Папки-передвижки

Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой «Куватка»

Алёна Чипиль
Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой «Куватка»

Тема: «Кукла-закрутка Куватка».

Цель - прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Задачи:

Познакомить с традициями и символикой Куватки;

• Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

• Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, развить навыки работы с материалами;

• Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

Материалы:

Публикация «Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой „Куватка“» размещена в разделах

Для педагога: иллюстрации, образы изделий, схемы изготовления.

Для детей: лоскуты цветных тканей, нитки №40, ножницы.

План занятия

I. Ориентационный этап.

1. Приветствие и организация внимания детей.

2. Определение темы занятия.

3. Определение целей и задач занятия.

II. Подготовительный этап.

1. Подготовка рабочего места.

2. Подготовка необходимых материалов.

III. Основной этап.

1. Созерцание зрительного ряда.

2. Беседа об истории куклы, её образах, символике.

3. Практическая работа.

4. Итоги: просмотр и обсуждение изготовленных работ.

Ход занятия

Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся со старинными игрушками. Как вы думаете, ребята, как давно появились игрушки и какими они были?

Дети вспоминают и перечисляют, какие игрушки могли существовать в старину. Педагог демонстрирует иллюстрациями.

Педагог: Самые древние игрушки были найдены археологами на территории Сибири. Это были выточенные из мягких пород камня или бивня мамонта фигурки женщин. Изготовлены они были 35-12 тысяч лет до нашей эры. Как вы думаете, для чего они были изготовлены? Каково их назначение? А почему не сохранились игрушки из других материалов?

Ребята делают свои предположения.

Педагог. Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков- древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы назывались обрядовыми. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.

Ребята, какую куклу приносят в жертву в наши дни?

Дети задумываются, вспоминают, называют.

Педагог. Правильно, это Масленица, которую сжигают во время весеннего праздника, а после лакомятся блинами-символами солнца.

Появились и другие куклы, которых жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя : Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило. Постепенно мистический обряд стал веселой игрой. Но кукла ещё не стала детской забавой. Нужно вспомнить ещё об одной роли куклы-куле - обереге. Как вы думаете от чего могла оберегать кукла?

Высказывание детей.

Педагог. Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Куклу-оберег делали обязательно безликой, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Тряпичную куколку - берегиню делали своими руками. А как вы думаете, кто их делал?

Ребята делают предположения относительно того, кто изготавливал игрушки.

Педагог. Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети сами могли сделать игрушку. Чем красивее кукла, тем способнее в рукоделье ее хозяюшка. На этом занятии и мы попробуем смастерить куклу-оберег. Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он ещё существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывались с таинством рождения ребенка.

Анализ предстоящей практической работы

Из каких материалов выполняется кукла?

Из каких деталей она состоит?

Как детали соединены между собой?

Педагог. Для изготовления Куватки необходимы два прямоугольных (разных размеров) лоскута яркой ткани и надерганные из них нитки. Разноцветные Куватки развешивались над детской колыбелькой. Куватка - игрушка, сделанная без шитья иголкой и без единой жесткой детали, она ни в каком случае не могла повредить ребенка. Процесс ее изготовления несложен, это одна из самых простых традиционных тряпичных кукол.

Практическая работа.

1. Возьмите два прямоугольных лоскута яркой ткани. Размер их должен быть разным.

2. Большой лоскут посередине перекрутите жгутом.

3. Перевяжите ткань ниткой, чтобы жгутик образовывал петельку. Это будет голова куклы.

4. Меньший лоскут скатайте жгутом и перевяжите нитками по краям и в середине. Это руки куклы.

5. Поместите руки под голову куклы, перевяжите куклу в поясе. В голову проденьте нитку для подвешивания.

Куватки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, но количество кукол должно быть обязательно нечетным. Это важное условие, чтобы куклы стали ещё и оберегом.

Итог занятия

С какими материалами работали на занятии?

Какие операции по обработке ткани выполняли?

Что вы запомнили из рассказа о кукле-куватке?

Выставка и анализ работ.

Что чувствовали при выполнении работы?

Какая кукла понравилась, почему?

Есть ли в ней настроение, характер? Почему?

Уборка рабочих мест.

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия в подготовительной группе «Подарок папе»Методическая разработка занятия в подготовительной группе «Подарок папе» Направление: художественно-эстетическое. Образовательная область: аппликация Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,.

Методическая разработка по ознакомлению дошкольников 6–7 лет с историей Тюмени и Тюменской области Методическая разработка по ознакомлению дошкольников 6-7 лет. «История Тюмени и Тюменской области» Тюмень 2016 Что за край? Откройте.

Методическая разработка конспекта занятия «Подводное царство»Методическая разработка конспекта занятия «Подводное царство» Цель занятий: Познакомить детей с различными видами рыб и животных, наблюдение за основными частями рыб, расширение словарного запаса слов,.

Методическая разработка конспекта занятия по ФЭМП «Путешествие в страну Математику» Методическая разработка конспекта занятия по ФЭМП Подготовительная группа Путешествие в страну Математика Цели: - Формирование элементарных.

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема «Идет матушка - весна» Цель: закреплять знания о весне и весенних месяцах Задачи: • Обогащать речь словами - действиями; • Упражнять.

Методическая разработка. Памятка «Ребенок и дополнительные занятия» 1) Зачем ребенку дополнительные занятия? Посещение кружка это прежде всего возможность развития. Область этого развития варьируется в пределах.

Методическая разработка занятия по пластилинографии «Птицы — вестники весны»Методическая разработка занятия по пластилинографии «Птицы — вестники весны» Методическая разработка. Занятие по художественному конструированию «Птицы — вестники весны. Пластилинография». МБУ ДО «Дворец творчества.

Методическая разработка занятия «Красота моя — золотая шаль!» Пояснительная записка. Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным.

Методическая разработка занятия с использованием сюжетно-ролевой игры «На границе» Цель: формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках, о их подвиге во время войны во имя своей Родины. Способствовать военно.

Педагогическая находка. Методическая разработка занятия в старшей группе.Педагогическая находка. Методическая разработка занятия в старшей группе. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Автор публикации:
Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой «Куватка»
Опубликовано: 30 августа 2017 в 06:56
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД