Папки-передвижки

Методическая рекомендация: «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника»

Корнеева Анжелика
Методическая рекомендация: «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника»

Методическая рекомендация для родителей «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника»

Широта и разнообразие словаря - признаки высокого развития речи ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше у него возможностей в познавательной деятельности, содержательнее отношения с детьми и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Эффективным средством для решения всех задач речевого развития являются лингвистические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда ему нужно использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка и прочно закреплять знания и умения.

Публикация «Методическая рекомендация: „Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника“» размещена в разделах

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В играх с предметами ребёнком используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.) В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Игры с природным материалом (семена растений, листья, камушки, ракушки) обогащают сенсорный опыт ребёнка. Дети с удовольствием учувствуют в играх «С какого дерева лист?», «Выложи узор из листьев и семян».

Много развивающих задач решают настольно-печатные игры. Эти игры – одно из самых любимых занятий для детей.

Игровое упражнение «Найди пару». Цель: нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: два яблока, одинаковые и по цвету, форме, размеру, или две машины, внешне ничем не отличающиеся. Активизация в словаре названий предметов и их частей.

Игровое упражнение «Что пропало?» Цель: развитие памяти, активизация существительных и прилагательных в словаре ребёнка. Игровыми задачами является также закрепление у детей знаний о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками.

Составление разрезных картинок и кубиков. Цель: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, активизировать в словаре названия предметов и их частей.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, и др.

В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра. Эти игры и игровые упражнения активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Кузовок». Цель: образовывать уменьшительно – ласкательные наименования. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова : «Вот тебе кузовок, клади в него, что на –ок.» Ребёнок отвечает : «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, утюжок, сахарок, мешок, листок, колобок, колпачок, и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.

Игровое упражнение «Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?».

Цель: упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в числе и падеже. Детям показывается картинка с изображением животного, и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Кошка – кошачий хвост, кошачье ухо, кошачья голова, кошачьи глаза; Заяц – заячий хвост, заячье ухо, заячья голова, заячьи глаза.

Игра «Наоборот». Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей). Педагог кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (весёлый - грустный) и бросить мяч педагогу.

Игровое упражнение «Закончи фразу». Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова. Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок говорит слово, которое пропустил взрослый: Днём светло, а ночью (темно); Зимой день короткий, а летом ….длинный, дерево высокое, а куст ….низкий….

Игра «Какой предмет?». Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать. Педагог показывает предмет на картине и задаё т вопрос: «Дуб какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Отвечают по цепочке: могучий, старый, мощный, сказочный, зелёный, …Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра «Слова-действия». Можно провести по сюжетной картине. (Например, по картине “Зимние забавы»). Внимательно рассмотрите всех детей, что они делают. Назовите все слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Игроки отвечают по цепочке: кружится, падает, летит, блестит, идёт, стоит, едет, съезжает, мчится, катит, лепит, скользит, кидает, играет, улыбается, смеётся, хохочет, радуется, жмурится, держит, ждёт, любуется, старается, прицеливается, хочет, представляет, наблюдает, гуляют, играют.

Публикации по теме:

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника.О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.

Презентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка»Презентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка» Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги: Л. И. Адаменко, Н. А. Кочкина, О. И. Сенько, А. Н. Чернышева.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая рекомендация: «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника»
Опубликовано: 19 декабря 2020 в 09:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД