Папки-передвижки

Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте

Соколова Ирина Владимировна
Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте

МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»

Особенности использования дидактических игр

на занятиях в младшем дошкольном возрасте

Эссе

Исполнитель :

Соколова Ирина

Владимировна,

воспитатель МКДОУ Крапивинский детский сад

№ 3 «Колосок»

Консультант:

Мельник Елена Ивановна,

методист кафедры дошкольного образования

Содержание

Введение…. 3

1. Особенности использования дидактических игр, на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста …. 4

Публикация «Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

2. Обучение детей младшего дошкольного возраста игровой деятельности

6

Заключение… 9

Список литературы… 10

Введение

Цель: Создание процесса обучения и развития детей через дидактические игры интересным и занимательным.

Задачи: 1. Воспитать у детей младшего дошкольного возраста способность к умственной активности.

2. Развить у детей предпосылки готовности к обучению в школе.

3. Научить детей самостоятельности в процессе игровой деятельности.

3

Особенности использования дидактических игр, на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста

Всем нам известно, что дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок стремится все познать через игру, так как игра это отражение детьми взрослого реального мира.

Игра таит большие возможности для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, через игру ребенок играя – учится.

У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения, стояли Ф. Фребель, М. Монтессори, много внимания изучению игры уделял К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, С. И. Тихеева, Л. А. Вегнер и другие ученые.

Игра является своеобразной формой активной познавательной деятельности ребенка в процессе которой он, под руководством воспитателя овладевает хорошими знаниями, служит хорошим средством подготовки его к поступлению в школу.

Особенность дидактических игр такова, что с их помощью у детей развиваются позитивные мыслительные операции, развивается самостоятельность и активность, мышление, а так же речь.

Отсюда следует, что дидактическая игра является эффективным средством формирования личности дошкольника : его морально-волевых качеств, ведь благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль. Дети учатся в игре взаимодействовать в команде, развивается чувство взаимопомощи. Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха.

Хочется заметить, что воспитательное значение дидактических игр во многом зависти от профессионального мастерства педагога, от знания им

психологии ребенка данного возраста, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей. Интересные игры создают бодрое радостное настроение, делают жизнь детей полной, что конечно же положительно влияет на здоровье ребенка.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка и прежде всего являются одним из главных методов обучения.

Основные особенности дидактических игр создаются взрослыми с целью воспитания и обучения ребенка. Содержание дидактических игра определяется программой под редакцией Н. Е. Вераксы «От рождения до школы». Оно связано с содержанием непосредственно образовательной деятельностью и наблюдениями.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. При всем своем многообразии игра должна по сложности точно соответствовать возрасту ребенка. Для детей младшего дошкольного возраста дидактический материал должен быть красочным, крупным, прочным, иметь доступное познавательное для понимания ребенка содержание. Большую требовательность необходимо предъявлять к своим жестам и мимике, малыш четко реагирует на выражение глаз воспитателя. Особенность дидактической игры и ее завершающим концом является результат.

Во всех разделах программы обучающие игры можно планировать на прогулке в утренние и вечерние часы в ходе занятий.

Основная особенность дидактических игр определена их названием, так как они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения детей.

Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – это и есть отличительная особенность дидактических игр.

Обучение детей младшего дошкольного возраста

Следует обратить внимание, что в работе с детьми по использованию дидактических игр не всегда точно дифференцируются понятия обучение и воспитание.

Иногда правила выступают одновременно и как действия, что может затруднить правильное использование игры воспитателем. Например, игра «Угадай, что мы задумали?».

Содержание игры: дети сидят на стульчиках, ведущий выходит за дверь, а дети вместе с воспитателем загадывают какой либо предмет на определённую тему. Вернувшись, ребенок должен назвать, что загадали дети.

Дидактическая задача : развитие связной речи, внимание, памяти, самостоятельности.

Игровые действия: отгадывание.

Игровые правила: ведущий выходит за дверь, а в это время взрослый помогает детям загадать предмет. Войдя ребенок по описанию должен угадать и назвать этот предмет.

Вот, не совсем здесь можно четко выделить, где правила, а где действия игры. Так как в правилах повторяется содержание и ход игры. Таким образом необходимо четко знать уровень развития детей данного возраста при выборе дидактической игры, иначе говоря необходимо четко знать знания и представления детей.

Дидактические игры имеют свою своеобразную структуру, т. е. основные элементы характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Теперь понятно, что чем интереснее игры для ребенка, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить, лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Дидактические игры делятся на словесные, настольно-печатные, игры с картинками, компьютерные. Чаще всего с детьми младшего дошкольного возраста используются игры с предметами, почему, да все потому что у детей 3-4 лет преобладает наглядно-образное мышление. Среди таких игр особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки, а их занимательность возрастает, если в нее включить элементы загадочности. Например, внести коробку, на которой нарисованы овощи, рассмотреть ее с детьми, спросить догадайтесь, что лежит в этой коробке?

В настоящее время распространены игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлы. И как не согласится, что эти игры способствуют развитию у малышей логического мышления, сосредоточенности и внимания. Интерес детей к игре усилится, если мы предложим детям поиграть с теми игрушками, которые лежали в коробке, а так же можно создать интерес у маленьких детей к играм, если нацелить их словами «сегодня мы с вами поиграли в чудесный мешочек, а в другой раз в мешочке будут другие игрушки, и мы будем их отгадывать».

Все названия игр, мы считаем нецелесообразно здесь описывать, ведь есть специальная на то литература. Руководство же состоит в следующем: в правильности определения дидактических задач, познанию содержания, игра может предшествовать занятию, может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности материала, подвести итог, обобщить изученный материал на занятии.

Особенность руководства играми заключается в активности воспитателя в обучении детей приемам игровых действий. Например, учить правильно раскладывать предметы, брать в правую руку и класть слева направо.

В совместных играх воспитателю необходимо не только разговаривать с игрушкой партнером, но стараться вызвать на общение ребенка, добиваться от него активности. Например, взрослый обращается к врачу ребенку, «что то моя дочка кашляет?». Ребенок обычно «врач» выполняет игровые действия: прослушивает куклу, ставит ей градусник, дает лекарства. Необходимо продолжить «а может ей поставить горчичники?», «я знаю, что они хорошо лечат от кашля». Ребенку легче включиться в ролевую беседу со взрослым и самостоятельно решить, как лечить от кашля.

8

Заключение

Из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что ценность дидактических игр заключается в следующем:

1. Дидактическая игра, это ценное средство воспитания у детей умственной активности.

2. Дидактическая игра активизирует психические процессы у дошкольников и вызывает живой интерес к процессу познания.

3. В дидактической игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности, умения и навыки.

4. Дидактическая игра формирует у детей предпосылки к обучению в школе.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 27 января 2022 в 15:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД