Папки-передвижки

Методическая разработка «Волшебный поясок»

Андреева Светлана
Методическая разработка «Волшебный поясок»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Почемучка – двигатель прогресса.

Он взрослых изводил вопросом “Почему?”

Его прозвали “Маленький философ”.

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с той поры он больше никому

Не задает вопроса “Почему?”

Дети – маленькие исследователи окружающего мира. Они получают нужную информацию благодаря своим органам чувств. А все увиденное и услышанное остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании.

Вопрос – показатель самостоятельности мышления.

Публикация «Методическая разработка „Волшебный поясок“» размещена в разделах

«Волшебный поясок» учит детей задавать «сильные» вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете,

и попутно развивает другие интеллектуальные умения: видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения, делать выводы, доказывать и защищать идеи.

«Волшебный поясок» принесет детям удовольствие от заманчивого, немного таинственного игрового действия – «угадай», от радости думать самостоятельно (редкий вид радости, от азарта коллективной игры, от результативности, от успешности.

А взрослые подумают не только о пользе обучения (что само по себе очень важно, но и сами с азартом поиграют.

Игры с «Волшебным пояском».

Состав игры

1. Игровое поле-пояс с десятью кармашками для информации (рис. 1)

2. Наборы тематических карточек по лексическим темам.

3. Две метки (прищепки, выполняющие функции для сужения поиска.

3. Фишки.

Цели: развитие связной речи и интеллектуальных умений.

• Наблюдать;

• Видеть проблему;

• Формулировать вопросы (восполнение недостатка информации);

• Выдвигать гипотезу;

• Давать определение понятиям;

• Сравнивать;

• Структурировать;

• Классифицировать;

• Наблюдать;

• Делать выводы;

• Доказывать и защищать идеи;

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

В игре с «волшебным пояском» может принимать участие группа детей. Также интересно проходит игра в парах. Ведущим может быть как взрослый, так и ребенок. Интересно проходит игра в парах «Учитель-Ученик», со сменной функцией.

Поясок может висеть на стене, его можно прикрепить к доске или положить на столе, еще он может выполнять свою функцию – опоясывать одежду ведущего.

В зависимости от возраста детей (4-8 лет, особенностей их внимания в «поясок» можно вкладывать 6,8,10 картинок.

Игра: «Да-Нетка» : от простого, к сложному.

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений. Самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.

Дополнительное правило: поясок можно делить меткой (прищепкой) на 2 части, сужая поле поиска и облегчая поиск задуманного предмета. Например, вопрос - «Картинка находится слева от метки?» (рис. 2)

Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов:

1. спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в «пояске».

2. классифицирование объекта по его признакам.

Ход игры:

В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

1. Отгадывающий игрок должен задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства.

Переводя на простой язык, правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку» ( где находится предмет по отношению к другому предмету: справа, слева, по середине и т. д.)

На вопросы можно отвечать словами: «Да», «Нет», «И да, и нет» (то есть, объект угадан, «Это не существенно» (если в данном направлении поиск бесполезен).Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем больше игроки молодцы)

Благодаря этой игре можно:

• выучить порядковый счет, буквы, дни недели, месяцы,

• научить ориентироваться в пространстве,

• расширить словарь,

• научить задавать вопросы.

2. Классифицирование объекта по признакам.

Прежде чем непосредственно задавать вопросы и угадывать какой-либо объект, нужно провести подготовительную работу с ребенком. Цель ее уточнить текущие знания о предметах: какие относятся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются, какие к неживой природе (часть природы, но не обладают всеми свойствами живых, какие к рукотворному миру (изобретенные людьми).

Когда информационный фонд накоплен, можно смело приступать к игре.

Основные правила у нее такие же, как и у пространственной разновидности. Найти ответ, сужая поле поиска, задав наименьшее количество вопросов. Задавать вопросы помогают признаки, которыми обладает объект:

• цвет,

• форма,

• размер,

• его части и месторасположение,

• звук,

• запах,

• вкус,

• температура,

• влажность,

• материал,

• способность двигаться или выполняемое действие,

• то, как может изменяться во времени.

За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Главный показатель того, что всему научили правильно – это когда дети играют в «Да-Нет» друг с другом.

Игра «Сколько».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: Придумываем как можно больше вопросов, начинающихся со слова “Сколько”. Например: “Сколько на столе животных?”, “Сколько хищных?”, “Сколько всего ножек у мебели?”, “Сколько сидячих мест?”, и др.

За каждый придуманный вопрос игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Игра: «Молчанка».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

В этой игре также угадываем задуманный предмет, но играем молча, используя невербальные формы общения (жесты, мимику) или показываем предмет с помощью пантомимы. И вопрос, и ответ – молча.

Количество картинок на столе можно сократить. В пояске может быть 3-5 картинок.

За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Игра: «Чем больше, тем лучше».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

На стол выкладывается только одна картинка. Ведущий дает задание:

Игроки должны придумать множество вопросов к этому изображению. Выигрывает тот, кто задал больше всех вопросов к картинке.

Игра: «Окрошка».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

В пояс вкладываются картинки различной тематики: грибы, животные, транспорт. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

Тогда вопросы могут звучать так:

- Это гриб? – Нет.

- Это транспорт? – Да.

Затем уточняющие вопросы:

- Это наземный транспорт? – Да.

- Он перевозит грузы (специализация? – Да.

- Это – грузовая машина!

За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Игра: «Угадай по части» (по подсистеме).

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

Пример вопроса:

- У этого предмета есть руль? – Да.

Ребенок догадывается, что речь идет о транспорте.

Или:

- У него есть шапочка? – Да.

- Это – гриб!

За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Игра: «Угадай по функции».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

В этой игре можно задавать только такие вопросы, которые обозначают, что делают с предметом или что предмет делает. Например:

- Его можно есть? – Нет.

- На нем можно ездить? – Да.

- Можно перевозить грузы? – Да.

- Это – грузовая машина!

За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Игра: «Кто где живет?»

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

В пояс вкладываются картинки как по одной лексической теме, так и разной тематике. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

В этой игре можно задавать вопросы, помогающие угадать предмет по надсистеме:

- Этот предмет живет в лесу?

- Его дом – аэродром?

А затем уточняющие вопросы, сужающие поле поиска:

- Это животное?

- Это самолет?

За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Игра: «Шестерка слуг».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них,

Они по зову моему являются в нужде,

Зовут их Как и Почему, Кто, Что,

Когда и Где.

(С. Маршак)

В пояс вкладываются картинки как по одной лексической теме, так и разной тематике.

В этой игре выигрывает тот, кто, рассматривая поясок с картинками, сумеет придумать как можно больше вопросов, начинающихся со слов : “Как”, “Почему”, “Кто”, “Что”, “Когда” и “Где”.

За каждый вопрос – фишка.

Это достаточно азартная игра и ее хорошо использовать на различного рода КВН. Для проведения игры лучше разделится на команды.

Игра: «Угадай с трех раз».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

В пояс вкладываются картинки различной тематики: деревья, животные, транспорт и тд. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

В этой игре можно задавать только три вопроса (три попытки).

Можно конкретно называть предмет.

- Это еж?

- Это самолет?

- Это дуб?

За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Игра: «Смешилки».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

Предлагаем два варианта игры:

1. Ведущий в произвольном порядке раскладывает картинки в «пояске». Дети называют любые четыре числа (от 1 до 10).Например, 2,5,6,8.

Необходимо договориться с участниками:

-первое число (2)- Кто,

-второе число (5) –С кем,

-третье число (6)- На чем полетели,

- четвертое число (8)- В какую сторону.

Усложнение в игре: ответить полным ответом сразу на все вопросы.

2. Игра: «Сообщение в газете».

Для этого необходимо пронумеровать кармашки в «пояске» (рис. 3)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Получаем удивительное сообщение в газете. Можно предложить детям прокомментировать и проиллюстрировать эту новость.

За самое смешное сообщение игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.

Игра: «Что изменилось?».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

Дети рассматривают поясок (1-2 минуты, а затем, по сигналу ведущего закрывают глаза. Ведущий меняет местами 2 картинки-1 пару.

Усложнение в игре: заменить 2 пары и тд.

По сигналу ведущего, открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.

За правильный ответ игроку вручается - фишка.

Игра: «Чего не стало?».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

Организация игры такая, как в предыдущей. Дети рассматривают поясок (1-2 минуты, а затем, по сигналу ведущего закрывают глаза. Когда дети закрывают глаза, ведущий вынимает из «пояска» картинку, закрывает или прячет ее. Дети должны угадать, какой именно картинки не стало.

Усложнение в игре: в дальнейшем можно вынимать 2-5 картинок.

За правильный ответ игроку вручается - фишка.

Игра: «Вертушка или Ходячая реклама».

Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.

Ход игры:

Дети встают в круг. Ведущий завязывает «поясок» с картинками вокруг своей талии и встает в центр круга. Несколько раз медленно поворачивается, затем быстро снимает «поясок» и переворачивает его.

Выигрывает тот, кто запомнит больше картинок.

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка по организующему моменту НОДМетодическая разработка по организующему моменту НОД Кроссворд, как заинтересовывающая форма организации Фотография Оксаны Теликовой, выставляется с её разрешения. В таком виде кроссворд.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Волшебный поясок»
Опубликовано: 22 июня 2020 в 11:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Волшебный поясок»» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Светлана (УИ 1428114) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД