Наталья Белова
Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
"Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста"
Подготовила: воспитатель МБДОУ"Д/с№8 "Солнышко" Белова Н. Н.
Публикация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Словосочетание «культурный человек» мы часто слышим вокруг. Какого человека можно назвать культурным? На сегодняшний день быть культурным - значит обладать внушительным списком умений, навыков, качеств, а также соответствовать нормам общества. Современный культурный человек должен владеть манерами поведения и быть вежливым к окружающим. Поведение личности говорит нам о том, культурен человек или нет. Стоит отметить внешние признаки культурного человека. Презентабельность и аккуратность в одежде очень важна. Окружающие, видя человека, который выглядит по ситуации и ведет себя соответствующе, понимают, что он культурен.
Если говорить о внутренних характеристиках (чертах характера, то духовно культурный человек должен быть вежливым, милосердным, ответственным, смелым, владеющим собой в сложных ситуациях, уверенным в себе, толерантным, уважительно относиться к людям, быть сострадательным, оказывать помощь нуждающимся. Данные качества появляются с взрослением, становлением личности в процессе социализации.
Культуру прививают ребенку с первых дней его жизни: в семье, детском саду, школе. Это трудная воспитательная работа родителей, педагогов. Но все же стать культурным человеком или нет, решает каждый из нас. Стоит отметить, что быть культурным - это значит и знать историю своей страны, и любить свою Родину, и соблюдать законы РФ. Каждый из нас решает, что значит быть культурным человеком. Ведь о человеке можно судить по его поступкам.
Задача родителей и воспитателей формировать навыки вежливого отношения с близкими для ребенка взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, которыми все пользуются.
Нравственное воспитание ребенка следует начинать с самого раннего возраста и осуществлять постоянно и систематически. Оно должно быть направлено на формирование у детей лучших моральных качеств и чувств: патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и правдивости, чувства долга и ответственности, собственного достоинства и общественного долга, скромности, твердости воли и характера и др.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.
Теперь подробнее рассмотрим правила поведения.
Правила этикета.
Для малыша культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены (обязательно мыть руки перед едой, кушать ложкой или вилкой, не разбрасывать еду, не торопиться, есть маленькими кусочками, тщательно пережевывать, не крутиться и не размахивать руками, не разговаривать во время еды, испачканные руки и рот вытирать салфеткой, а не об рукава, после еды говорить «спасибо»).
Очень важна сервировка стола. Не обязательно доставать праздничный сервис, достаточно «повседневной» посуды. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Приучение к ним требует внимания родителей, а, следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.
Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.
Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий.
Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами.
1. Учите ребенка самостоятельно раздеваться и одеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вешать на место одежду.
2. Закрепляйте умение детей самостоятельно мыть руки, лицо: не разбрызгивать воду, не мочить одежду, пользоваться мылом и полотенцем.
3. Приучайте детей вежливо здороваться, благодарить, прощаться, называть взрослых по имени и отчеству в детском саду.
4. Напоминайте детям, что нужно слушать взрослых, вести себя спокойно: не кричать, не шуметь и т. д.
5. Воспитывайте у детей добрые чувства : дружбу, умение делиться игрушками, не обижать других детей.
6. Обратите внимание на культуру питания : за столом сидеть спокойно, кушать аккуратно, учите держать ложку в правой руке, вытирать рот салфеткой.
Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребенка и становятся со временем навыками и привычками поведения. Недаром говорят «Посеешь привычку – пожнешь характер».
Воспитывать культуру поведения у детей следует и по отношению к взрослым. Дети видят, что родители заботятся о них и должны стараться отвечать тем же, охотно выполнять их просьбы, слушаться их, проявлять предупредительность, стремиться порадовать своими поступками.
В отношении к сверстникам необходимо воспитывать у ребенка уважение, отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь. В 2-4 года ребенок должен знать, что нельзя мешать игре товарища, нельзя отнимать игрушки. Родители должны воспитывать в малыше приветливость, сочувствие, желание поделиться с товарищами по игре, учить договариваться детей перед совместной деятельностью.
Положительное отношение к труду тоже является составляющей воспитания культуры поведения детей. Дети до 3-х лет должны охотно выполнять трудовые поручения взрослого, проявлять интерес к труду взрослых, помогать им. Например, помочь вытереть пыль, убрать со стола, собрать игрушки. Дети 3-4 лет желают все делать сами, так дайте им эту возможность. Пусть станут вашими помощниками, не забывайте хвалить ребенка и подчеркивать важность его помощи и поддержки. С 4-х лет ребенок начинает понимать необходимость труда, у него должна быть ответственность за порученное дело, самостоятельность, стремление к качественному результату. Поощряйте инициативность ребенка в труде.
Бережное отношение ребенка к природе воспитывается с детства. Необходимо учить видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому. Дети 3-4 лет должны помогать ухаживать за растениями и животными, заботиться о них.
Как же прививать культуру поведения малышу? Каждое правило поведения должно усваиваться постепенно. Сначала родители должны разъяснить его. Например, если ты толкнул другого ребенка и не извинился, он подумает, что ты специально его толкнул. Дети должны упражняться в выполнении правил поведения. Можно для этого специально создавать ситуации. Например, ребенку 2-3 лет мама напоминает о правиле поведения, предупреждает возможность нарушения. «Папа первый сел за стол ужинать и не забыл помыть руки перед едой. Мы с дочкой, конечно, тоже помоем ручки». В более старшем возрасте напоминания также присутствуют, но все реже и реже, учитывая так же, как давно ребенок знаком с правилом поведения.
При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать, как ребенок выполняет правила поведения, сопровождать его оценкой, положительной, либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку!»
Требования к поведению ребенка должны постоянно усложняться. До 3-х лет у детей воспитываем послушание, родители должны быть требовательны в меру, так как детям еще довольно сложно контролировать свое поведение. После 3-х лет большое значение приобретает контроль в выполнении правил поведения ребенком, так как ребенок уже усвоил многие правила поведения, но они еще не устойчивы. Присутствуют в этом возрасте напоминание и оценка. У четырехлетних детей должны быть устойчивые навыки дисциплины, родители требовательны к ребенку.
Для воспитания культуры поведения детей можно использовать пример других малышей, показывать инсценировки ситуаций с игрушками, читать ребенку стихи, рассказы, сказки соответствующего содержания, чаще беседовать с ребенком. Помните, Вы главный образец подражания для своего ребенка.
Педагогические задачи:
• Обеспечить условия для нравственного воспитания детей.
• Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.
• Приучать общаться без свойственной возрасту крикливости.
• Продолжать формировать образ «я». Помогать детям осознавать, кто они и какие они. Сообщать им разные сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т. п., в том числе сведения об их прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о произошедших с ним изменениях (умеешь рисовать, танцевать).
• Формировать доброжелательное отношение ко всем детям группы, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
• Формировать такие качества, как чуткость, внимательность.
• Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
• Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.
• Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальне и столовой.
• Формировать навыки организованного поведения в детском саду, на улице.
• Формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности.
• Формировать умения выполнять действия в ходе режимных процессов.
• Формировать бережное отношение к игрушкам, к труду старших.
— Так с чего следует начинать воспитание культуры поведения?
С создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки.
Одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример родителей. Именно вы, родители, — авторитет для ребенка. И именно с вас в первую очередь он берет пример во всем.
Представьте такую ситуацию. Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок, заглядывая в группу. говорит: «До свидания». И мама с ребенком отправляются домой.
Как вы думаете, все ли правильно было сделано для привития ребенку правил культуры поведения? Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.
Методы, которые вы используете для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер -личный пример, чтение книг с ярким примером хороших манер, общение с авторитетными для ребенка людьми, постоянство и настойчивость в обучении, уважительное отношение друг к другу в семье, влияние общества (круг общения).)
Речевой этикет
Ребенок усваивает родную речь, подражая близким, так называемым материнским способом, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
Похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. В детском саду существует традиция — «Поговорим о хорошем», когда каждый получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее он будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой тоже обязательно найдите возможность его похвалить и дома в присутствии родственников, соседей, друзей хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Упражнение «Поведение детей»
А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их
Варианты
• Ребенок умеет мыть руки.
• Моет их всегда перед едой.
• Моет их после посещения туалета.
• Умеет вытираться развернутым полотенцем.
• Аккуратно складывает одежду.
• Пользуется носовым платком по мере необходимости.
• Зевает и высмаркивается бесшумно.
• Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто.
• Благодарит за оказанную помощь.
• Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
• Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
• Не вмешивается в разговор без надобности.
• При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
• Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.
• Не говорит бранных слов.
Упражнение «Острое блюдо»
— Следует ли говорить «будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается, если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание.)
— В каких случаях нужно говорить «вы», в каких — «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты» и в его устах это звучит даже мило, то с 4 лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, кроме близких родных, говорить «вы» и называть по имени и отчеству.)
— Как нужно принимать подарки? (Завернутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок.)
— В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? (Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны — то «простите».)
— Каким образом следует указывать на предмет? (Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью.)
Путь от формирования у детей представлений о хорошем до их правильного поведения очень сложен и требует постоянной кропотливой работы взрослых над развитием нравственного сознания детей
Игра «Ура и Фу»
Игра проводится раз в неделю по 5—7 минут. Следует задавать каждый раз не более восьми — десяти вопросов. Игру можно проводить в любое удобное время. Взрослый предлагает поиграть в игру: «Я буду называть действия детей. Если они поступают хорошо, ты говори «ура», если плохо — «фу».
Прогулка
• Ломает лопатку.
• Кормит птичек.
• Ломает чужую постройку.
• Делится игрушками.
• Кусается.
• Играет с ребятами дружно.
• Дерется.
• Щиплет за руку малыша.
• Бьет малыша рукой по лицу.
• Царапает малышу лицо.
• Пачкает друга краской.
• Толкает друга
• Заступается за девочек.
• Помогает новенькому собирать конструктор.
• Помогает малышу застегнуть пуговицу.
• Помогает воспитателю отмыть краску.
• Помогает товарищу подняться, когда тот упал
• Помогает достать упавший за забор мяч.
• Ставит подножку товарищу.
• Приносит свои игрушки и всем дает поиграть.
• Обсыпает песком малыша.
• Толкает товарища
• Ломает игрушки.
• Рвет чужую книгу.
• Прячет чужую игрушку.
• Забрасывает чужую шапку
• Отнимает у малыша игрушку.
• Прогоняет малыша с качелей.
• Расталкивает других, чтобы пройти первым к дверям.
• Не дает другим свои игрушки.
Отношение к животным
• Кидает камнем в кошку.
• Пинает ногой собаку.
• Кормит голодного котенка.
• Кормит рыбок
• Разоряет муравейник.
• Вытаскивает рыбок из аквариума.
Отношение к природе
• Срывает цветы.
• Поливает цветы.
• Ломает ветки.
Отношение к вещам
• Убирает игрушки.
• Рвет книги.
• Ломает машинки.
• Отрывает у кукол ноги.
• Пачкает книги.
Желаем нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведении