МААМ-картинки

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дорожки здоровья»

Любовь Левченко
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дорожки здоровья»

НАЗНАЧЕНИЕ

Данный методический, развивающий материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, а также может быть использован родителями для физкультурно - оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактическое пособие используется в рамках реализации основной образовательной программы детского сада. Его можно использовать, как в индивидуальной так и подгрупповой работе с детьми, можно включать в любые режимные моменты: гимнастику после сна, физкультурные занятия, спртивно-оздоровительные кружки, утреннюю гимнастику.

Публикация «Методические рекомендации к дидактическому пособию „Дорожки здоровья“» размещена в разделах

АКТУАЛЬНОСТЬ

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть современного дошкольного образования. Одним из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья является профилактика и коррекция плоскостопия у дошкольников. На сегодняшний день плоскостопие у детей дошкольного возраста наиболее распространённое и считается одним из самых актуальных вопросов здоровья.

Плоскостопие - это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. На первый взгляд это заболевание не заметно, кажется простым и не имеет каких либо особых симптомов, а на начальных стадиях и вовсе не выражено, однако оно считается серьёзным заболеванием, которое существенно влияет на здоровье. В действительности плоскостопие в детстве без соответствующей профилактики и лечения у взрослого человека усиливается, вызывает серьёзные нарушения здоровья, ведёт к различным патологиям. Последствиями плоскостопия являются болевые ощущения в ступнях, ногах, тазобедренном отделе, разных отделах позвоночника. Плоскостопие непременно ведёт к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, кровообращения, к нарушению осанки, и главное к сотрясению внутренних органов и мозга, что ведёт к различным хроническим заболеваниям.

Преимущество использования в детском саду дорожек здоровья, для массажа стоп, в том, что они очень просты в применении, доступны для любого возраста, экономичны в изготовлении, обладают огромным оздоровительным потенциалом и имеют широкий спектр профилактики и коррекции плоскостопия. Подошвы имеют огромное количество нервных рецепторов, скопление которых в определённых местах образуют так называемые биологически активные точки. Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных оздоровительных задач - профилактика и коррекция плоскостопия.

Занятия с использованием «Дорожек здоровья» способствуют развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшению осанки детей, увеличению гибкости и подвижности позвоночника и суставов. Использование массажных «Дорожек здоровья» в сочетании с художественном словом создаёт положительный настрой, повышает настроение, даёт заряд бодрости и энергии. Таким образом «Дорожки здоровья» – универсальный, многофункциональный, эффективный оздоровительный метод для здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ:

физкультурно - оздоровительная работа, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

• профилактика и коррекция плоскостопия;

• восполнение нехватки тактильных ощущений;

• закаливание организма;

• повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям;

• развития чувства равновесия и координации движений;

• формирование правильной осанки;

• улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

• формирование привычки к здоровому образу жизни;

• воспитание желания заниматься лечебной физкультурой;

• улучшение эмоционально-психического состояния детей;

• коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«ДОРОЖКИ ЗДОРОВЬЯ»

Дорожки здоровья представляют собой коврики из линолеума 120 см длины и 40 см ширины, сделанные своими руками из различных предметов и материалов, нестандартного оборудования (пуговицы, поролон, верёвка, пластмассовые детали от конструктора, пластмассовые коврики для прихожих с игольчатым жёстким ворсом). Плоские и объёмные с различными следами и со специальным покрытием. Пособие мобильное, многофункциональное, с виду яркое и привлекательное.

Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.

После дневного сна по «Дорожкам здоровья» дети проходят друг за другом, босиком 2-3 раза. Детям предлагается преодолеть препятствия, или оправиться путешествовать по «волшебным полянкам». Ходьба может быть прямо, боком, на носках, на пятках, в приседе, с поворотом вокруг себя, с упражнениями для рук, плеч в чередовании с прыжками и т. д. При ходьбе следует чётко следить за осанкой детей, за качеством выполнения заданий, учить детей точно наступать на следы, предметы, выполнять ходьбу в умеренном темпе. «Дорожки-коврики» можно применять в ритмической гимнастике.

При раскладывании ковриков следует учитывать чередование раздражителей и релаксирующих покрытий: мягкий коврик - игольчатое покрытие - следы - дорожка с мелкими предметами - ребристая доска.

При ходьбе полезно выполнять дыхательные упражнения, можно сопровождать ходьбу игровым текстом (стихами). При проведении стопотерапии желательно использовать музыкальное сопровождение- это создаёт дополнительный эмоциональный фон, улучшает функции нервно-психической системы, снимает внутреннее напряжение, активизирует детей.

1.«Волшебные следы»- используются для тренировки правильного развода стоп, профилактики плоскостопия. По следам можно не только ходить, но и потопать, чтобы ощутить полное воздействие на стопы различных материалов.

2. «Травка-Муравка»- дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы. Используется для ходьбы прямо, боком и прыжков.

3. «Цветочная поляна»- дорожка используется для сохраняя равновесия и развития координации. Идти можно прямо, наступая на каждый цветочек, или перешагивая через цветок.

4. «Весёлые кочки»- интересное чередование вызывает желание наступить на каждую «кочку». Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы, особенно детям нравится ходьба боком приставным шагом, ходьба «по медвежьи» (на руках и ногах, ходьба с высоким подниманием колен.

Выполнять упражнения «ласточка», (стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад).

Игры -упражнения на «Дорожках здоровья»

Построение в шеренгу- 30 сек.

1. Пошли в обход по залу (обычная ходьба. 15 сек).

2. Здесь высокая трава не зевай, руки вверх ты поднимай, на носочках шагай (ходьба на носках, руки вверх. 15 сек).

3. Болото, идти опасно. Идем на пяточках, строго по кочкам (ходьба по следовой дорожке. 15 сек).

4. А здесь ручей течет, но нам совсем не страшен он. Мы по бревнышкам пойдем и речей перейдем (ходьба приставным шагом 15 сек).

5. Утята, важные ребята, гуляют возле ручья (ходьба в полуприседе по массажной дорожке, руки на плечевых суставах. 15 сек).

7. Обычная ходьба, 15 сек.

«Маленькие ножки ходят по дорожке»- игровое упражнение. Воспитатель предлагает детям всем показать свои ножки, говорит, что ножки у них маленькие, но бегают по дорожке быстро и приговаривают несколько раз: «Маленькие ножки бежали по дорожке», у медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге». Создав образы легкого и тяжелого, быстрого и медленного движения, несколько раз повторяется шуточная припевка. Дети в соответствии со словами то быстро, то медленно ходят по дорожке. Эти движения выполняются детьми как игровые действия и радуют их.

Художественный материал: стихи, загадки, скороговорки.

1. Я иду, я иду.

Поднимаю ножки,

У меня на ногах новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа – то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая.

Высоко-высоко-высоко,

Подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну!

Да-да-да, да-да-да,

Высоко подпрыгну.

Да-да-да, да-да-да,

Лужу перепрыгну. Гоп!

2. Бурый мишка топал,

Топал, топал,

Громко ножками стучал,

Он стучал так!

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Он смотрел так!

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

Закружился, закружился

И свалился – бах!

3. Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай прямо по дорожке,

Поднимай все выше ножки.

Топай левою ногою,

Дальше – правою ногою,

Снова - левою ногою.

После – правою ногою,

Так иди, шагай за мной,

И тогда придешь домой.

4. Идут наши ножки по лесной дорожке

По иголкам из хвои, по колючкам из земли,

По песочку, по следам, по канавкам и буграм,

По болотным кочкам, травке и цветочкам.

5. Мишка важно так шагает,

Набок лапы расставляет.

Утка с боку на бок переваливается

Ей ходить так очень нравится.

Цапля важно так шагает,

Выше ноги поднимает.

Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.

Тут горка, там овраг - короче делай шаг.

6. По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сына и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок.

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

7. Наши маленькие ножки Дружно ходят по дорожке Раз, два, три, четыре, пять- Пойдём в поле мы гулять. Летом, в жаркий день на луг,

Прилетел огромный жук.

Сел на травке посидел,

Зажужжал и улетел. Тучка по небу летала,

Капли на поля роняла.

И решила сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

8. Что за ножки

У Антошки.

Розовые пяточки,

Разминаем,

Точно знаю:

Любите массажики.

ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «Дорожки здоровья»

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Регулярное использование дидактического пособия в физкультурно - оздоровительной работе, с детьми дошкольного возраста, позволило добиться следующих, положительных результатов:

• формирования правильной осанки;

• снижения кратности заболеваний воспитанников;

• улучшения эмоционально-психического состояния детей;

• положительной динамики росто-весовых показателей;

• укрепления иммунной системы;

• проявления интереса и желания заниматься лечебной физкультурой;

• увеличился свод стопы, укрепились мышцы ног;

• усовершенствовалась координация движений и чувство равновесии.

Публикации по теме:

Мастер-класс изготовления дорожки здоровья «Змейка-Здоровейка»Мастер-класс изготовления дорожки здоровья «Змейка-Здоровейка» Наша «Змейка-Здоровейка» Всем ребятам нравится! Ходят детки по дорожке, Закаляют свои ножки! “Берегите здоровье смолоду” — этот девиз отражает.

Дорожки здоровьяДорожки здоровья Дорожки здоровья. Дорожки здоровья приобрели в последнее время большую популярность в оздоровительной работе,т. е. профилактика плоскостопия.

Дорожки здоровья для группы раннего развитияДорожки здоровья для группы раннего развития И вновь меня удивили мои любимые родители. Не смогли обойти без внимания тот факт, что самодельные дорожки здоровья я регулярно стираю и.

Дорожки здоровья и замечательные родителиДорожки здоровья и замечательные родители Добрый день дорогие гости и коллеги! Прошло совсем немного времени, как мы начали работать. Новые дети, новые родители, начало учебного.

Мастер-класс «Дорожки здоровья». Работа с бросовым материаломМастер-класс «Дорожки здоровья». Работа с бросовым материалом Снова возвращаюсь к работе с бросовым материалом, а именно - использование крышек от пластиковых бутылок. Их скопилось очень много. Мы.

Мастер-класс изготовления дорожки здоровья «Сороконожка-здоровейка»Мастер-класс изготовления дорожки здоровья «Сороконожка-здоровейка» Главной задачей ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия. Для.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дорожки здоровья»
Опубликовано: 24 октября 2021 в 16:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД