасности.

Автор публикации:
Проект «Виртуальная экскурсия»
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 16:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД