Адиса Бабуева
Музыкальные игры на основе народных песен, закличек, приговорок, прибауток
▼ Скачать + Заказать документы
Детский фольклор – раздел народного творчества. Песенный детский фольклор условно делят на две группы: песни взрослых для детей (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы) и песни самих детей (заклички, приговорки, считалки, дразнилки). Народное музыкальное творчество богато яркими образами, доступными для детского сознания мыслями и идеями. Мелодии детского фольклора небольшие по диапазону, просты по ритму, лаконичны и не требуют длительного времени для разучивания. Многие из них на слуху, знакомы детям по мультфильмам. На музыкальном занятии можно использовать любые жанры детского фольклора. Но для разучивания потешек, прибауток и небылиц требуется больше времени, так как тексты их длиннее закличек и приговорок.
Публикация «Музыкальные игры на основе народных песен, закличек, приговорок, прибауток» размещена в разделах
- Закличка. Народные заклички
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Русские народные песни
- Темочки
Начинать работу над развитием эмоциональной отзывчивости надо с небольших детских песенок.
Песня – распевка «Доброе утро!»
Доброе утро! Дети поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день Хлопают в ладоши.
Будет веселее.
«Капризка»
Я не буду убираться!
Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
Дети сначала кричат: «А-а!», затем воют «У-у!», а потом визжат: «И-и!»
«Солнышко встало»
Цель игры : познакомить детей с понятием «интонация» учить находить варианты произношения.
Ход игры : Ребята, одну и ту же фразу можно пропеть по-разному. Давайте отыщем как можно больше вариантов исполнения фразы «Солнышко встало». Попробуем спеть «Солнышко встало» радостно и грустно, сердито, ласково, вопросительно или утверждая. Все пропели по-разному, и солнышко у каждого получилось свое, особенное. Выберите цветной карандаш и нарисуйте своему солнышку глаза и ротик.
«Угадай эмоцию»
Ход игры : Прослушивается музыкальное произведение или зачитывается отрывок на определенную эмоцию, а дети выкладывают эту эмоцию. Нужно сделать для каждого ребенка карточки с силуэтом лица человека, а брови, глаза, рот вырезать отдельно из черного цветного картона в соответствии с эмоцией и выкладывать на этом лице детьми после прослушенного произведения.
Постепенно можно переходить к развернутым музыкальным играм. Существует большое количество народных песен, закличек, небылиц, с помощью которых можно развивать эмоциональную отзывчивость у детей.
Закличка – это жанр детского фольклора, в котором дети обращаются к явлениям природы: солнцу, дождю, ветру, радуге. Существует много вариантов закличек про дождик. Мелодии их однотипные, строятся всего на 2-х звуках, например, ля и соль (или соль и фа).
В начале музыкальной игры «Про дождик» можно объяснить детям, что дождик – это явление природы, когда с неба капают капельки. Дождь – это очень хорошо для природы, так как он питает растения влагой, поит их. А без воды растения умрут от жажды. Конечно, иногда грустно, что дождь идет целыми днями, но с другой стороны он очень полезен. Поэтому отношение к дождику неоднозначное. Музыкальный руководитель предлагает детям разучить несколько закличек про дождик. Перед разучиванием надо попросить детей вслушаться в текст и подумать, какое настроение у каждой песенки. Перед пением он показывает детям несколько картинок (см. Рисунок 1, которые передают разные эмоции и настроения, поет ту или иную закличку, потом предлагает подобрать соответствующую «смайлик-картинку» к словам, а потом спеть вместе. В процессе подбора той или иной картинки, дети должны объяснить, почему они ее выбрали.
Рисунок 1
Примерное распределение картинок-эмоций к словам:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
***
Дождик, дождик, посильней –
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
***
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
***
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти –
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по плошке,
А на Бабу Ягу –
Лей по целому ведру!
***
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Музыкальная игра на основе приговорки «Гуси, гуси».
Приговорка – это жанр детского фольклора, в котором имеется обращение к живым существам: животным, насекомым (мышкам, божьей коровке, жукам и т. д.). Разыгрывать приговорку можно аналогично предшествующей игре, но в опоре на рисунок 2. Только не предлагать детям выбирать смайлики-эмоции, а задать зрительный ряд заранее.
Рисунок 2
- Гуси, гуси! Радостно
- Га-га-га
Простодушно
- Есть хотите?
Радостное притворство
- Да-да-да!
Простодушно
- Так летите!
Недовольно
- Нам нельзя!
Расстроенное
Серый волк под горой
Печальное
Не пускает нас домой Недовольное
- Так летите, как хотите
Простодушно
Только крылья берегите!
Скептическое
Еще одна музыкальная игра – на основе прибаутки. Прибаутка – это маленький рассказ о жизни. Прибаутка не только повествует о каком-то событии, но и объясняет суть тех или иных явлений; в прибаутке есть причинно-следственные связи. В украинской народной песне «Жили у бабуси» можно найти черты прибаутки. Эта песня хорошо подходит для развития эмоций детей, потому что сам текст подсказывает, как чувствуют себя те или иные герои. Наряду с мимическими заданиями можно уже предложить детям пантомимику (движения)
Музыкальную игру можно начать с обсуждения рисунков, символизирующих то или иное настроение, эмоцию (см. Рисунок 2).
Рисунок 2
После первого прослушивания детям рекомендуется попробовать выразить определенными эмоциями отдельные слова этой песни, а также придумать движения, которые подходят к этой песне.
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два веселых гуся.
Один - серый, другой - белый,
Два веселых гуся!
Простое покачивание головой в такт мелодии.
Поочередный показ правой и левой ладошки; а потом хлопки двумя руками (2 раза).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке! Имитация мытья лапок (ногами по полу).
Присесть (или сжаться на стуле). Прикрыть голову руками.
Вот кричит бабуся
- "Ой, пропали гуси!"
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!
Качание головой, размахивание руками.
Обхватить голову руками, качание головой
Выходили гуси
- Кланялись бабусе!
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе,
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе! Встать (или распрямить спину).
Поклоны направо и налево.
Вывод
Таким образом, все вышеприведённые музыкальные игры направлены на развитие эмоциональной отзывчивости на звучащую музыку. В этих играх организационная роль, конечно, отводится музыкальному руководителю. Задача детей – чувствовать, передавать и объяснять те или иные эмоции. Данные игры также способствуют выработки умения через пластические движения (пантомимику) передавать музыкально-художественные образы звучащей музыки.