Лучший педагог года

Экологическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада

Иванютина Людмила Борисовна
Экологическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная методическая разработка предназначена для использования в работе педагогов с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет, в совместной деятельности с родителями, ведь так важно в ребёнке воспитать любовь к природе с раннего возраста. Основной целью данного материала является формирование основы экологического сознания, экологической культуры у детей дошкольного возраста, ознакомить, расширить и закрепить знания о природе.

Публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволяют ребенку выработать экологически правильное поведение. Одной из важных задач является развитие мотивации детей к самостоятельной познавательной реализации через понятия и представления о разнообразных природных явлениях и объектах природы, поэтому необходимо постоянно показывать, что в природе всё взаимосвязано.

С помощью разнообразных авторских дидактических материалов таких, как: игра - викторина «Знатоки природы», лэпбуков «Экология», «Вода – источник жизни», дети могут прослеживать взаимодействие огромного и цельного мира природы с человеком, что является важным для воспитания в ребёнке полноценной, здоровой личности. Ребята начинают понимать, что под воздействием внешних факторов происходят изменения в одном звене природы, тем самым, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, и зачастую вредным последствиям и для природы, и для самого человека.

В красочно оформленных наглядных пособиях дети могут наглядно увидеть отрицательные воздействия человека на природу и раскрыть её целостность, таким образом прививается устойчивая потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства с раннего детства. Игра закрепляет такие потребности у детей, помогает формировать у них основы экологической культуры, что является частью общей культуры личности челoвекa. В процессе игровой деятельности развивается речь детей. Дошкольникам нравится придумывать рассказы на экологические темы.

Практичность и доступность пособия позволяет педагогам и родителям использовать его в общении с ребёнком, формировать их представление о природе. При систематической работе у детей старшего возраста вырабатываются познавательно-логические стимулы, которые помогают узнавать и положительно реагировать на окружающий мир.

Предлагаемые материалы являются средством ознакомления с окружающим миром, с природой. Педагоги и родители имеют возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения кругозора и экологических представлений.

2. Пояснительная записка

Экологическое воспитание дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

В. A. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработки основана на самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересах и способностях, особенностях интеллектуального развития на основе практических действий, развития творческого потенциала в игровой деятельности.

Ценность материалов заключается в том, что они используется в работе педагогов, в самостоятельной деятельности детей, а также позволяет родителям находить идеи для творческого участия в образовательном процессе детского сада и в семье.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть в игровой форме, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в работе с детьми.

Данная разработка ориентирована на детей дошкольного возраста, которое целесообразно использовать в образовательной деятельности, на индивидуальных и подгрупповых занятиях по разным направлениям работы.

Цель разработки - воспитание экологической культуры и экологической грамотности воспитанников 5-7 лет через организацию игровой деятельности.

Актуальной и эффективной в экологическом воспитании детей дошкольного возраста является - игра, так как игра - ведущий вид деятельности в развитии мотивации детей к самостоятельной реализации. И благодаря игре появляется возможность формировать у детей экологические знания, правила и нормы взаимодействия с природой, воспитывать сопереживания к окружающей природе, активности в решении экологических проблем.

Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность. В ходе проведения игры ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или кaкой-либо другой игры.

Практика подтверждает, что именно эта игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вoвлечь ребенка в активное освоение окружающего мирa, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и является эффективным средством воспитания детей, а именно:

развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

доставляет ребенку положительные эмоции, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

знания по экологии, полученные в игре, вызывающие положительные эмоции у детей, лучше войдут в их самостоятельную игрoвую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

позволяет развивать у детей самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство взаимопомощи, товарищества, воспитывается культурa поведения и общения.

Единого рецепта в осуществлении экологического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации, к сожалению, нет. Современный педагог находится в постоянном поиске идей, эффективных методов и форм работы. Использование в работе игр-викторин, квестов, авторских наглядных пособия; оформление лэпбуков, экологических газет, листовок, памяток способствует накоплению ребёнком познавательных представлений, знакомит с природными явлениями, объектами природы.

Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека с новым типом экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

К основным задачам относятся:

1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4. Систематизация приобретенных детьми знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Целесообразно в работе по экологическому воспитанию использовать : целевые прогулки, виртуальные экскурсии на природу, конкурсы детских рисунков, создание гербария, выставки поделок из природного материала.

Данные материалы обладают практической направленностью, достаточным образовательным и воспитательным потенциалом. В процессе образовательной деятельности, проходящей в виде игры, дошкольники ощущают повышенную потребность. Игра позволяет обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Практические материалы, подтверждающие результативность проводимой работы, представлены в материалах приложения и содержат серию конспектов образовательной деятельности, анкетирование родителей, консультации, памятки по указанной теме.

Следует отметить, что проводимая работа способствует повышению уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города и района, охране природы, а также увеличению непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

Дети дошкольного возраста — начальное звено системы непрерывного образования, и именно в детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе Природа - Общество – Человек. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении турнира по шашкам среди старших дошкольников детского садаФотоотчёт о проведении турнира по шашкам среди старших дошкольников детского сада В конце марта в нашем детском саду прошёл турнир по шашкам среди воспитанников старших и подготовительных групп. Предлагаю вашему вниманию.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада
Опубликовано: 3 марта 2022 в 12:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД