Получи документы

Методическая система по организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Надежда Билик
Методическая система по организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте в особое место занимает развитие познавательно-исследовательской деятельности. Как известно, это направление связано с активизацией процессов восприятия и ощущения, формирования представлений о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величина, положение в пространстве, вкус, запах и др.). Данные возраста благоприятны для совершенствования органов чувств ребенка, накопления его представлений об окружающем мире обеспечивают полноценное развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста, его интеллекта. Развитие познавательно-исследовательской деятельности является базисом умственного развития детей в период дошкольного детства.

Публикация «Методическая система по организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном детстве стоят свои задачи по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Основная база знаний закладывается в младшем дошкольном возрасте, это представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это означает, что дошкольника надо знакомить со всеми разновидностями свойств – с геометрическими формами, всеми цветами спектра. Развивать его познавательные и речевые умения. Учить определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Младший дошкольный возраст считают наиболее благоприятным для начала развития познавательно-исследовательской деятельности.

Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Цель – выделить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить педагогические условия организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием разных видов игр.

2. Подобрать методики для диагностики уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей 2 – 3 лет.

3. Разработать план мероприятий для повышения уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

4. Осуществить повторную диагностику, сделать сравнительный анализ результатов.

Для решения поставленных задач применяются следующие методы : теоретические (изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение, диагностика, беседы, изучение научной литературы по теме исследования).

Практическая значимость данной разработки заключается в том, что на основе систематизации материала по изучаемой проблеме, был разработан перспективный план непосредственной образовательной деятельности и совместной образовательной деятельности с включением в них игр по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 2 – 3 лет; создан план по созданию предметно-развивающей среды, способствующей успешному развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 2 – 3 лет; подобраны методики изучения развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста; созданы картотеки подвижных и дидактических игр для успешного развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Учитывая, что игры являются основной формой и содержанием организации жизни ребенка, что игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, развитие познавательно-исследовательской деятельности детей необходимо выполнять через игровую деятельность.

Игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность воспитателя с детьми в разных режимных моментах, а также в самостоятельную деятельность детей.

Особое внимание в педагогическом процессе также необходимо уделить созданию условий для развитию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды дает ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Необходимо также, чтобы в группе были созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, организована предметно-развивающая среда.

Материал для игр должен быть размещен в доступных местах. Во всех зонах необходимо иметь достаточно привлекательного, красочного материала, удобно расположенного на разном уровне, чтобы дети постоянно могли заниматься активной практической деятельностью.

Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста должна быть рациональной, учитывать основные направления развития ребенка и способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно отметить, что развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста наиболее целесообразно проводить с использованием игры (так как игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, причем как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 2 – 3 лет в условиях ДОО будет более успешным при использовании в совместной деятельности воспитателя с детьми дидактических и подвижных игр, которые наиболее подходят для детей данного возраста. Также для успешного развития познавательно-исследовательской деятельности необходимо, чтобы в группе были созданы благоприятные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, создана предметно-развивающая среда.

Данная методическая разработка содержит полный набор методического материала для успешной организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием разных видов игр. Все материалы представлены в приложениях.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста «Опыты с мылом»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста «Опыты с мылом» Задачи: - формировать познавательный интерес и познавательные действия ребёнка в различных видах деятельности через экспериментирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая система по организации развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 16:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД