Людмила Васильева
Методические рекомендации для коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя с детьми с задержкой психического разв
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Основные направления коррекционной работы воспитателя….3
2. Тема: «Фрукты»…. 4
3. Тема: «Овощи»….5
4. Тема: «Осень. Деревья и кустарники»…. 6
5. Тема: «Осень. Дикие животные и их детеныши»….7-8
6. Тема: «Осень. Одежда»…. 9
7. Тема: «Осень. Обувь»….10
8. Тема: «Домашние животные и их детеныши»….11-12
9. Тема: «Домашние птицы»…. 13
10. Тема: «Зима»…14
11. Тема: «Зимующие птицы»…. 15
12. Тема: «Части тела и лица»…. 16
Публикация «Методические рекомендации для коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя с детьми с задержкой психического разв» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
13. Тема: «Новый год»….17-18
14. Тема: «Зима. Одежда»…19
15. Тема: «Игрушки»…20
16. Тема: «День Защитника Отечества»….21
17. Тема: «Весна. Восьмое Марта»….22
18. Тема: «Весна. Перелетные птицы»…. 23
19. Тема: «Комнатные растения»…24
20. Тема: «Мебель»…. 25
21. Тема: «Посуда»…26
22. Тема «Транспорт»…27
23. Тема: «Мой города, мой дом»…28
24. Тема: «Бытовая техника»…29
25. Тема: «Труд людей весной»…. 30
26. Игры по развитию речи…. 31-37
27. Стихотворения с мнемотаблицами…. 38-54
Основные направления
коррекционной работы воспитателя
Успех коррекционно-воспитательной работы в группе определяется строгой, продуманной темой, суть которой заключается в познавательно-речевом развитии учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления познавательно-речевого развития — тесное взаимодействие логопеда и воспитателя.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы.
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление навыков чтения и письма.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе артикуляционной.
3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно, после сна.
4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
Работа проводится по тетради взаимосвязи логопеда и воспитателей.
Содержание данных занятий определено программой:
а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
в) упражнение в звуковом и слоговом анализе;
г) повторение лексико-грамматических упражнений;
д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
6. Коррекционная работа вне занятий :
во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей
Тема «Фрукты»
1. Усвоить основные названия фруктов, где они растут? Что можно из них приготовить? Как ухаживать за фруктовыми деревьями?
2. Лексический материал: фрукты их названия, дерево, урожай, цвет, форма, вкус, сад, ветки, плоды, расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать.
3. Лексико-грамматические игры и упражнения:
– «Назови ласково»
- Какого фрукта не стало? (Усвоение категории род. падежа)
- «Один – много»
- «Что приготовим?» (Из яблока – яблочный сок.)
- «Что ты любишь?» (Я люблю сливовое варенье.)
4. Передача ритмичного рисунка слов. Предложить вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик…
5. Развитие тактильных ощущений. Перекладывание мячика из одной руки в другую и представить, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой. Слова выучить наизусть.
Сливу я держу в руке
Зажимаю в кулаке,
Отпускаю, разжимаю
И ладошками катаю.
6. Прочитать с детьми рассказ Л. Толстого «Косточка». Беседа по вопросам.
7. Развитие связной речи
Рассказ- описание по схеме.
8. Выучить пальчиковую гимнастику.
Толстый палец и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний палец, самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный собирает, а мизинчик – господинчик
В землю косточки бросает.
9. Уточнить артикуляцию звука «А». Подобрать названия фруктов со звуком «А». Придумать предложения с этими словами.
10. развитие мелкой моторики.
- печатание буквы А.
- штриховка силуэтов фруктов.
Тема: «Овощи»
1. Продолжать активизировать обогащать и активизировать словарный запас по теме.
Словарь: существительные; морковь, лук, капуста, репа, помидор, огурец, картошка, свекла, репа, редиска, перец, чеснок, кабачок, поле, грядка, овощевод, огород.
Прилагательные; слова, характеризующие цвет, форму, вкус (твердый, мягкий, сочный, душистый, кислый, сладкий, матовый, блестящий).
Глаголы; сажать, поливать, рыхлить, полоть, срывать, срезать, выкапывать, выдергивать.
2. Предложить детям перечислить все овощи желтого (зеленого, красного) цвета.
3. Д\и «Назови ласково». Образование уменьшительной формы существительных (Лук – лучок) и прилагательных (Чеснок – чесночный).
4. Д\И «Какая, какой, какое». Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
5. Д\И «Один - много». Образование единственного и множественного числа существительных.
Д\И «Веселый повар». Образование относительных прилагательных (Сок из моркови - морковный сок).
6. Составление сложных предложений с союзом «А».
7. Составление описательного рассказа об овоще по мнемотаблице.
8. Выучить пальчиковую гимнастику «Мы капусту рубим»
Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром по столу)
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили (Рубим).
Перетерли, (Хватательные движения,
Посолили
И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу).
Все теперь у нас в порядке. (Отряхнуть ладони друг о друга).
9. Выучить наизусть. «Однажды хозяйка с базара пришла»,
10. Уточнение артикуляции звука «А».
11. Определить в названии, каких овощей есть звук «А». Где, в слове находиться этот звук?
12. Развитие мелкой моторики.
- работа с пластилином. Слепить букву А.
Тема «Осень. Деревья и кустарники»
1. Нарабатывать словарный запас по теме.
Существительные. Лес, деревья, дуб, береза, липа, сосна, ствол, корень, ветка, лесник,
Глаголы. Качается, растет, шумит, шелестит, стоит.
Признаки. Дубовый, березовый, кленовый, сосновый, липовый, толстый, стройный, колючий, лиственный, хвойный.
2. Образование существительных множественного числа.
Лист – листья
1. Дидактическая игра «Назови ласково».
береза - березонька
2. Образование прилагательных от существительных.
Д/ Игра «Какой листок» (С мячом).
3. Составление предложений с союзом «А».
У дуба ствол толстый, а у березы – тонкий.
5. Выучить пальчиковую гимнастику.
1,2,3,4,5.
Будем листья собирать.
Листья березы.
Листья рябины,
Листья клена, листья ели,
Листья дуба мы соберем,
Букет маме отнесем.
6. Дидактическая игра. «Назови похожие слова» (Образование родственных слов).
7 Составление рассказа – описания о дереве, используя мнемотаблицу.
8. Дидактическая игра «Подбери картинки».
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождик. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер. Птицы улетают в теплые края.
9. Выучить с детьми стихотворение Л. Разводовой «Озорники»
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала.
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
9. Чтение художественной литературы по теме.
10. Деление слов на слоги.
11. Выполнить звуковой анализ слова. (Дуб, липа, сосна).
Тема «Осень. Дикие животные и их детеныши».
Нарабатывать словарный запас по теме.
1. Лексический материал: существительные; звери, медведь, лиса, ежик, белка.
Глаголы; добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотиться, выть, охранять, притаиться, пищать.
Признаки; лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, осторожный, хищный.
2. Предложите вспомнить названия диких животных. Выясните, помнят ли они, что дикие животные живут в лесах, сами себе добывают пищу, сами себе строят жилье.
3. Расскажите, как называются жилища диких животных:
У медведя – берлога. Берлога – чье жилище? – Медвежье.
4. Поиграйте в игру «Один – много».
Медведь – медведи.
5. Поиграйте в игру «Чей? Чье? Чья?»
хвост лисы – лисий хвост.
6. Загадайте загадку, а ответ нарисуйте.
Где живет он? В самой чаще,
Самый – самый настоящий.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит малину, любит мед.
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать –
Очень любит он поспать.
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
7. Прочитайте сказки о животных и предложите пересказать.
8. Выучите стихотворение Я. Акима «Ежик» наизусть с опорой на мнемотаблицу.
9. Поиграйте в игру:
Бежит ежик вдоль дорожек, (Бег на месте.)
Лапки стучат (топают ногами).
Иголки шуршат. (Потирают ладони).
Тише! Тише! (Палец ко рту) : «тс- с!»
10. Предложите составить небольшой рассказ о диких животных, используя мнемотаблицу.
Медведь – дикое животное, он живет в лесу. Он большой, лохматый. Медведь ест рыбу, ягоды, мед. Зимой спит в берлоге.
11. Разделите названия диких животных на слоги: мед - ведь, ли - са.
12. Вспомнить названия диких животных, в названии которых есть звуки «О, А, У». Определить место звука в слове.
13. Развитие мелкой моторики.
- печатание буквы А, О, У.
Тема: «Осень. Одежда»
1. Нарабатывать словарный запас по теме. Пальто, куртка, брюки, рубашка, джинсы, Футболка, платье, юбка, кофта, шапка, воротник, рукав, карманы.
Действия. Шить, пришивать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, застегивать, завязывать, чистить, стирать, гладить.
Признаки. Шерстяная, кожаное, меховое, пуховая, вязаная, спортивная, нарядная, осенняя, удобная, красивая.
2. Дидактические игры:
«Назови ласково»
«Чье это»
«Магазин» (вывешивается разные модели одежды. Чтобы купить какую-либо вещь, покупатель должен описать ее: как называется; какая по цвету и материалу; какие детали есть у этой одежды, в какое время года мы носим эту одежду?
«Мой, моя, мое» (Образование притяжательных местоимений с прилагательными).
«Закончи предложение». (Это желтая кофточка, а в шкафу лежат пять желтых кофточек).
3. Составление предложений об одежде, используя предлоги.
4. Употребление несклоняемого существительного пальто. Составление словосочетаний и предложений с несклоняемым существительным пальто.
5. Выучить пальчиковую гимнастику.
6. Составление предложения с опорой на предметные картинки.
7. Составление рассказа «Одежда», используя мнемотаблицу.
8. Выучить с детьми стихотворение Л. Г. Паромоновой.
К одежде относятся брюки, жилеты,
Платья, костюмы, пальто и жакеты,
Теплые шубки мы носим зимой,
А на плащи переходим весной.
9. Выучить с детьми пальчиковую гимнастику.
1,2,3, 4, 5, - (Последовательно соединяем пальцы обеих рук)
Будем вещи мы стирать (движения кулаками от себя).
Платье, брюки и носочки, (последовательно соединяем пальцы правой руки с большим)
Юбку, кофточку, платочки, (считаем пальцы).
Шарф и шапку не забудем,
Их стирать, мы тоже будем. (Движения кулаками от себя).
10. Деление слов на слоги: юб-ка, курт-ка…
11. Составление предложений об одежде по картинкам с союзом «А».
12. Звуковой анализ слов: шапка, шуба, шарф, носки.
13. Чтение слогов по букварю.
14. Развитие мелкой моторики. Работа по трафаретам. Штриховка.
Тема «Осень. Обувь»
1. Нарабатывать и обогащать словарный запас по теме:
Существительные; обувь, ботинки, сапоги, туфли.
Глаголы; чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать, убирать, ухаживать.
Прилагательные; осенние, чистые, сухие, резиновые, кожаные, теплые, удобные.
2. Рассмотрите с детьми обувь и назовите ее. Обратите внимание детей на материалы, из которых обувь сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом, «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: Кроссовки из кожи. — Кожаные кроссовки.
3. Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь».
4. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».
5. Загадайте ребенку загадку. Пусть он попробует отгадать ее и
объяснит, как он это сделал.
Предложите выучить загадку и загадать его кому-то из домашних. Отгадай загадку. Кто мы? В ясный день сидим мы дома,
Если дождь, у нас работа.
Топать, шлепать по болотам. (Сапоги)
6. Предложите ребенку сделать пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки», для развития тонкой моторики, координации речи с движением. Загибаем по одному пальчику, начиная с больших пальцев на обеих руках на каждое название обуви.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
на ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка—
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки. Ритмично выполняем хлопки ладонями удары кулачками.
7. Уточнить артикуляцию звука «В».
В каких названиях обуви есть звук «В». Определите место звука в слове.
8. Развитие мелкой моторики.
- работа с пластилином. Слепить букву В.
Тема «Домашние животные и их детеныши».
Нарабатывать словарный запас по теме:
Существительные; названия домашних животных и их детенышей, стадо, пастух, ферма, конюшня, сено, трава, луг, овес, пойло, конюх, телега, груз, корм, рога, грива, копыта, вымя, молоко, масло, творог, сыр, кефир.
Глаголы; пасутся, щиплют, жуют, ржет, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусает, бодает, царапает, лягает.
Признаки; сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя.
1. Выясните с детьми, каких домашних животных они знают. Рассмотрите картинки.
2. Напомните детям, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек ухаживает за ними. Пусть дети перечислят домашних животных, расскажут о том, какую пользу они приносят.
3. Составить рассказ о домашних животных, используя мнемотаблицу.
4. Вспомните названия детенышей животных. Поиграйте в игру «У кого кто?», «Один – много».
«Чей? Чья? Чье?». (Хвост собаки - собачий хвост.)
«Назови ласково»
«Мой, моя».
«Кто, где живет?»
5. Выполните пальчиковую гимнастику.
Дай, молока Буренушка, (Показываем, как доим корову,
Хоть капельку - на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем «ушки» из пальчиков).
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибаем пальчики)
Творога немножко,
Масла, простокваши,
Молока для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье. (Хлопают в ладоши).
6. Выучить стихотворение С. Мурадли с опорой на мнемотаблицу.
7. Деление слов на слоги.
8. Звуковой анализ слов. Определить место звука «А, О» в словах: кот, корова, собака, овечка…
9. Составить предложения о домашних животных с союзом «А».
10. Развитие мелкой моторики.
- дорисовать части тела у животных.
Тема: «Домашние птицы».
1. Нарабатывать словарный запас по теме.
Существительные; утка, утенок, селезень, гусь, гусак, гусята, гусыня, курица, петух, цыпленок, индюк, индюшка, индюшонок, птица, корм, курятник, сарай;
Прилагательные; важный, сердитый, разноцветный, пестрый, проворный, нерасторопный, пушистый, маленький, крошечный;
Глаголы; ходит, шипит, крякает, гогочет, болбочет, пищит, плавает, ныряет;
2. Лексико – грамматические игры и упражнения.
3. Дидактические игры, «Какой, какая, какое?»
«один – много»
«Назови ласково»
«4 лишний»
«отгадай кто это?»
«Кто как голос подает?»
«У кого кто?»
4. Игра с мячом «Закончи предложения».
5. Составить рассказ по плану, используя мнемотаблицу.
6. Составление предложений по картинкам. Определить количество слов в предложениях.
7. Выучить пальчиковую гимнастику.
Птички прыгают, летают
Птички крошки собирают
Зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
8. Уточнение и артикуляция гласных звуков.
- артикуляционная гимнастика.
- определить место звука (А, О, У) в слове.
9. Развитие мелкой моторики.
- печатание букв.
- обводка букв.
Тема: «Зима»
1. Нарабатывать словарный запас по теме.
2. Усвоить лексический материал:
Существительные; сугроб, снежинка, сосулька, снегопад, зима, стужа, время года, забава.
Прилагательные; морозная, холодная, суровая, лютая, пушистый, хрустящий, сверкающий, рыхлый.
Действия; метет, дует, падает, кружится, морозит, лепят, катаются, скользят, хрустит, сверкает.
3. Лексико – грамматические игры и упражнения:
- Образование однокоренных слов (снег, мороз, зима, лед).
- Составление предложений о зиме по картинкам.
4. Дидактические игры:
«Какой, какая, какое?»
«Скажи иначе»
«Отгадай»
«Делим слова на слоги» (слова из лексического материала).
5. Составление рассказа по мнемотаблице.
6. Выучить стихотворение «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю
Но где же снежинки? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки- лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
7. Выучить пальчиковую гимнастику «Зима»
Ветер холодный (Последовательно соединять пальцы правой руки с большим).
Пригнал облака,
И затянулась все небо с утра. (Соединять пальцы левой руки с большим).
Лужи замерзли, Притихла земля, (Последовательно соединять пальцы обеих рук)
Лег первый снег…
Наступила зима!
8. Работа над гласными звуками «А, О, У, Ы»
- нахождение звуков в словах
- чтение слогов
9. Развитие мелкой моторики.
- печатание букв.
Тема: «Зимующие птицы»
1. Нарабатывать словарный запас по теме: ворона, синица, воробей, снегирь, дятел, сорока, клест, голубь, сова, голова, туловище, хвост, крылья, оперенье, зима, стужа, кормушка, корм, зимовка, холод;
Прилагательные: зимующие, суровая, голодная, морозная, маленькие, шустрые, неподвижные, проворные, веселые, задорные;
Глаголы: зимовать, кормить, прыгать, чирикать, ворковать, каркать, свистеть, замерзать, помогать, кормить, пережить.
2. Лексико – грамматические игры и упражнения.
Образование существительных единственного и множественного числа (ворона – вороны);
Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом (сова – совушка);
Образование прилагательных от существительных (ворона – вороний).
Образование сложных прилагательных (У воробья короткий хвост – короткохвостый).
3 Дидактические игры, «Какой, какая, какое?»
«Кто, что делает?»
«Подбери родственные слова»
«Сосчитай»
«Скажи наоборот»
«Доскажи словечко»
3. Закрепить употребление предлогов: В, НА, С, ИЗ, ПОД, ЗА. Составить предложения по картинкам, используя предлоги.
4. Составить рассказ – описание о птицах, используя мнемотаблицу.
5. Запомнить стихотворение наизусть «Покормите птиц».
6. Разучить с детьми пальчиковую гимнастику по теме.
7. Уточнение и артикуляция гласных звуков «А, О, У»
8. Помогать подобрать слова, начинающие со звуков «А, О, У». Разделить слова на слоги.
9. Определить место звука «А, О, У» в слове.
10. Развитие мелкой моторики.
- работа с трафаретами.
- штриховка.
Тема: «Части тела и лица»
1. Нарабатывать словарный запас по теме.
Голова туловище, ноги, руки, уши, нос, рот, шея, грудь, живот, сердце, легкие, желудок, воздух, пища.
Прилагательные: умный, зоркий, внимательный, ловкие, вкусный слушаем, смотрим, бегаем, идем.
Глаголы: видим, смотрим, слушаем, бегаем, идем, занимаемся, улыбаемся, ухаживаем, моемся.
2. Лексико – грамматические игры и упражнения.
Образование существительных единственного и множественного числа.
Дидактическая игра «Один – много».
3. Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
4. Образование падежных конструкций. Существительные родительного падежа в единственном и во множественном числе.
5. выучить пальчиковую гимнастику.
6. Это глазки. Вот, вот. (Показываем сначала левый глаз, а потом правый)
Это ушки. Вот, вот.
Это рот. Это нос.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки хлоп-хлоп.
Это ножка топ-топ.
7. Выучить с детьми потешку.
Потягушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.
8. Деление слов, обозначающих части тела на слоги. Определить количество слогов в слове и гласных звуков.
9. Звуковой анализ слов по схеме.
10. Составление предложений по картинкам.
11. Чтение слогов по букварю.
12. Развитие мелкой моторики.
- обводка кисти руки.
- штриховка.
Тема: «Новый год»
1. Нарабатывать и обогащать словарный запас.
Новый год, зима, снег, мороз, снегурочка, Дед Мороз, подарки, угощенья, сюрприз, игрушки, елка;
Прилагательные: веселый, лесная, пушистая, красивая, душистая, хвойная, добрый, задорный;
Глаголы: приходит, наступает, приносит, веселимся, поем, рассказываем, играем.
2. Предложите ребенку придумать рассказ-описание о любой елочной игрушке по плану. Например:
• Это елочная игрушка — шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.
3. Дидактическая игра (с мячом) «Какой? Какое? Какая?». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Шарик из стекла. — Стеклянный шарик.
Флажок из бумаги. — Бумажный флажок.
4. Отгадать загадку, а потом выучить ее.
Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды, снежинки, гирлянды флажков.
Пляски и песни. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?. (Елка).
5. Потренируйте в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ел-ка, ша-рик, фла-жок, свеч-ка, по-сох.
6. Сделайте с детьми пальчиковую гимнастику. Выучить наизусть. «На елке», что будет способствовать развитию тонкой моторики.
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый дед Мороз
Нам подарки преподнес.
дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко,
Один золотистый мандарин.
7. Прочитайте с детьми рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает елку» и предложите пересказать его.
8. Работа над звуковой стороной речи.
Уточнить артикуляцию звука «М». Подобрать слова со звуком «М». Определить место звука в слове.
9. Дидактическая игра «Договори словечко»
Вот она елка, на елке…
Елочка высока, достает до ….
Дед Мороз придет и подарки …
Дед мороз отморозит тебе…
Тема «Зима. Одежда»
1. Нарабатывать и обогащать словарный запас по теме.
Словарь: существительные; пальто, брюки, платье, шуба, одежда, Прилагательные; короткий, длинный, чистый, грязный.
Глаголы; шить, вязать, вышивать, штопать, стирать, полоскать.
2. Рассмотреть с детьми одежду, обратить внимание на материалы одежды, из которых она сделана.
3. 3. Образование относительных прилагательных д/и «Какая, какое, какой?»
4. Д/И «Четвертый лишний»
«Чего не стало?»
5. Предложите разделить слова на слоги. (Шапка, шуба, валенки, куртка).
6. Вспомнить с детьми названия одежды со звуком «М», «Ш», «Р». Определить место звука в слове.
7. Поиграйте в игру «Подскажи словечко»
В нем ношу платок, монетки,
Для сестренки две конфетки,
Болтик, гвоздь, один банан.
Назови его. (Карман).
Нет у юбки и у майки,
Есть у платья и фуфайки.
У плаща их тоже два.
Догадались?. (Рукава).
Есть, ребята, он у куртки.
Мне он нужен на прогулке.
От дождя спасает он.
Что же это? (Капюшон).
8. Отгадать загадки об одежде.
9. Составить предложения с союзом «А».
10. Составить рассказ про одежду, используя мнемотаблицу.
11. Чтение слогов по букварю.
Тема «Игрушки»
1. Нарабатывать и обогащать словарный запас:
Предметы: названия игрушек.
Действия: играть, заводить, подбрасывать, отбивать, вить, строить, возить, укладывать.
Признаки: интересный, забавный, заводная, железная, мягкая, пластмассовая, плюшевый, любимая, красивая, резиновая.
2. Лексико-грамматические игры и упражнения.
Образование относительных прилагательных.
Дидактическая игра, «Какая? Какой? Какое?»
(Мячик из резины – резиновый мячик).
Дидактические игры «Один-много».
«Скажи ласково».
«Два и пять».
3. Составление предложений об игрушках. Составить схему предложения.
4. Составление рассказа о любимой игрушке, используя мнемотаблицы.
5. Работа над передачей ритмичного рисунка слов. Прохлопать слова ку-бик, ма-ши-на.
6. Выучить с детьми стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки».
Тьма игрушек у меня:
Ванька-встанька, два коня,
Пестрый мячик,
Толстый мальчик,
Мишка,
Зайка, Кукла Майка.
Иногда я папу с мамой
Приглашаю поиграть.
Но молчит голыш упрямый,
Не желает отвечать.
Кукла дуется, молчит,
Мишка хнычет и ворчит.
Говорю я мишке, зайке,
Двум лошадкам, кукле Майке:
Так упрямиться нельзя-
Папа с мамой
Нам друзья!
7. Звуковой анализ слов по картинкам. Определить, где в слове находиться звук М, Мь?
8. Чтение слогов по букварю.
9. Печатание буквы М.
Тема: «День защитника Отечества»
1. Нарабатывать и обогащать словарный запас по теме:
Существительные: солдат, моряк, пограничник, летчик, пехотинец, танкист, артиллерист, строй, армия, автомат, граната, строй, тренировка, учения;
Прилагательные: отважный, храбрый, смелый, сильный, ловкий;
Глаголы: маршируют, летают, охраняют, защищают, уничтожают, следят.
2. Побеседуйте с детьми о празднике, который мы готовимся отметить. Это день защитника Отечества. Расскажите о профессиях военных: летчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.
3. Прочитайте ребенку и предложите выучить стихотворение С. Маршака «Февраль». Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки, говорил четко, ясно, выразительно.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это праздник февраля-
Армии рожденье.
4. Помогите ребенку разделить на слоги названия профессий военных:
лет-чик, мо-ряк, ра-кет-чик, тан-кист, по-гра-нич-ник.
5. Дидактические игры
«Скажи много»
«Составь предложение» (по картинкам).
«Скажи наоборот»
«Сосчитай» (одна ракета, две ракеты,3,4,5).
6. Уточнить артикуляцию звука «К»
Звук «К» - согласный, глухой, твердый.
Губы - улыбаются,
Зубы - разомкнуты,
Язык – кончик языка лежит у нижних зубов.
7. Определить место звука «К» в словах (по картинкам).
8. Печатание буквы, выкладывание из счетных палочек.
9. Чтение слогов, слов по букварю.
Тема: «Весна. Восьмое марта»
1. Нарабатывать и обогащать словарный запас по теме.
Словарь:
Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сосульки, погода, молния солнце, праздник.
действия: наступила, пришла, журчат, пробивается, набухают, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, радует,
Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная,, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая,, проворные, березовый, нежные, любимые.
2. Дидактические игры.
«Назови ласково»
«Какая, какой, какое»
«Кто, что делает?»
3. Составление рассказа «Как я помогаю маме».
4. Разучить пальчиковую гимнастику.
1,2, 3, 4.
Мы считалочку учили:
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка.
Вот братишка и сестренка,
Он – Антон, она – Аленка,
Вот и вся моя семья!
6. Уточнение и артикуляция звуков «К, Кь»
7. Составление предложений по картинкам. Выделить слова из предложения со звуком «К»
8. Чтение и заучивание стихотворений о маме и о весне.
Тема: «Весна. Перелетные птицы»
Нарабатывать словарный запас по теме: уточнить и запомнить основные названия птиц. Из каких частей состоит? Чем покрыто тело птицы? Как они передвигаются? Чем питаются? Почему они улетают в теплые края?.
2. Лексический материал. Существительные: ласточка, грач, утки, скворцы, лебеди, гуси, кукушка, синица, снегирь, ворона, воробей, дятел, голубь, сорока.
Действия: летать, улетать, зимовать, кормить, выводить, клевать, щебетать, куковать, чирикать, ворковать, шипеть, крякать.
Признаки: быстрые, проворные, перелетные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, дикие.
3. Дидактические игры:
«4 лишний».
«Улетает, не улетает».
«Подбери картинки».
«Мой, моя, мое».
«Один – много».
«Назови ласково».
«У кого кто?».
4. Отгадать с детьми загадки :
Вдоль по берегу гуляет,
На лягушек нападает.
На носу повисла капля,
А зовется птица (Цапля).
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех.
Выгибает гордо шею.
Назови его скорей! (Лебедь).
Клином выстроились птицы,
Им на месте не сидится.
Закурлыкали вдали
Чудо – птицы (Журавли).
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его (скворец).
5. Пальчиковая гимнастика.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала!
6. Уточнить артикуляцию звука «О». Придумать слова со звуком «О.
Тема: «Комнатные растения»
1. Нарабатывать и обогащать словарный запас:
Словарная работа : герань, бегония, фиалка, растения, земля, подоконник, вода, свет, тепло, солнце, удобрение;
Признаки: красивый, пахнущий, свежий, рыхлый;
Глаголы: ухаживать, поливать, сажать, рыхлить, пересаживать.
2. Провести экскурсию в зимний сад. Понаблюдать и ухаживать за комнатными растениями.
3. Составлять предложения по картинкам о комнатных растениях.
4. Дидактические игры «Запомни и повтори»
«Подбери признак»
«4 лишний»
«Ботаническое лото»
«Закончи слово»
«Назови ласково»
5. Составление короткого рассказа – описания комнатного растения (герань, фиалка, бегония).
6. Звуковой анализ слов, используя цветные кубики.
Деление слов на слоги (алоэ, фиалка, герань, фикус).
7. Уточнение и артикуляция звуков «К и Кь»
- характеристика и артикуляция звуков;
- нахождение слов со звуками.
8. Выучить с детьми стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за солнечный цветок?
Он зовется, Ванька-мокрый,
Бальзамин и огонек.
8. Разучить с детьми пальчиковую гимнастику.
Наши алые цветки распускают (Плавно разжать пальцы.)
лепестки,
Ветерок чуть дышит, (Помахать руками перед собой.)
Лепестки колышет
Наши алые цветки (Плавно сжать пальцы.)
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, (Плавно опустить руки на стол.)
Головой качают.
Тема: «Мебель»
1. Продолжать обогащать и нарабатывать словарный запас по теме.
2. Побеседуйте с детьми о назначении разных предметов мебели, обратите его внимание на части мебели и материалы, из которых она сделана.
2. Побеседуйте с детьми о том, какая мебель должна стоять на кухне, в гостиной, в спальне, в детской.
3. Упражнения в употреблении в речи простые и сложные предлоги. Возьмите мячик и выполняйте действия с ним, а дети пусть комментируют ваши действия. Например:
— Мячик лежит на письменном столе.
Мячик упал со стола.
Мячик закатался под стол.
Мама достала мячик из-под стола.
Мячик лежит в ящике стола.
Мама достала мячик из ящика.
4. Выполнить пальчиковую гимнастику.
В нашей комнате — столовой
Есть отличный стол дубовый,
Стулья — спинки все резные,
Ножки гнутые, витые,
И ореховый буфет
Для варенья и конфет
В комнате для взрослых — спальне —
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке — центр музыкальный.
5. Попросите ребенка составить описательный рассказ о любом из предметов мебели, используя мнемотаблицу.
Это диван. Он стоит в гостиной. Он большой, мягкий, удобный, красный, У него есть сиденье, спинка и подлокотники. На диване можно сидеть и отдыхать, можно прилечь на диван и почитать книгу.
6. Вспомнить названия мебели, начинающиеся со звука «К».
7. Печатание буквы «К».
Тема: «Посуда»
1. Обогащать и нарабатывать словарный запас:
Предметы: ведро, кастрюля, сковорода, бак, чан, чайник, дуршлаг, ковш, поварешка, сито, таз, самовар, фляга, жаровня, противень, тарелка, вилка, ложка, чашка, стакан, блюдце, салатница, ваза, блюдо, сахарница, хлебница, чайница, сухарница, кофейник, молочник
Действия: мыть, чистить, готовить, расставлять, уносить, сервировать, наливать, готовить, варить, жарить, тушить, солить, кипятить, стряпать, резать, угощать, покупать, разбивать, беречь.
Признаки: кухонная, столовая, чайная, стеклянная, металлическая, кофейная, фарфоровая, фаянсовая, хрустальная, эмалированная, керамическая, деревянная, красивая, блестящая, чистая, глубокая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная, фамильная.
2. Рассмотрите с детьми посуду, Побеседуйте о назначении посуды. Обратите внимание на части посуды и материалы, из которых она сделана.
3. Поиграйте в игру с мячом, «Какой? Какая? Какие?» Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы посуды; ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам. Например:
Ложки (какие) — серебряные.
Тарелки (какие) — фарфоровые.
Кастрюля (какая) — эмалированная.
4. Предложите ребенку вспомнить названия посуды, состоящие из одного слога (ковш, нож, из двух слогов (лож-ка, вил-ка, чаш-ка, из трех слогов (та-рел-ка, каст-рю-ля, из четырех слогов (по-ва-реш-ка)
5. Сделать звуковой анализ слов: ковш, чашка.
6. Об одном из предметов посуды ребенок должен придумать загадку-описание, о другом — рассказ-описание. Например:
Этот предмет мебели стоит в гостиной. У него есть стеклянные дверца, полки, ножки. В нем хранят книги. Что это? (Книжный шкаф.)
7. Выучите с детьми небольшой отрывок из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Следите за правильностью произношения, четкостью дикции и выразительностью речи.
8. Выучить пальчиковую гимнастику.
Вот тарелка для Валерки-
(Рисуем руками большой круг).
Желтые колечки
(Рисуем маленькие кружочки).
Для котлеты, для пюре,
Для блинов и гречки.
(Правой рукой загибаем на левой руке пальчики, начиная с большого).
Тема: «Транспорт»
1. Нарабатывать и обогащать словарную работу с детьми.
Словарная работа :
Предметы: самолет, вертолет, ракета;
корабль, лодка, пароход, автомобиль, машина, грузовик, самосвал, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро,
кабина, кузов, салон, сиденье, колеса, руль, мотор, двери, фары, вагон,, хвост, нос, борт, якорь, парус, палуба, топливо, бензин; водитель, шофер,, пилот, штурман, матрос, бортпроводник, перелет;
дорога, рельсы, переход, светофор, движение, остановка, пристань, аэропорт, порт, маршрут.
Действия: ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить, входить, выходить.
Признаки: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, скорый.
2. Лексико-грамматические игры и упражнения.
«Подбери признак» (Машина, какая).
«Подбери действия» (Поезд, что делает).
«Четвертый лишний» (По картинкам).
«Один – много»
«Кто, чем управляет?»
3. Составление рассказа по мнемотаблице.
4. Выучить стихотворение А. Барто «Шофер», «Самолет»
5. Развитие мелкой моторики. Разучить с детьми пальчиковую гимнастику.
По ходу чтения стихотворения
Мы с первым пальцем-малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим — поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим — сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
9. Работа над звуком «Д». Находить слова и картинки со звуком «Д».
Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов.
Тема «Мой город, мой дом».
1. Нарабатывать словарный запас:
Существительные: город, Стерлитамак, улица, дома, кинотеатр, стадион, площадь, проспект, вокзал, почта, аптека, больница, школа, магазин, завод, названия улиц города (3—4).
Прилагательные: большой, красивый, просторный, чистый, родной, многоэтажный, городской.
Глаголы: строится, ездит, жить, отдыхать, заселять.
2. Игры на развитие речи.
- «Скажи наоборот» (антонимы)
- «Посчитай до 5» (например, 1 улица, 2 улицы. 5 улиц) Слова: проспект, дом, аптека, школа, скамейка
- «Придумай новое слово» (город — городской, горожане, городок)
- «Подбери словечко» (улица, какая? Широкая, ровная, длинная и т. д.)
Слова: дорога, дом, парк, город.
3. «Составь рассказ о своей улице, о своем городе», используя мнемотаблицу.
4. Игры на развитие психических функций :
- «Кто больше?» (назвать учреждения города)
- «Что где находится?» (пространственная ориентировка)
- «Найди свой город» (фотографии с видами разных городов)
- «Что не так?» (сюжетные картинки)
5. Игры на развитие мелкой моторики :
- Выкладывание из палочек домов (городской и деревенский)
- Постройки из строительного материала улицы города.
- Рисование своей улицы.
6. Выучить физминутку :
«В гости к пальчику большому большие пальцы вверх
Приходили прямо к дому соединить под углом пальцы
Указательный и средний поочередное касание пальцев
Безымянный и последний. Вверх мизинцы, другие пальцы
Сам мизинчик — малышок сжаты в кулак
Постучался на порог кулачки стучат друг друга
Все мы пальчики друзья, ритмичное сжатие пальцев
7. Уточнить артикуляцию звука «П».
8. Звуковой анализ слов: почта, аптек
Тема «Бытовая техника»
1. Нарабатывать словарный запас:
Существительные: приборы, электричество, магнитофон, телевизор, холодильник, пылесос, утюг, компьютер, стиральная машина, кухонный комбайн, помощник, шнур, вилка, выключатель.
Прилагательные: электрический, кухонный, бытовой, удобный, опасный, стиральная.
Глаголы: помогать, пылесосить, морозит, включать, выключать, чистить, замораживать, варить, облегчать.
2. Игры на развитие речи и закрепление темы:
- «Чем пользуется мама? Папа?» (утюгом, телефоном и т. п.)
- «Чей, чья, чьи?» (мой телефон, моя мясорубка и т. п.)
- «Чего нет?» (телевизора, телевизоров)
- «Доскажи словечко» (пылесосит. пылесос)
- «Один — много»
- «Делал, делаю, буду делать» (смотрел, смотрю, буду смотреть)
3. Игры на развитие психических функций :
- «4 лишний»
- «Перепутанные картинки»
- «Опасные ситуации»
- «Что не так?»
4. Игры на развитие мелкой моторики :
- Обводка электроприборов
- Рисование бытовой техники
Заучивание загадок:
«Пыль увижу — заворчу, заворчу и проглочу»
«В нашей кухне целый год дед Мороз в шкафу живет»
5. Уточнить артикуляцию звука «С».
6. Придумать слова со звуком «С»
7. Сделать звуковой анализ слов: Соня, сом.
8. Чтение слов по букварю.
Тема «Труд людей весной»
1. Нарабатывать словарный запас:
Существительные: весна, солнце, трава, земля, рассада, лопата, грабли, саженцы, парник, сад, огород, грядка, клумба.
Прилагательные: цветущий, ароматный, весенний, вскопанный, теплый, ветреный.
Глаголы: распускаются, сажать, копать, поливать, работать, белить, любоваться, сеять, высаживать.
2. Игры на развитие речи и закрепление темы:
- «Назови ласково» (лопата — лопаточка).
- «Подбери словечко» (согласование глаголов с существительными)
Например, растет. трава, дерево, рассада. Растут. цветы, деревья и т. д.
- «Сосчитай предметы». Например, 1 клумба, 2 клумбы,.. .5 клумб.
- «Составь предложение по опорным словам».
Например, сажали, мы, клумба, цветы, на.
3. Игры на развитие психических функций :
- «Что сначала, что потом»
- «Подбери картинку, символ к. (весне)»
- «Нелепицы»
- «Сравни картинки»
4. Разучить физминутку :
«Мы лопатки взяли, грядки раскопали,
Раз — два, раз — два, грядки раскопали. Имитация действия
Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Раз — два, раз — два, грядки причесали.
Семена рядами в землю мы бросали,
Раз — два, раз — два, в землю мы бросали»
5. Выучить пословицы, объяснить смысл пословиц.
«Кто весной пролежишь, тот весь год сыт будет»
«Весенний день год кормит»
«Весной не поработаешь, зимой не поешь».
6. Уточнить характеристику звука «Л»
7. Сделать звуковой анализ слов: лопата, лук, клумба.
7. Выучить с детьми стихотворение (Уст. нар. творчество)
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи-
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Игры по развитию речи
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель : «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает : он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4 признака.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель : У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход.
Воспитатель : Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла?
(Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой :
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам,
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель :
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель :
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить)
Воспитатель :
Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.
Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают)
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Воспитатель :
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает : «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит : «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает : «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.
«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит : А-А-А. ребё нок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д.
«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т. д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т. д.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше…
«Козлята и волк»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/( Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель : зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель : Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель : потом они стали…
«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит, на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т. д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках
«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т. О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и. д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Воспитатель : Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т. О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Воспитатель : Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка
Стихотворения с
мнемотаблицами
Выучите стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки,
Рукавички на руках, шапка на макушке,
Раз, два – чуть не поскользнулся,
Раз, два – чуть не кувыркнулся,
1 2
Выучите стихотворение М. Дружинина с опорой на мнемотаблицу.
Сел медведь на бревнышко,
Стал смотреть на солнышко.
Не смотри на свет медведь!
Глазки могут заболеть!
Выучите стихотворение Я. Аким с опорой на мнемотаблицу.
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ежик даже глупый самый,
Хочет жить с ежихой - мамой.
Выучите стихотворение И. Сурикова «Зима», с опорой на мнемотаблицу.
Белый снег, пушистый, Темный лес – что шапкой
В воздухе кружится Принакрылся чудной
И на землю тихо И заснул под нею
Падает, ложится. Крепко, непробудно …
И под утро снегом Стали дни коротки,
Поле забелело, Солнце светит мало,
Точно пеленой Вот пришли морозцы –
Все его одело. И зима настала.
Выучите стихотворение А. Барто «Зайка», с опорой на мнемотаблицу.
Зайку бросила хозяйка, -
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Выучите загадку про лук, с опорой на мнемотаблицу.
Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает
Выучите стихотворение А. Гришина «Осень», с опорой на мнемотаблицу.
Листики, листочки,
Падают на кочки.
А под кочкой спят ежи,
Листик, листик, не шурши. -
Выучите загадку про яблоко, с опорой на мнемотаблицу.
Круглое и вкусное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Выучите стихотворение К. Жане «Братишка», с опорой на мнемотаблицу.
Купили по книжке
Братишкам.
Один прочитал свою книжку,
Другой разорвал свою книжку.
Купили братишкам по книжке,
Но разные были братишки.
Выучите стихотворение Л. Родниковой «Конопатые опята», с опорой на мнемотаблицу.
Конопатые опятки,
Не играйте с нами в прятки.
Все равно домой в корзинке
Унесем вас по тропинке.
Выучите стихотворение З. Александрова «Мой мишка» с опорой на мнемотаблицу.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
Выучите стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Птицы на юг улетели:
Гуси, грачи, журавли …
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
И. Ивенсен
Выучите стихотворение А. Яшина «Покормите птиц» с опорой на мнемотаблицу.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Выучите стихотворение Л. Некрасовой, с опорой на мнемотаблицу.
Елку нарядили сами
Звездочки повесели.
Мы придем, расскажем маме,
Как нам было весело.
Выучите стихотворение С. Мурадли, с опорой на мнемотаблицу.
Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
Мог бы славный быть обед,
Только хвать, а мышки нет.
Выучите стихотворение А. Барто «Бычок», с опорой на мнемотаблицу.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!