Ольга Акентьева
«Мир глазами волшебника». Развитие творческих способностей дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего нужно понять, зачем нам нужно развивать в детях творческие способности и умения.
Что же такое творчество, способности?
Диапазон творческих задач необычно широк по сложности, а суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи в зависимости, закономерности и т. д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Публикация «„Мир глазами волшебника“, Развитие творческих способностей дошкольника» размещена в разделах
Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая, – исполнительская, – может быть переложена и на животных, и на машину, для нее и ума не так уж много требуется.
В жизни трудно отделить разные виды деятельности, и даже невозможно. И человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, в разных пропорциях. Есть виды деятельности, просто пропитанные творчеством.
Творческая деятельность трудна, сложна, но постоянно привлекает людей, и немолодых тоже. Скорее всего, большие трудности могут дать и большие радости, высшие радости - радость преодоления, радость открытия, творчества. Наша жизнь требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Человеку с творческим складом ума легче и сменить профессию, найти творческие изюминки в любом деле, увлечься самому и увлечь других. Перед родителями, педагогами стоит задача чрезвычайной важности: сделать детей творцами, инициативными, думающими, умеющими мыслить творчески.
Первые годы жизни ребенка характеризуются богатством познаний, о котором родители и не подозревают. Точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
Значит, первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы малыш больше всего зависит от мамы, папы, от того, что они предпримут для его развития.
К сожалению, большинство родителей уделяют внимание уходу за малышом, питанием и т. д. Не придавая особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормлен, напоен, уложен спать, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу познаний, традиций своевременного и полноценного развития в младшем дошкольном возрасте, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И такое развитие считаем нормальным (после трех – поздно).
Как надо развивать творческие способности :
1. Раннее начало (физическое развитие, чтение, счет, плавание и т. д.)
2. Опережающее развитие (инструменты, стройматериалы, кубики и т. д.)
3. Максимальное напряжение сил (добираться до потолка, а затем подниматься выше его).
4. Большая свобода в выборе деятельности.
Помощь взрослых (ненавязчиво). Но надо помнить, что нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него. Подсказка вредит делу ( Циалковский: сначала я открывал истины, известные многим; затем стал открывать истины, известные некоторым; а потом, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные. Это и есть становление творческой стороны интеллекта. Задача педагогов – помочь детям встать на этот путь.
Психологические особенности творческой личности
- независимость суждений – такой человек не боится вступить на путь, который боятся избрать другие. Такой человек принимает общепринятые ценности, если они совпадают с его собственными, таким людям тяжело адаптироваться в социальной среде.
- любознательность, увлеченность, стремление доводить дело до конца, неудача может привести к уязвимости4
- самоуважение;
- предпочтение сложных задач, развитие чувства прекрасного, склонность к риску; внутренняя мотивация, стремление к порядку; чувство юмора.
Творческие люди предпочитают новые вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Творческие дети больше улавливают и понимают, могут следить одновременно за несколькими событиями.
Но, что интересно, у детей с творческой мотивацией ослаблен эмоциональный контроль, у них возникают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, в сфере отношений с людьми. Для творческих детей весьма характерно живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия.
С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.
Понятно, что многие способности являются более важными для писателя, артиста, композитора, математика и т. д. и не все способности делают прямой вклад в творческую деятельность. Для диагностики творческого развития детей разработаны разными психологами различные тесты. Многие психологи по данным своих исследований считают, что высокие творческие достижения детей связаны с такими факторами, как уровень воображения, в игровой деятельности, а также различными социальными способностями : общением, принятием роли, использованием языка, стремлением к лидерству, возможностью самовыражения, интересами, уровнем образования родителей, особенностями стиля воспитания в семье.
В настоящее время оценка творческих способностей у детей в основном проводится на основе методик Торренса. Это тесты на использование предметов, дорисовки, составление изображений из разных фигур, спрятанные формы. Ребенок, работая над этими тестами, попадает, как будто, в другой мир, в мир своих фантазий, в мир сказки и становится в этом мире волшебником.
Должно быть понятно, что успех реализации программы творческих занятий зависит от личности ведущего занятия педагога. Одно из важных условий развития творческих способностей – создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. А первое, что необходимо чувствовать детям – это чувство психологической защищенности. Критические замечания в адрес детей – верное средство подавить их творческие способности. Дети будут чувствовать, что их предложения неприемлемы, даже глупы.
Все дети должны поощряться, к их мыслям надо относиться уважительно.
Также ведущему такие занятия важно развивать у детей способности взаимодействовать с окружающими, пони мать чувства и потребности других людей.
А еще – нужно верить в способности ребенка. Можно воспользоваться еще и такими советами:
- не заниматься наставлениями, помогая детям действовать независимо;
- не делать скоропалительных допущений, необходимо видеть все сильные и слабые стороны детей;
- не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- научиться не торопиться с вынесением суждений;
- приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем;
- подходить ко всему творчески!
Учебная деятельность – это собственная мыслительная деятельность самих учащихся по добыванию и усвоению знаний. Но творческая деятельность продуктивна, в результате нее получается материальный новый продукт, будь то спектакль, танец, игрушка, рисунок и т. д. Именно в ней у ребенка изменяются, совершенствуются приобретенные способности, новые действия и навыки. И тогда ребенок чувствует себя волшебником в сказочном мире фантазий.
В чем же сущность развития творческих способностей?
- набор задач с различными способами решения;
- возрастание сложности заданий;
- совершенствование своих способностей без подсказок способов решения;
- не требовать решения с первой попытки;
- самим проверять точность выполнения;
- идти от простого к сложному до самого «потолка» своих возможностей.
По опыту известно, что у некоторых наших детей явно присутствует так называемая «леность ума, мышления». Это напрямую связано с мизерными знаниями и узким кругозором. Чем шире кругозор, тем интереснее находки детей, и наоборот. Стандартные задания в стенах школы также способствуют выработке неоригинальных решений и находок. Многих наших детей отличает обученная беспомощность, отказ от поиска. А это уже болезнь личности, ее деградация. Это болезнь души, угрожающая и здоровью тела. Надо всеми силами с этой болезнью бороться. И развитие творческих способностей детей – один из возможных и надежных путей.