Елена Постникова
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Вниманию логопедов, воспитателей и родителей предлагается нетрадиционное дидактическое пособие, включающее в себя разнообразные игры, помогающие детям с тяжелыми нарушениями речи быстрее и легче овладеть грамотой. Данные дидактические игры помогают ребенку с тяжелым нарушением речи в игровой форме овладеть навыками звукового анализа, проще запомнить графический образ буквы, давать характеристику звуков. Данные дидактические игры адресованы логопедам, воспитателям, родителям.
Публикация «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
В связи с особенностями развития дети с ТНР нуждаются в целенаправленном обучении. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для детей с ТНР.
Третий уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат игры, проводимые на серии нетрадиционных пособий по обучению грамоте. Рекомендуемые дидактические пособия разрабатывались в соответствии с требованиями ФГОС. Они обладают многофункциональностью, доступностью в изготовлении, безопасностью.
Серия нетрадиционных дидактических пособий предназначена для образовательной и коррекционной работы с детьми от 4-х до 7 лет и включает в себя дидактические пособия :
1. «Планшетики».
2. «Звуковая мозаика».
3. «Сигналы».
4. «Волшебные палочки».
Предложенная серия нетрадиционных дидактических пособий способствует развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ТНР, необходимых для успешной подготовки к обучению грамоте.
Образовательные задачи:
- формировать у детей навык самостоятельного выкладывания букв;
- совершенствовать фонематический слух и навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Коррекционные задачи:
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение; ориентировку на микроплоскости; мелкую моторику и осязание.
Практическая значимость
Данные пособия можно использовать при обучении грамоте детей с ТНР. Подача материала в игровой форме, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию к обучению.
Образовательный планируемый результат
В результате применения серии нетрадиционных дидактических пособий у детей сформировано положительное эмоциональное отношение к обучению грамоте, дети активны, проявляют желание действовать с развивающими предметами и игрушками, получать новые знания, обобщать и закреплять их. Закреплены имеющиеся у детей представления о звуках и буквах; развита память, внимание, мелкая моторика, наблюдательность.
1. Дидактическое пособие «Планшетики».
Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.
Комплектация пособия :
- основа планшета – фоторамка 10х15см. - 3 шт. ;
- бархатная бумага красного, синего и зелёного цветов;
- декоративные камни.
Содержание работы
Варианты игр и упражнений с «Планшетиками».
"Выложи букву".
Задачи: закреплять представление об образе буквы.
Ход игры: Педагог располагает перед ребенком три планшетика разных цветов. Затем просит выложить букву из камешков на подходящем по цвету планшете.
"Сколько гласных, сколько согласных?"
Задачи: формировать умение находить гласные и согласные звуки в словах.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинку, назвать ее, определить количество гласных и согласных звуков и выложить на планшетики соответствующее количество камней данного цвета.
2. Дидактическое пособие «Звуковая мозаика».
Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.
Комплектация пособия :
- разные виды мозаики красного, синего, зеленого цветов;
- предметные картинки.
Содержание работы.
"Составь узор".
Задачи: закреплять умение выполнять звуковой анализ слова.
Ход игры: Педагог располагает перед ребенком картинку. Затем просит назвать картинку, выполнить звуковой анализ слова и составить схему слова из мозаики.
3. Дидактическое пособие «Сигналы».
Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.
Комплектация пособия :
- разделённые вееры букв с наклеенными на них символами звуков;
- предметные картинки.
Содержание работы.
Варианты игр и упражнений с дидактическим пособием «Сигналы».
"Сигнальщики".
Задачи: формировать и закреплять умение слышать заданный звук в словах.
Ход игры: Педагог раздаёт детям символы звуков. Затем называет различные звуки, слоги, слова и просит детей поднять соответствующий данному звуку сигнал.
"Твердый - мягкий".
Задачи: закреплять умение различать на слух твердые — мягкие согласные звуки в слогах, словах.
Ход игры: Педагог раздаёт детям символы звуков. Затем называет различные звуки, слоги, слова и просит детей поднять соответствующий данному звуку сигнал.
4. Дидактическое пособие «Волшебные палочки».
Формы работы с пособием : индивидуальная, подгрупповая.
Комплектация пособия :
- бигуди.
Содержание работы.
Дидактическая игра "Волшебные палочки".
Задачи: формировать и закреплять знание образа буквы.
Ход игры: Педагог раздаёт детям бигуди. Затем просит выложить из них соответствующую заданной теме букву.
Все игры сопровождаются речевым высказыванием детей в соответствии с поставленными задачами.