Баловнева Оксана
Методические пояснения к работам учащихся ДШИ 6 лет по учебному предмету «Лепка» на тему «Животные Арктики»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационная информация
Предмет : Лепка
Аудитория: Группа «Б» (учащиеся школы искусств 6 лет, 2 год обучения)
Тема: «Животные Арктики»
Автор: Баловнева Оксана Алексеевна
Тип урока: Комбинированный
Время реализации: занятие 2 часа (90 минут)
Публикация «Методические пояснения к работам учащихся ДШИ 6 лет по учебному предмету „Лепка“ на тему „Животные Арктики“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Животные севера. ИЗО, поделки, рисование
- Животные севера. Лепка, занятия с пластилином
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Цели и задачи занятия: сформировать представление об Арктике, её обитателях и о способах пластического изображения композиционных составляющих
Задачи обучения:
- расширять кругозор детей, формировать основы проектного метода обучения;
- обучаться деятельности поискового характера;
- способствовать формированию умения анализировать особенности строения животного, соотносить части по величине и пропорциям, передавать образ посредством формы;
- способствовать формированию навыков совместной работы в группе.
Задачи развития:
-развивать эмоционально-чувственный мир детей;
-развивать коммуникативные навыки детей;
-развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь, воображение);
-развивать элементарные навыки самооценки.
Задачи воспитания:
-развивать эмпатию;
-воспитывать чувство взаимопонимания и сплочения между детьми, умение взаимодействовать;
-воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами;
-учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
Ожидаемые результаты: вхождение в проектно-исследовательскую деятельность, расширение представление о разнообразии Мира, знакомство с природой и животным пустыни, закрепление умения видеть составляющие формы сложного объекта, научиться передавать характерную форму животного, совершенствовать навыки работы с пластичной массой.
Личностные
- понимать величие, совершенство и разнообразие природы нашей планеты;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- учиться вести подготовительную исследовательскую работу;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, осуществлять взаимодействие в процессе выполнения творческой работы;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Место урока в системе уроков: данное занятие является двадцать третьим занятием по учебному предмету «Лепка» (Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Радость творчества») 2 год обучения.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей группы: Рабочая программа предназначена для обучающихся 6-7 лет школы искусств, имеющих предрасположенность к творческой деятельности и занимающихся по комплексной программе. Предполагается проведение группового занятия с наполняемостью группы от 4 до 10 человек.
Ресурсы, оборудование и материалы: оборудованная мастерская, ПК, телепроектор, пластилин, инструменты
Дидактическое обеспечение урока: иллюстративный материал (книги, презентации, фильмы, фигурки животных
Обогащение словаря: Арктика, северный полюс, вечная мерзлота, морж, нерпа, белёк.
Реализация темы данного занятия строилась на использовании проектного метода. Обучающиеся 6 лет ещё не готовы к полноценной реализации проектного метода, но постепенно обучать их деятельности поискового характера, основам осуществления проектной деятельности, необходимо. Как правило, в конце каждого занятия, я предлагаю детям поискать информацию на тему, которой нам предстоит коснуться в следующий раз. Источником может служить Интернет, книги, которые есть дома, фильмы, можно поговорить со взрослыми, позадавать вопросы. Как показала практика, маленьким ученикам очень нравится выполнять такую работу. И к следующему занятию они приходят подготовленные, приносят с собой энциклопедии, игрушки, различные картинки с упаковок, а некоторые даже файлы в собственных телефонах. Поэтому, когда мы приступили к вышеозначенной теме, дети, в большинстве своём, уже знали о существовании двух полюсов, их названиях, обитателях и другие подробности. А так как в начале занятия мы обсуждаем всю информацию, которую принесли дети и которую готовлю им я, то те, кто не очень разобрался в вопросе, получают исчерпывающие пояснения.
Считаю, очень важно то, что мы не просто занимаемся пластической передачей формы определённых объектов, но и встраиваем эти объекты в определённую систему координат. То есть, дети получают не отрывочные умения, а часть системных взаимосвязанных знаний, к тому же частично полученных самостоятельно. А то, что приходится воспроизводить эти знания для одноклассников и педагога, закрепляет эти знания, устраняет путаницу, если была таковая. Развивая, таким образом, когнитивные функции, удаётся поднять самоценность ребёнка, самоуважение. А ещё входя в познавательный азарт, дети учатся любить учиться, добывать информацию.
На занятиях мы решаем не только художественные задачи, но и развиваем кругозор, знания детей о Мире.
Первое, что мы делаем – намечаем композицию, что и где будет расположено, так как мы изображаем не отдельные фигурки, а сюжет. Дети выполняют основу. В данном случае, на картонном основании мы изображаем часть типичного пейзажа Арктики : снег, воду и льдину. Обращаю внимание на цвет воды. В стереотипном детском представлении, вода – это что-то голубенькое, синенькое. То, что в данной композиции цвет воды серый – в том числе, и результат домашней работы детей, они обратили внимание на колорит северных пейзажей, цветовой минимализм.
Конечно же, перед непосредственной практической работой, мы «коллегиально» рассматриваем изображения животных, которых собираемся вылепить: общее впечатление, особенности, окрас. Когда мы подходим к моменту объяснения этапов выполнения работы, очень любят мои воспитанники вступать в игру «Угадай, как вылепить». Мы рассматриваем объект по частям и анализируем форму каждой части, из какой геометрической фигуры её проще всего вылепить. Дети с азартом выдвигают гипотезы, называя объёмные геометрические фигуры «шар», «цилиндр», «конус». Затруднительно ещё говорить про «призму», но уже понятно, что это какая-то усечённая фигура. Иногда ведь объёмную фигуру нужно трансформировать, превратить в плоскую или усечь. И это хорошая аналитическая зарядка. Ну а затем из простых частей необходимо собрать единое сложное. Вот и синтетическая деятельность.
Конечно, это умение возникло не в один день, и даже не в этот год. На занятиях с пятилетними детьми я постоянно акцентирую разницу между плоскими и объёмными фигурами. Например, мы лепим ровные круглые серединки для цветов, катаем «шарик», расплющиваем его, и получаем «круг». Всё это проговаривается многократно, и нет нужды специально учить этому, дети запоминают новые слова в процессе работы, А сложные специальные слова вызывают интерес.
В построении композиции находят отражение полученные знания, и дети видят, как эти знания помогают им даже просто лепить. На фото работ видно, что кроме основных персонажей появляются дополняющие детали. Чем питаются белые медведи? Почему мы разделили медведей и нерпу, тюленей? Мы лучше дадим медведям рыбку. Хотя, можем и пошутить и предложить им мороженое. Это тоже не возбраняется.
А ещё среди льдов живут люди, местные жители и учёные. Канадские эскимосы строят иглу, зимнее жилище. Это всё и нашло отражение в работе девочки, которая принесла нам эту информацию. И слово «иглу» теперь нам знакомо.
Иглу построено рядом с нерпой, подальше от медведицы с детёнышем, на всякий случай.
А медведица водит медвежонка одна, без папы. Вот такой информацией мы стали располагать в совокупности к началу лепки. Все эти знания переданы детьми в своих работах, но индивидуально, по- своему.
Резюмируя всё выше сказанное, можно подвести итог: даже в дошкольном возрасте возможно с успехом использовать элементы проектного метода обучения, что способствует развитию навыков самоконтроля и самообразования, развитию навыков групповой деятельности, росту интереса к познавательной и исследовательской деятельности, моделированию реальных условий, развитию гибких навыков, работе в зоне ближайшего интереса детей, индивидуальному подходу.