Получи документы

Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс» (1 фото)

лидия шатрюк
Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс»

Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс»

Содержание

1 Введение…. 3

2 Использование метода макетов в профориентационной работе с дошкольниками…

2.1 Формы и методы работы с дошкольниками по формированию представлений о труде взрослых…

2.2 Методов макетов. Его использование в профориентации дошкольников…

2.3 Использование макета «Угольный Кузбасс» в работе с воспитанниками….

3 Литература….…

1. Введение

Публикация «Методические рекомендации к макету „Угольный Кузбасс“» размещена в разделах

Современное дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В последние несколько лет, актуальным направлением развития воспитанников является ранняя профориентация. Она рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего и полноценного развития дошкольника.

По мнению исследователей, в дошкольном возрасте ребенок овладевает элементами трудовой деятельности, основной смысл которой состоит в том, что ребенок начинает понимать, что он делает нужное, полезное для других – трудится. У него формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности [3, с. 5].

Выстраивая работу по профориентации с воспитанниками, необходимо учитывать особенности местности, в которой проживают дети.

Мы живём в Кузбассе, который славен «чёрным золотом» - углём. Профессия шахтера актуальна и в наши дни.

В рамках работы по профессиональному самоопределению дошкольников нами был изготовлен макет «Угольный Кузбасс» и разработаны методические рекомендации по его использованию.

Данные методические рекомендации адресованы воспитателям ДОО.

Макет «Угольный Кузбасс» может быть использован в работе со старшими дошкольниками по профессиональному самоопределению воспитанников, ознакомлению с миром профессий горнодобывающего предприятия Кузбасса.

Целью использования макета является : создание условий для игр воспитанников старшего дошкольного возраста на макетной основе, как одного из универсальных средств ранней профориентации.

Задачи, которые позволяет решать использование макета :

- обогащать и конкретизировать представления воспитанников о профессиональной деятельности профессий угледобывающего производства, воспитывать интерес к промышленным предприятиям родного города;

- формировать у воспитанников обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной технике в трудовой деятельности человека, понимая взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- закреплять умения воспитанников выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей воспитанников;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

- помочь воспитанникам осознать важность, необходимость и незаменимость профессии шахтёр;

- создать условия для продуктивного взаимодействия с семьёй.

Основная идея – повысить эффективность профориентационной работы со старшими дошкольниками используя метод макетов.

Новизна состоит в том, что метод макетов позволяет ребенку стать активным участником познания профессий угледобывающего предприятия, через наглядность, возможность смоделировать пространство той или иной профессии горного дела, и проиграть трудовые навыки выбранной профессии.

2. Использование метода макетов в профориентационной работе с дошкольниками

2.1. Формы и методы работы с дошкольниками по формированию представлений о труде взрослых

Анализ программы дошкольного образования Н. Е. Веракса «От рождения до школы», парциальных программ профориентационной направленности (А. Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников», В. П. Кондрашов «Введение дошкольников в мир профессий») показал, что работа по формированию представлений дошкольников о труде взрослых осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в следующих формах:

• в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

в процессе специально организованных воспитателями форм работы: организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, экскурсий, праздников, развлечений;

• в процессе самостоятельной деятельности детей;

• в процессе совместной деятельности воспитателей с семьей.

Анализ методических пособий по профориентации дошкольников показал, что авторы выделяют следующие методы профориентационной работы, которые применяются в сочетании друг с другом:

• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение художественной литературы);

• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно – бытового труда);

• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Таким образом, использование метода макетов в работе по формированию представлений дошкольников о труде взрослых не отслеживается, или они носят эпизодический характер.

2.2. Методов макетов. Его использование в профориентации дошкольников

Макет – модель объекта в уменьшенном масштабе, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта не возможно[6].

Педагоги отмечают огромное значение моделей –макетов для интеллектуального развития детей. По мнению Каличенко О. В., использование макета позволяет решать несколько задач:закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие [5].

Ольга Викторовна говорит о том, что придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания [5].

Следовательно, метод макетов целесообразно использовать в работе по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых.

Макет позволит создать условия отражающие сущность деятельности взрослых той или иной профессии, мотивы и цели их труда, способы достижения результата; будет способствовать познавательной активности детей, даст возможность дошкольникам в игре попробовать себя в той или иной профессии горного дела.

2.3. Использование макета «Угольный Кузбасс» при работе с воспитанниками

Ориентация на профессии, востребованные в угольной промышленности, требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.

Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов, наше внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи, о которых говорилось выше.

Нами был изготовлен макет «Угольный Кузбасс», отражающий элемент угледобывающего производства – сортировку и погрузку, выстроена система работы с дошкольниками 6-7 лет с его использованием.

Мероприятия с воспитанниками проводятся раз в месяц, в соответствии с тематическим планом

Работа выстроена в трех направлениях:

1. Ознакомление с угольным производством Кузбасса и его профессиями.

2. Закрепление полученных знаний воспитанников, через игровую и продуктивную деятельность с использованием макета совместно с педагогом.

3. Использование макета в самостоятельной деятельности воспитанников.

В результате использования макета «Угольный Кузбасс» у воспитанников сформируются начальные представления о структуре трудового процесса сортировки и погрузке угля, профессиях этого вида производства, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Таким образом, использование макета «Угольный Кузбасс» может быть использовано в профориентационной работе с дошкольниками.

Литература

1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] : учеб. -метод. пособие / В. П. Кондрашов ; Балаш. фил. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Балашов : Николаев, 2004. - 46с.

2. От рождения до школы [Текст] : примерная общеразовательная программа дошкольного образования / под. общ. ред. Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. –352с.

3. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций [Текст] : методическое пособие / Н. Т. Рылова, Н. Г. Хваленко ; под. общ. ред. Е. Л. Рудневой. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. –94с. - (Профориентация).

4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. – метод. пособие / А. Д. Шатова. – М. :Пед. о-во России, 2005. – 252с.

5. Каличенко О. В. Макетирование в детском саду [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/14/maketirovanie-v-detskom-sadu

6. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/405212

Публикации по теме:

Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край»Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край» Наш край богат полезными ископаемыми. Уголь – главное богатство нашего края. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений,.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации к лэпбуку «Город профессий»Методические рекомендации к лэпбуку «Город профессий» Лэпбук «Город профессий» Для всестороннего развития детской личности особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка.

Методические рекомендации к пособию «Антонимы»Методические рекомендации к пособию «Антонимы» Методические рекомендации к пособию «Антонимы» Настоящее пособие, предназначенное для детей 5-7 лет, поможет научить их подбирать антонимы.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс»
Опубликовано: 29 января 2024 в 17:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД