Наталья Забелина
Методические рекомендации к использованию презентации «Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
к использованию презентации
«Дифференциация звуков [з]-[ж]
в словах и предложениях»
Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может быть использована как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы и направлена в первую очередь на развитие фонематического слуха и закрепление правильного дифференцированного произношения звуков [з] и [ж] на материале слов и предложений.
Публикация «Методические рекомендации к использованию презентации „Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
Коррекционно-образовательные цели:
• Уточнение знаний о звуках.
• Закрепление понятий «звук», «согласный звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слог», «слово», «предложение».
• Закрепление и расширение словаря.
Коррекционно-развивающие цели:
• Развитие фонематического слуха и профилактика дисграфии.
• Развитие зрительного и слухового внимания.
• Закрепление правильного произношения звуков [з] и [ж], их дифференциация на материале слов и предложений.
• Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза.
• Совершенствование грамматического строя речи, закрепление навыка образования сравнительной степени прилагательных.
• Развитие мелкой моторики.
• Профилактика нарушений зрения.
• Закрепление навыков чтения.
• Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Формирование умения работать самостоятельно.
• Воспитание интереса к занятиям.
Данная презентация содержит интерактивные упражнения, звуковые материалы, анимационные эффекты.
Условно презентация может быть разделена на два раздела:
1. Задания на материале слов.
2. Задания на материале предложений.
1 слайд - титульный.
2 слайд представляет собой упражнение на развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Инструкция: «Сейчас прозвучат слова. Ты должен повторить только те из них, в которых есть звук [ж]».
По щелчку мыши предъявляется звуковой ряд в сопровождении ряда изображений, смена которых происходит автоматически.
3-4 слайды – это задание на развитие фонематического анализа и синтеза.
Инструкция: «Расшифруй имя девочки (мальчика). Назови первые звуки в названиях картинок и составь из них имя».
По щелчку мыши правильно названный звук заменяется на букву. Попутно происходит закрепление навыка чтения у детей.
5 слайд – упражнение направлено на развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков [з] и [ж].
Инструкция: «Назови предметы. Распредели их: Лизе – со звуком [з], а Жоре – со звуком [ж]».
По щелчку мыши выделяется картинка, которую ребенок должен назвать и определить наличие звука [з] или [ж]. После чего указать, кому из детей (Лизе или Жоре) принадлежит данный предмет. По следующему щелчку мыши предмет перемещается, и ребенок сравнивает свой ответ с правильным.
6 слайд – способствует не только закреплению правильного дифференцированного произношения звуков, но и расширению словаря прилагательных.
Инструкция: «Догадайся по признаку, о каком предмете идет речь».
Логопед называет прилагательное, а ребенок должен назвать подходящий предмет, который и появляется по щелчку мыши. (Если занятие проводится с читающими детьми, то слова может прочитать и сам ребенок).
7 слайд завершает первый раздел и представляет собой пальчиковую гимнастику. Логопед и дети читают стихотворение и выполняют движения:
Медвежонок в гости шел,
К рыжей белке он зашел, (соединить в кольцо большой и указательный пальцы)
И на озеро к бобру, (соединить в кольцо большой и средний пальцы,
И к ежу зашел в нору, (соединить в кольцо большой и безымянный пальцы)
Даже к комаришке
Заходил наш мишка! (соединить в кольцо большой палец и мизинец)
Движения выполняются сначала обеими руками поочередно, а затем одновременно.
8 слайд поможет в работе над лексико-грамматическим строем речи.
Инструкция: «Назови картинку. Замени это название на слово «он», «она», «оно» или «они» и подбери слово-признак».
По щелчку мыши появляются варианты ответов, которые читающие дети могут прочитать и сравнить со своими.
9-10 слайды – ребенку предлагается закончить предложение, добавив по смыслу слово со звуками [з] или [ж]. Ребенок может предложить свои варианты, а может воспользоваться картинкой-подсказкой, возникающей по щелчку мыши.
11-14 слайды. Упражнение способствует закреплению навыка образования сравнительной степени прилагательных.
Инструкция: «Договори недостающее слово. Повтори все предложение целиком».
15 слайд - это гимнастика для глаз, которая способствует укреплению глазных мышц и предупреждению утомления. Упражнение также позволяет закрепить знания по лексической теме «Насекомые».
Инструкция: «Назови, кого ты видишь на картинке. Как их можно назвать одним словом? Каких насекомых ты знаешь еще? Не поворачивая головы, следи взглядом за передвижениями стрекозы и божьей коровки».
По двойному щелчку мыши по значку «Старт» запускается звук и анимация (движение по слайду божьей коровки, стрекозы).
16-18 слайды – источники содержания и иллюстраций.