Получи документы

Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФНР

Ирина Решетова
Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФНР

Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии: принципом системности, принципом развития, патогенетическим принципом, онтогенетическим принципом, принципом опоры на сохранные функции, принципом поэтапного формирования умственных действий, принципом комплексного лечебно-педагогического подхода.

Работа строится в три этапа. На первом этапе ведется работа по звукопроизношению: воспитанию внимания к звуковой стороне речи, исправлению звукопроизношения, развитию умения детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.

Публикация «Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФНР» размещена в разделах

Ребенок должен научиться осознавать собственное произношение, отработать четкую артикуляцию отдельных звуков. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков. С целью развития внимания к звуковой стороне речи и совершенствования слуховой памяти используются упражнения на повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного произношения звуков и т. д.

Также на первом этапе детей готовят к анализу звукового состава слов. Внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов. Параллельно материал для закрепления звуков служит для расширения, уточнения словаря, правильному построению предложений. У детей развивают графические навыки.

На втором этапе продолжается постановка и закрепление поставленных звуков, детей учат дифференцировать звуки по глухости-звонкости, различать свистящие- шипящие, фрикативные и аффрикаты, плавные и вибранты, мягкие и твердые. Анализ и синтез звукового состава слова пронизывает все занятия. Основной единицей изучения становится теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. На втором этапе идет овладение полным звуко - слоговом анализом односложных, двусложных слов, составляются схемы слов. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков. За это время практически усваиваются понятия «слог», «предложение», «согласные», «звонкие звуки», «глухие звуки», «твердые звуки», «мягкие звуки». В конце второго этапа дети знакомятся с некоторыми буквами. Внимание привлекается к изменению форм слова : по родам, числам, падежам, времени. Дети упражняются в распространении предложения по вопросам, опорным словам. Демонстрациям действий. На третьем этапе идет окончательное закрепление правильного произношения в самостоятельной речи всех ранее поставленных звуков, Дети учатся рассказывать связно, последовательно строить предложения, употреблять слова в нужной грамматической форме, знакомятся с буквами (т. е. письменными обозначениями звуков, учатся сливать буквы в слоги и слова, охватывать зрением одновременно две, три буквы, уяснять значение прочитанного. Обучение чтению тесно связано с обучением письму, дети складывают из разрезной азбуки слова и читают их.

Работа по развитию фонематического восприятия строится в два этапа:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Цель: Формирование базы для развития фонематического восприятия.

Развитие слухового восприятия, внимания, речевой памяти.

Сюда входят игры : на восприятие неречевых звуков :

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед за ширмой выполняет разные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу, шуршит бумагой и т. д.) Ребенок должен определить, что он слышит.

Игра «В мире звуков»

Цель: Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед знакомит детей с музыкальными инструментами. Затем дети закрывают глаза, и определяют, на каком музыкальном инструменте играет логопед.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. По очереди они гремят своими коробочками, находят одинаково звучащие пары. Потом все коробочки смешиваются, и ребенок ищет по звучанию эти пары.

Игры «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей»

Цель: Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков, звукоподражание.

Детям предлагается угадать голоса разных животных и показать соответствующую картинку или игрушку.

Игры на дифференциацию по способу воспроизведения :

Игра «Солнце или дождик»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед звенит в бубен и дает команды: «Солнце», «Дождик». Дети должны слушать звучание бубна и выполнять команды: солнце - гулять, дождик - прятаться.

Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Детям предлагается угадать с закрытыми глазами, что делала кукла (хлопает, топает, чмокает губами, носиком сопит и т. д.)

Игра «Льет или капает»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед за ширмой производит действия с водой, а дети угадывают льет он или капает.

Игры на дифференциацию звучания по темпу.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Детям предлагается ходить медленно как цапля (когда логопед медленно стучит в бубен) и прыгать быстро как воробей (когда логопед быстро стучит в бубен).

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Дети делятся на две команды – зайцы и волки. Когда логопед стучит медленно, на поляне гуляют волки, а когда быстро, на поляне гуляют зайцы.

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Дети за логопедом повторяют как медленно идет дождь (ударяют указательным пальцем о ладошку, произнося: «Кап-кап!», затем повторяют как дождь идет быстро (ударяя пальчиком о ладошку : «Кап - как-кап-кап). Потом меняется темп.

Игры на дифференциацию звучания по ритму.

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Логопед заранее сообщает, что придут гости, каждый гость стучится особым ритмом, показывает эти ритмы, дети ритмы запоминают, а потом узнают, какой гость постучался.

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Дети отхлопывают ритмы «Весны», предложенные логопедом.

Игра «Капельки»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

На картинках ритмические рисунки, логопед отстукивает ритм, а дети находят нужный ритмический рисунок.

Игры на дифференциацию по силе звучания.

Игра «Тихо - громко»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед играет на музыкальном инструменте то тихо, то громко. Когда играет тихо дети идут, когда громко, дети бегают.

Игра «Иди-беги»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. В соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий шагом, под очень громкий- бежит.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Один ребенок закрывает глаза. Дети в комнате прячут игрушку. Когда ребенок ищет игрушку, дети хлопают громко, если тот находится рядом со спрятанной игрушкой и тише, если игрушка от ищущего далеко.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игры на дифференциацию голосов по тембру.

Игры «Угадай, чей голос», «Лягушки», «Улиточка», «Угадай, кто я?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Дети по голосу узнают своих товарищей.

Игры на дифференциацию по силе голоса.

Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Логопед произносит слова то тихо, то громко, а дети определяют далеко произнесено это слово (звучит тихо) или близко (звучит громко).

Игра «Бом и Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Два гномика поют песенки (слоговые сочетания) : Бом поет громко, а Бум тихо. Дети определяют, какой гном поет.

Игра «ветер или ветерок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Ветер поет громко: У-У-У-У, а ветерок тихо: у- у- у- у- у. Дети определяют ветер поет или ветерок.

Игры на различение голоса по интонации.

Игры «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Логопед произносит слова с разной интонацией, а дети определяют с какой интонацией он это делает.

Игры на дифференциацию голоса по высоте.

Игры «Угадай, кто сказал», «Медведица или медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

По сказке «Три медведя». Логопед произносит фразы из сказки с разной высотой голоса, дети определяют, кто сказал.

Игры «Малыши», «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Логопед произносит фразы с разной высотой голоса. Дети определяют мальчик сказал или девочка, мужчина или мальчик.

Игры на развитие речевого внимания.

Игры «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее»

Цель развитие речевого внимания, речевой памяти.

Логопед называет (показывает) действия, сопровождая их речью, дети повторяют. Иногда логопед ошибается, дети должны внимательно слушать и выполнять правильные действия.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФНР
Опубликовано: 20 октября 2021 в 15:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД