наталья мукучекова
Методические рекомендации для педагогов по дидактическим играм с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации дидактических игр по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста
Необходимо создавать в группе условия для проведения дидактических игр, которые, помогают обучать и обогащать его знаниями и развивать речь ребенка. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого в играх (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по дидактическим играм с детьми младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дидактические игры имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности, прививать им положительные черты характера. В связи с этим рекомендуется тщательно подходить к организации дидактических игр в дошкольном учреждении.
Дальнейшее развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Надо больше поощрять проявление речевой активности, инициативы и выдумки детей.
Обращаясь к одному ребенку или группе детей, чтобы вовлечь их в дидактическую игру, надо стараться говорить тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям, ребенка надо называть по имени, давать индивидуальное поручение. Детям младшего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе, если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами, то успех дидактической игры обеспечен. При организации любой дидактической игры надо внимательно наблюдать за играющими детьми, всегда занимая такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных.
Организуя дидактическую игру педагогу, особое значение нужно придавать формированию доброжелательных отношений между детьми, показывая малышам, как можно вместе играть в дидактические игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему. С детьми обращаться ровно, спокойно, терпеливо. Ведь речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как мы обращаемся к детям, во многом зависит педагогический успех.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.
В процессе ежедневной работы по развитию речи, дети расширяют словарный запас, учатся общаться с взрослыми и сверстниками. В результате целенаправленной работы дети могу к концу года освоить первые формы монологической речи, научиться рассказывать об эмоционально - значимых событиях, используя высказывания из двух – трех предложений, слушают и понимать содержание литературных произведений.
Непосредственное участие педагога в игре должно определяться возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог должен направлять действия играющих (советом, вопросом, напоминанием). При подведении итогов игры – а это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят, педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимания и дисциплинированности. В конце игры педагог должен спросить у детей, понравилась ли им игра, и пообещать, что в следующий раз они будут играть в новую игру, и она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой игры должен быть направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались более эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и в характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью поможет варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Таким образом, каждому педагогу важно помнить, что дидактическая игра должна проводиться в соответствие с постоянным алгоритмом её организации:
называние игры с чёткой установкой на игровую задачу;
последовательное называние и выполнение всей цепочки действий каждого формируемого навыка (могут быть варианты - воспитатель с помощью ребё нка: подать, подержать; ребёнок с помощью воспитателя (в случае затруднения);
повторение в самостоятельной деятельности с опорой на проведённую игру;
обязательное уточнение значения навыка, осознание, почему именно так.
В дидактической игре педагогу необходимо соблюдать правильное сочетание наглядности, слова и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т. д.
К наглядности относятся:
предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;
наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Для использования наглядности созданы специальные типы дидактических игр : с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий педагогом должен также входить в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.
При помощи словесных пояснений, указаний педагог должен направлять внимание детей, упорядочивать, уточнять их представления, расширять опыт. Речь педагога должна способствовать обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, совершенствованию игровых действий.
Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Педагог должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивают умственные способности дошкольника.
Педагогу нельзя забывать, что в дидактической игре ребё нок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться,, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявлять сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Для ребенка 3-4 лет основной деятельностью является игра. Во время игры он находится в хорошем настроении, активен, открыт для общения и расположен к усвоению новых знаний. В игре малыш не замечает, что его учат. Поэтому игры, а в частности словесные (устные) игры, активно используются воспитателями и педагогами детского сада для проведения обучающих занятий. Такая игра решает многие педагогические задачи : Развивается активная речевая деятельность и мышление (эти процессы тесно связаны между собой). Дети хорошо усваивают новые слова и понимают их значение. Ребенок учится правильному произношению звуков и слов. Формируется его умение соотносить слово с предметом и действием, которое оно обозначает. Дети учатся правильно строить предложения, четко выражать свои просьбы и эмоции. Совершенствуется интонация и выразительность произношения
В зависимости от поставленных задач, словесные игры условно разделяют на четыре группы.
К первой группе относятся игры, которые формируют у ребенка умение определять предмет, действие или явление по его признакам (например, «Отгадайте, что спрятано в коробке», «Угадайте кто пришел»).
Во вторую группу объединены игры, которые используются для формирования у ребенка умения сравнивать предметы и действия, самостоятельно делать выводы (например, «Небылицы», «Найди самый маленький и самый большой предмет»).
Третью группу составляют игры, благодаря, которым ребенок учится объединять предметы по их основным признакам (например, «Как объединить предметы одним словом?», «Назови то, что относится к посуде»).
В четвертую группу, объединены игры, которые способствуют развитию внимательности и скорости мышления (например, «Съедобное-несъедобное»). Некоторые словесные игры требует небольшого реквизита, например, листка бумаги и карандаша. Играя, ребенок не только развивает память и логику, но и развивает речь и словарный запас, а также зрительную память, правильно записывая слова на бумаге.
В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит заметный скачок в речевом развитии. Почти все дети этого возраста говорят достаточно хорошо, хоть и не совсем внятно, Часто возникают проблемы с произношением звуков. Ребенок хоть и умеет составлять не сложные предложения, высказывать свои мысли, но не всегда может составить простой и понятный рассказ. Хотя словесные игры в младшем возрасте мало применяются, но очень хороший результат в работе по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста, возможно при применении словесных игр на основе устных игр с использованием народного фольклора, например, детские потешки, песенки, заучивание стихов наизусть. Они характеризуются простой рифмой, эмоционально окрашены, включают в себя часто повторяющиеся сочетания звуков и слов. С их помощью у ребенка формируется умение правильно и четко повторять звуки, слова и словосочетания, развивается слуховое внимание, увеличивается словарный запас. Особенно полезны для детей этого возраста рассказы и сказки с элементами артикуляционной (логопедической) гимнастики. Дети с удовольствием повторяют несложные упражнения для развития артикуляционного аппарата (надувают щеки, играют языком, дуют, подражают животным). В ходе игры, воспитатель должен помогать ребенку, чтобы тот избегал ошибок в произношении, в случае необходимости подталкивать его к правильному решению задачи. Занимаясь с ребенком ежедневно всего по 10 - 15 минут, можно достичь хороших результатов в развитии его речи. Если с ребенком 3-4 лет заниматься в игровой форме артикуляционной гимнастикой (следует только с помощью специалиста правильно подобрать словесные игры такой направленности, то проблем с произношением звуков у ребенка не будет. Возраст 3-4 года идеально подходит для полного «выговаривания» малыша, ему легко запоминать игры и простые тексты, и легко владеть язычком, чтобы правильно произносить сложные звуки.
В процессе игры воспитатель руководит ходом игры и обучает детей. Его речь должна быть грамматически правильной, спокойной, но одновременно эмоциональной. Нельзя направлять взгляд, мимику и жесты только одному игроку. Педагогу нужно переводить взгляд то на одного, то на другого ребенка, чтобы каждый думал, будто воспитатель обращается именно к нему. Поэтому текст игры, рассказа, небылицы или потешки он должен знать наизусть. Стоять или сидеть во время игры необходимо так, чтобы все дети могли видеть лицо воспитателя, следить за его глазами и движением губ.
Педагоги могут рекомендовать родителям, которые весь день заняты на работе и с трудом выкраивают время на общение и игры с малышом, что время перед сном подойдет для этих целей как нельзя кстати. Купая ребёнка, переодевая его ко сну общаться и играть с ним. Предложить называть определенные слова, сгруппировав их по единому признаку. Например, пусть малыш назовет 5-10 имен девочек, столько же имен мальчиков, названия цветов и прочее. Можно усложнять задания если он справился и попросить назвать те же предметы, только чтобы они начинались на один тот же звук. Для организации и проведения речевых игр психологами и педагогами разработаны специальные методические рекомендации. Выбор игры зависит как от возраста и уровня развития детей в группе, так и от задачи, которую ставит воспитатель или педагог-дефектолог. Задачи могут быть образовательные, воспитательные и коррекционные. Игра не должна быть слишком легкой, а то дети быстро потеряют к ней интерес, она не должна быть слишком сложной, чтобы дети смогли находить правильные решения самостоятельно, а не только с помощью взрослого. Игра должна вызывать в детях положительные эмоции, поэтому в начале игры нужно создать игровое настроение. Если для игры нужно распределить между детьми роли, то можно использовать считалку, она отлично настраивает на игру. Чтобы словесные игры давали позитивные результаты, их нужно постепенно усложнять, добавлять новые элементы, можно использовать наглядные пособия. Однако, вводить новые игры надо постепенно. Игры необходимо организовывать так, чтобы задействованы были все дети. Даже если отвечать будет один ребенок, поиском правильного решения должны быть заняты все. Чтобы игры проходили эффективно, нужно чередовать работу со всей группой и индивидуальную работу с ребенком. Большое внимание следует уделять тому, чтобы дети строго придерживались правил игры. Это учит их быть дисциплинированными. Детям младшей группы правила разъясняются в процессе самой игры.
Словесная игра может занимать любое место в педагогической деятельности воспитателя. Ее можно использовать во время занятий в группе, во время детских развлечений, и даже во время прогулки. Для детей в возрасте 3-4 лет уже можно предлагать словесные игры с буквами. Это поможет крохе быстрее и эффективнее освоить алфавит, развивать память. Играя, можно в каждый новый день вырезать новую букву их цветного картона. Произнося слова на эту букву, ребенок сможет правильно ассоциировать их с начертанием буквы, что положительным образом скажется на его дальнейшем развитии и обучении.
В детском саду воспитатели проводят с детьми словесные игры не только с целью как-то заполнить их досуг, но и научить правилам игр в команде, координировать свои действия, развивать логику и мышление. Можно играть в группе на занятиях, когда на улице плохая погода, можно играть на прогулке, для этого не нужно никаких особых приготовлений. Приведем примеры наипростейших словесных игр для детей 3-4 лет, которые можно использовать и в детском саду, и дома, и на прогулке, и по дороге домой. «Подбери форму предмета» Воспитатель предлагает фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить какой предмет похож на фигуру. Например, прямоугольник – окно, книга, альбом. Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют какая фигура им соответствует. Например, мяч, шарик, обруч – круг. «Съедобное – несъедобное» Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу. «Добавь слово» Воспитатель называет предмет, а ребенок должен назвать его с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Например, стул – стульчик, мяч – мячик, нос – носик. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг. «Один – много» Воспитатель называет один предмет, а дети должны назвать его во множественном числе. Например, рука – руки, дом – дома, шарик – шарики. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг. «Объединение» Воспитатель называет предметы, а дети должны объединить их по общим признакам. Например, морковь, картофель, помидор – овощи. Затем взрослый называет категорию предметов, а дети – то, что к ней относится. Например, одежда – юбка, шорты, кофта. «Звукоподражание» Педагог проговаривает повторяющиеся звуки, например, чу-чу-чу, баю-баю-бай, при этом меняя высоту голоса и темп произношения. Дети должны повторить. «Кто что делает» Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие. Например, прыгает – зайчик, лягушка. Или наоборот. Воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например, солнце, лампа – светят. Словесные игры не требуют дополнительного оборудования для проведения, просты и доступны всем. Для того, чтобы играть в словесные игры, не надо специальной подготовки.
Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Задача рассказа – доставить детям радость и этим путем развивать их ум, чувства и речь. Большое значение педагог должен уделять выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.
Необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Очень важно в этом возрасте развивать речь ребенка в повседневной жизни.
- когда гуляете с детьми, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)
- старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)
- малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.
- старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Плюсов у такого общения более чем достаточно: это и развитие речи и памяти, и приобретения навыков ребенка связно строить предложения в рассказе, и тренировка памяти, мышления и быстроты реакции. Вместо заключения Л. Н. Толстой считал, что ребенок до 5 лет подобен губке и способен впитывать максимум информации. Чем больше с ним общаются, играют и занимаются его развитием, тем лучше будет развит ребенок, его логическое мышление, память и скорость реакции.
Таким образом, слово для ребенка является частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.
В заключение можно ещё раз напомним о том, что ребенок не может овладеть самостоятельно речью. Не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов с учетом возраста детей в ДОО, но и родителей к организации речевой деятельности ребенка, только тогда можно добиться положительных результатов в развитии его речи.