Приложение МААМ

Методические рекомендации по использованию методического пособия «Ступеньки профессионального роста»

Анжелла Шепенева
Методические рекомендации по использованию методического пособия «Ступеньки профессионального роста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию методического пособия

«Ступеньки профессионального роста»

Шепенева Анжелла Николаевна,

старший воспитатель

Старощербиновская, 2022

Аннотация.

Публикация «Методические рекомендации по использованию методического пособия „Ступеньки профессионального роста“» размещена в разделах

Методическое пособие «Ступеньки профессионального роста», разработано Шепеневой Анжеллой Николаевной, старшим воспитателем высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.

Методическое пособие составлено с опорой на практический опыт реализации системы методической работы по сопровождению процесса аттестации педагогов дошкольного образовательного учреждения. Центральная идея разработки – проектирование процесса подготовки к аттестации с учетом ведущих мотивов деятельности, с включением механизма самообразования, рефлексии и целеполагания.

Данное методическое пособие адресовано педагогам дошкольных организаций, старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующих, ответственным за аттестацию.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Пояснительная записка 4

2. Основная часть 6

3. Заключение 12

4. Список литературы

Пояснительная записка.

Современное образование предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и, соответственно, моделирующий воспитательно — образовательный процесс педагог является гарантом решения задач, поставленных государством перед дошкольным образованием, как первой ступенью общего образования. Педагогический состав ДОУ, осуществляющий свою деятельность в режиме развития, должен быть готов к постоянному профессиональному саморазвитию.

От профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения зависит перестройка образовательного процесса, как в содержательном, так и в организационных аспектах. В сложившихся условиях необходимость профессионального роста педагогического работника становится очевидным условием успешной работы не только конкретного сотрудника, но и образовательной организации в целом. Однако, вместе с практической необходимостью управления профессиональным ростом педагогов, существует противоречие: - между усложнением профессиональной деятельности педагога ДОУ, появлением новых функций в должностных обязанностях и снижением мотивации к профессиональному росту педагога дошкольного образования. Наблюдается снижение активности педагогов в профессиональном росте, на что указывают отказы педагогов от участия в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок, нежелание проходить аттестацию с целью установления квалификационной категории. Именно поэтому так важно и актуально сейчас становится для старших воспитателей и методистов дошкольных учреждений создать для педагогов условия, стимулирующие развитие их профессиональных умений, способствующие развитию рефлексии и целеполагания, на что и направлены данные методические рекомендации и методическое пособие «Ступеньки профессионального роста».

Основная цель данных методических рекомендаций вытекает из цели методического пособия «Ступеньки профессионального роста» и направлена на организацию работы по сопровождению процесса аттестации.

Задачи методических рекомендаций по использованию методического пособия «Ступеньки профессионального роста» :

• Создать условия для организации системного и целенаправленного процесса межаттестационного периода педагогов дошкольной образовательной организации.

Способствовать формированию у педагогов целеполагания и рефлексии профессиональной деятельности.

Способствовать созданию системы методической работы в ДОО с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Ожидаемый результат. При использовании данных методических рекомендаций в учреждении проектируется система методической работы с ярко выраженным индивидуальным подходом, в ходе которого межаттестационный период каждого педагога выстроен системно и целенаправленно, с учетом целеполагания и рефлексии профессиональной деятельности.

Новизна. Данные методические рекомендации, как и методическое пособие «Ступеньки профессионального роста», решают ряд важных задач по сопровождению процесса аттестации педагогов и профессиональному росту педагогов ДОО. Сочетание в работе с педагогами элементов рефлексивных, арт-терапевтических и коуч – технологий, составляют основу для взаимодействия с педагогами. Именно это и определяет новизну во взаимодействии с педагогами.

Основная часть.

Методическое пособие «Ступеньки профессионального роста» представляет собой журнал формата А – 4, альбомной ориентации. Листы альбома сброшюрированы, количество листов может варьироваться от 11 до 18, в зависимости от количества лет до очередной процедуры аттестации. Страницы альбома делятся на 2 вида: так называемые «Ступеньки» и «Чек-листы». Каждая страница из категории «Ступеньки», имеет свое название, связанное со словом «ступенька». Это «Контрольные ступеньки», «Базовая ступенька», «Ступенька мечты», «Ступенька подарочная», «Ступенька друзей», «Ступенька профессиональная» и «Ступенька гордости». Кроме этого, имеется чек – лист, который предполагает собственно планирование деятельности педагога, отметку о достижении планового показателя, определение самопоощрения и внешнего стимула к деятельности.

Работа с пособием начинается с заполнения «Базовой ступеньки». Педагог самостоятельно, либо с помощью методиста, старшего воспитателя или ответственного за аттестацию заполняет информацию о категориях:

• Должность.

• Образование.

• Учебное учреждение, которое окончила.

• Дата окончания учебного заведения.

• Курсы повышения квалификации (тема).

• Дата прохождения курсов повышения квалификации.

• Квалификационная категория, дата присвоения.

Заполнение этих данных является фундаментом для дальнейшей работы, стимулирует педагогов на рефлексию своего профессионального статуса.

Следующая страница представляет собой основу для определения контрольных дат. Контрольные даты (предполагается одна или несколько в год) определяются педагогом в целях проведения рефлексии профессиональной деятельности, отслеживания выполнения плана, внесения корректировки в чек-лист. При самостоятельной работе педагога с методическим пособием суть данного листа – самоконтроль. При организации работы в паре «методист (старший воспитатель, ответственный за аттестацию) – педагог» на листе определяются даты, когда педагог встречается с методистом (старшим воспитателем, ответственным за аттестацию) и проводится коуч-сессия, предполагающая те же цели и задачи, что и при самостоятельной работе.

Одним из психологических образований, относящихся к мотивационной сфере человека, является мечта. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мечта определяется как предмет желаний, стремлений, мысленно представляемый, воображаемый. В процессе мечтания создаются внутренние модели «потребного будущего» (по Н. А. Бернштейну, которые обладают большой побуждающей силой. Именно это и позволяет относить мечту к мотивационной сфере личности, рассматривать ее как вид мотивационной установки. Исходя из этого, в пособии появилась «Ступенька мечты». В ходе работы с пособием педагог проговаривает и рисует свою профессиональную мечту, что мотивирует педагога к дальнейшей деятельности.

Основная задача страницы «Ступенька подарочная» - определения внешнего или внутреннего вознаграждения, которое предполагает получить педагог при продвижении вперед в профессиональном плане. Согласно комплексной теории мотивации Портера – Лоулера, на мотивацию влияют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Усилия, которые затрачивает человек зависят от того, насколько именно ценно для него вознаграждение и от веры человека в их взаимосвязь. Осознание того, что определенные шаги в профессиональном росте несут конкретное вознаграждение (внутреннее или внешнее) так же является одним из механизмов мотивации к движению вперед.

Часто так случается, что педагог, находясь в состоянии эмоционального выгорания, в стрессовых ситуациях, не видит путей преодоления барьеров профессионального роста. Страница «Ступенька друзей» призвана собрать и зафиксировать контакты тех людей или организаций, которые могут способствовать расширению сознания при встрече с профессиональными трудностями. Это могут быть контакты представителей административного состава, наставников, педагогов- соратников, методистов органов управления и т. д. Важно при заполнении этой страницы фиксировать именно профессиональные, а не бытовые контакты.

Следующая страница «Ступенька профессиональная» предлагает обратиться к подсознанию и с помощью ассоциаций сделать шаг к осознанию эмоциональной окраски, внутренних страхах и трудностях в движении педагога к вершинам профессионализма. Написав слова-ассоциации, педагог может обратить внимание на их эмоциональную окраску, подумать, как можно её скорректировать, при необходимости. Так же в словах – ассоциациях могут проявиться те трудности, которые существуют у педагога, но не осознаны в плане принятия себя, как профессионала.

На профессиональном пути каждого педагога есть моменты, которыми он гордится, когда профессиональные качества проявились в полной мере. Эмоциональный заряд в этот момент стабильно высокий, что может служить ресурсом для преодоления трудностей. Страница «Ступенька гордости» предназначена для погружения педагога в ресурсное состояние, активизацию внутренней энергии педагога.

Работа на страницах «Ступенька гордости», «Ступенька мечты», «Ступенька подарочная» ведется с использованием элементов арт- терапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации: раскрытие широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире.

Работа по заполнению чек-листов проводится либо параллельно, либо после заполнения мотивационных «Ступенек». Каждый чек –лист рассчитан на 1 календарный год. Чек-лист представляет собой таблицу с 5 столбцами и 11 графами.

Столбцы следующие:

• направление деятельности;

• мероприятие;

• отметка о достижении планового показателя;

• самопоощрение;

• внешний стимул.

Графы в таблице отражают основные направления аттестационного портфолио, профессионального роста :

• Разработка методического сопровождения образовательного процесса (получение рецензии).

• Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности.

• Публикация педагогических разработок и методических материалов в СМИ.

• Участие в профессиональном конкурсе.

• Обучение на курсах повышения квалификации.

• Организация участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

• Организация проектной (социально-значимой) деятельности.

• Инновационная и экспериментальная деятельность в про-фессиональной области.

• Участие в экспертной и организационно-методической деятельности.

• Работа в качестве наставника молодых педагогов; руководителя педагогической практики.

• Другое.

При заполнении чек–листа педагог ориентируется на собственные возможности, проводит рефлексию своих достижений и планирует свой профессиональный рост. То или иное направление может быть реализовано в одном или нескольких мероприятиях, либо вообще может не реализоваться в планируемый период. При подготовке к аттестации необходимо помнить об обязательных позициях в формировании аттестационного портфолио, и, в первую очередь, сконцентрировать свое внимание на этих направлениях. Столбец «самопоощрение» выполняет функцию мотивации и может включать любые действия, подарки, приятные сюрпризы, которые педагог определяет для себя, как поощрение. Столбец «внешний стимул» - кореллирует с системой стимулирования, действующей в каждом образовательном учреждении. Внешний стимул может выражаться как в денежном или балльном эквиваленте, так и в моральном (грамота, благодарность, размещение на Доске почета и т. д.). Столбец «отметка о достижении планового показателя» заполняется по факту исполнения мероприятия. Таким образом, заполняя чек-листы, педагог самостоятельно, либо с небольшой помощью, планирует свой профессиональный рост, отслеживает результаты и получает стимулы за проведенную работу. Что в конечном этапе повышает заинтересованность в труде и мотивирует к дальнейшему профессиональному росту.

Заключение.

Для эффективной работы с пособием «Ступеньки профессионального роста» в учреждении должны быть созданы определенные простые условия : имеется методический кабинет, имеется пособие «Ступеньки профессионального роста». Если работа ведется в паре, то немаловажное значение имеют отношения, сложившиеся между старшим воспитателем (методистом, ответственным за аттестацию) и педагогом. Доверительное, открытое сотрудничество принесет больше положительных результатов. Предлагаемая система поможет улучшить условия для организации системного и целенаправленного процесса межаттестационного периода педагогов дошкольной образовательной организации. В ходе работы с предлагаемым пособием у педагогов совершенствуются процессы целеполагания и рефлексии профессиональной деятельности. Использование данных методических рекомендаций и пособия «Ступеньки профессионального роста» создаёт условия для индивидуализации системы методической работы в ДОО.

Список литературы.

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М. : Омега — Л., 2014.

• Родихина, Э. А. Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ / Э. А. Родихина, А. В. Прялухина. — Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.).

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Конспект занятия по ОБЖ с использованием методического пособия «112 Единая служба спасения»Конспект занятия по ОБЖ с использованием методического пособия «112 Единая служба спасения» Цель: Познакомить детей со службами спасения " 01", " 02", " 03", " 04". Задачи: - Учить детей рассказывать по предложенным картинкам,.

Мастер-класс по использованию дидактического пособия «Многофункциональная ширма»Мастер-класс по использованию дидактического пособия «Многофункциональная ширма» .

Мастер-класс по изготовлению методического пособия «Здоровые ножки»Мастер-класс по изготовлению методического пособия «Здоровые ножки» Методическое пособие по профилактике плоскостопия у детей "Здоровые ножки" Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ № 107 г. Оренбурга Цель пособия:.

Мастер-класс по изготовлению многофункционального методического пособия «Бизиборд»Мастер-класс по изготовлению многофункционального методического пособия «Бизиборд» МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ "БИЗИБОРД" Землянская Елена Цель: Создать пособие которое поможет вовлечь ребенка в процесс познания (Отмыкать.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию методического пособия «Ступеньки профессионального роста»
Опубликовано: 26 августа 2022 в 12:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по использованию методического пособия «Ступеньки профессионального роста»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелла Шепенева (УИ 204228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД