МААМ-картинки

Методические рекомендации по написанию дипломных работ по русскому языку выпускниками педагогического колледжа

Анастасия Риттер
Методические рекомендации по написанию дипломных работ по русскому языку выпускниками педагогического колледжа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВЫПУСКНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

САРАТОВ 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание…. 3

1. Общее представление о выпускной квалификационной работе по русскому языку….…. 4

2. Требования к структуре дипломной работы….5

3. Требования к оформлению дипломной работы…7

4. Требования к тексту дипломной работы…. 8

Публикация «Методические рекомендации по написанию дипломных работ по русскому языку выпускниками педагогического колледжа» размещена в разделах

5. Защита дипломной работы….9

Приложение А Образец оформления титульного листа ВКР…. 11

Приложение Б Требования к содержанию ВКР….12

Приложение В Образец написания введения ВКР…. 13

Приложение Г Образец написания практической части ВКР…. 16

Приложение Д Образец написания заключения ВКР …. 25

Приложение Е Образец оформления списка использованных источников…27

Приложение Ж Терминологический словарь по теме исследования…. 28

Приложение З Примерная тематика дипломных работ….31

.

2. Требования к структуре дипломной работы

Структура дипломной работы такова :

1 – титульный лист;

2 – содержание;

3 – введение;

4 – основная часть (1-ая глава – теоретическая, 2-ая глава – методическая и практическая или экспериментальная, внутри каждой главы по 3-4 раздела);

5 – заключение;

6 – список использованных источников;

7 – приложение (список использованных терминов, конспект урока по теме, дидактический материал, работы детей и т. д.).

Титульный лист является первым листом дипломной работы (но не нумеруется) и оформляется по форме, приведённой в приложении А. Содержание включает перечень структурных элементов работы с указанием наименований глав, разделов, подразделов основной части и номеров листов, с которых начинаются эти элементы [Приложение Б]. Введение (2-3 стр.) отражает следующие вопросы: 1 – обоснование актуальности и новизны темы исследования; 2 – краткое изложение методологической базы, анализ степени разработанности проблемы; 3 – формулировка объекта, предмета, цели и задач [Приложение В]. Основная часть дипломной работы состоит из двух глав, которые, в свою очередь, разбиваются на разделы: 1.1, 1.2, 1. 3; 2.1, 2.2, 2.3 и т. д. (в зависимости от логики исследования и количества представленного материала). Названия глав и разделов не должны дублировать друг друга. Объём отдельных глав и разделов определяется необходимостью достаточно полного изложения их содержания (1-ая глава – теоретическая – не менее 25-30 стр., 2-ая глава – методическая и практическая – не менее 20-25 стр., внутри них разделы по 8-10 стр.). Каждую главу основной части рекомендуется начинать с нового листа. Заголовки в тексте должны точно повторять заголовки в содержании. Не следует использовать название курсовой работы в качестве названия одной из глав. Текст дипломной работы должен строго соответствовать избранной теме. Теоретическая часть включает анализ информации (история вопроса, отбор наиболее значимых данных по теме, выстраивание общей логической схемы выводов. Сначала уточняется сущность основных понятий и основных положений работы. Затем на основе сравнительного анализа даётся характеристика особенностей изучаемых объектов, уточняются причины, обусловившие их специфику. На основе выработанных критериев объекты распределяются по группам. Методическая часть – это описание опыта работы заслуженных учителей в исследуемом направлении. Затем с учётом изучения условий, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся раскрываются наиболее эффективные приёмы и методы воздействия на них. И, наконец, в практическом разделе 2-ой главы (например, 2.3) анализируется собственный опыт своей работы, который опровергает или уточняет принципиальную позицию автора. В конце каждой главы и каждого раздела делаются краткие выводы [Приложение Г]. В Заключении содержатся выводы и рекомендации о целесообразности или неоправданности дальнейшего педагогического поиска в соответствии с решением каждой из поставленных в исследовании задач (около 2стр.). Заключение начинается с нового листа [Приложение Д]. Список использованных источников (с нового листа) приводится в алфавитном порядке [Приложение Е]. В информации об использованной литературе указывается автор, название книги, место издания источника, название издательства, год издания, количество страниц. В тексте основной части должны быть ссылки на тот или иной научный источник, в том числе и ссылки на сайты Интернета, откуда взят материал. В квадратных скобках указывается номер источника по списку и номер страницы. Исследование может расширяться за счёт приложений, куда могут входить терминологический словарь по теме исследования, методический материал, конспекты уроков и внеклассных мероприятий, анкеты и творческие работы детей [Приложение Ж]. Выпускная квалификационная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящем положении. 3. Требования к оформлению дипломной работы Текст должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 через полуторный интервал. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст с правой и левой стороны должен быть выровнен. Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм. Кегль 14, ненаклонный. Для заголовков можно использовать более крупный кегль. Гарнитура шрифта – Times New Roman. Работа выполняется в текстовом редакторе «Word». Допускается использовать для акцентирования внимания на определениях, терминах применение разных начертаний шрифта (курсив, полужирный шрифт). Объём всей работы без приложений 50 – 60 страниц. Заголовки располагаются в середине строки без точки в конце, и печатать их надо прописными буквами полужирным шрифтом без подчёркивания. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам. Страницы нумеруются арабскими цифрами снизу посередине. По всему тексту работы соблюдается сквозная нумерация. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых. Цитирование не должно быть избыточным. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник. Повреждения листов, помарки, следы не полностью удаленного прежнего текста (графики, орфографические, синтаксические и речевые ошибки не допускаются. 4. Требования к тексту дипломной работы

Тексту дипломной работы должна быть свойственна наукоёмкость, смысловая законченность, связность. Стиль речи должен быть кратким, чётким, логически последовательным, не допускать двусмысленных толкований. В работе должны применяться научные термины, обозначения и определения, общепринятые в научной литературе. Не рекомендуется применять обороты разговорной речи, сокращения слов, кроме тех, которые установлены правилами русской орфографии.

Для выражения логических связей, указывающих на последовательность развития мысли, используются определё нные речевые клише:

1) последовательность действия: во-первых, во-вторых, прежде всего,

вначале, ранее, наряду с этим, затем, далее, в дальнейшем, наконец, в заключение, ниже, одновременно, сначала;

2) противопоставление: однако, не только, …но и, в отличие,

в противоположность, тем не менее, в то время как, вместе с тем, по сравнению, аналогично, более того, если, то и другие;

3) причинно-следственные отношения: отсюда следует, вследствие, в результате, в зависимости от, следовательно, благодаря вышеизложенному, что указывает, что даёт возможность, что позволяет, что свидетельствует, что способствует;

4) переход от одной мысли к другой: как было отмечено, указано, упомянуто, сказано, установлено, показано, прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть;

5) итоги, выводы: итак, следовательно, в заключение, значит, следует отметить, в итоге, таким образом, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итоги.

Как средство связи используются местоимения, прилагательные и причастия: данный, подобный, аналогичный, этот, такой, названный, указанный, настоящий, рассматриваемый.

Научный стиль речи курсовой работы предполагает использование

1) неопределё нно-личных предложений: в работе обобщаются результаты, подводятся итоги;

2) формы изложения от 3 лица: автор полагает;

3) предложения со страдательным залогом: нами разработан новый подход к …

4) рассказ ведё тся от 1 лица множественного числа: мы изучили, рассмотрели, сделали вывод, мы полагаем, на наш взгляд… и т. п.

5. Защита дипломной работы

Автореферат выпускной квалификационной работы представляет собой краткое изложение основных результатов ВКР студента.

Автореферат выполняется студентом после завершения ВКР и одобрения ее научным руководителем. Автореферат не должен содержать информации, которой нет в ВКР.

Структура автореферата включает в себя:

- введение

- основное содержание работы

- заключение.

Введение содержит общую характеристику работы, включающую в себя:

- формулировки актуальности темы, цели и задач выполняемой ВКР;

- краткую характеристику материалов исследования;

- описание структуры ВКР (количество глав и их названия);

- формулировки научной новизны, практической значимости работы;

- положения, выносимые на защиту.

Основное содержание работы включает в себя реферативное изложение сущности работы. Таблицы, графики, диаграммы включаются в автореферат по согласованию с научным руководителем. Заключение содержит основные выводы по теме. Рекомендуемый объем автореферата – 3-5 страниц.

Дипломная работа допускается к защите научным руководителем при условии соблюдения требований, изложенных выше. На защите студент должен кратко изложить актуальность работы, цели и задачи, основные результаты и выводы, ответить на вопросы. Для выступления (доклад с мультимедийной презентацией) студенту отводится 7 минут, после чего он отвечает на вопросы. Отметки выставляются по итогам защиты студентами дипломных проектов.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВКР

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

___ О. В. Близнюк

«___» ___ 2016 г.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Дипломная работа

студентки 33 группы

специальности 050146

Преподавание в начальных классах

Чеусовой Юлии Андреевны

Научный руководитель: ___ Н. А. Серкова

Рецензент: ___Н. К. Иванкина

Дата защиты: 16.06.16г.

Оценка: ___

Саратов 2017

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВКР

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…. 3

1Теоретические основы изучения имени существительного как части речи

в начальной школе…. 5

1.1Имя существительное и его основные разряды…. 5

1.2 Категория рода, числа и падежа имени существительного и средства их выражения…7

1.3 Современная система склонения имени существительного…. 18

2 Методика изучения имен существительных в начальных классах…22

2.1 Краткая характеристика программы обучения…22

2.2 Методические рекомендации по организации изучения имени существительного в начальных классах …28

2.3 Опытно-практическая работа по проблеме исследования. …48

2.3.1Констатирующий этап. Проведение входного тестирования…. 48

2.3.1Формирующий этап исследования. …51

2.3.2 Контрольный этап исследования…. 56

Заключение…59

Список использованных источников…. 61

Приложение А Терминологический словарь….63

Приложение Б Методический материал….65

Приложение В Конспект урока…66

Приложение Г Диаграмма…67

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ВВЕДЕНИЯ ВКР

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых дети овладевают знаниями по другим предметам.

Одна из важнейших задач начальной школы в области лексики и грамматики – научить детей ориентироваться в этой массе слов, с которой они постоянно имеют дело в своей речевой практике. А так как части речи – самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение, способствующее формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления учащихся.

Без изучения частей речи детям трудно разобраться в правописании слов. Многочисленные и разнообразные окончания слов, которые встречаются в процессе письма и речи, подчиняются определенным правилам, опирающимся на понятие части речи и их грамматические формы.

На сегодня одной из самых актуальных проблем в практике преподавания морфологии в начальных классах является формализация процесса усвоения грамматических знаний: ученики механически заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. В результате для учащихся типичным оказывается ограниченность, неполнота осознания изучаемых морфологических признаков на практике, смешение собственных грамматических и неграмматических свойств слов, подмена одних признаков другими.

Имя существительное занимает ведущее место в лингвистической системе, потому что оно обозначает предмет, а почти любое высказывание содержит информацию о предмете или об объекте какого-либо действия. Поэтому в структуре предложения центром является именно эта часть речи.

Целью данной работы является : проследить систему изучения имени существительного, обеспечивающую активную деятельность обучающихся при изучении данной темы.

Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников такой части речи, как «Имя существительное», будет проходить более эффективно, если все подобранные упражнения будут развивать навыки быстрого и безошибочного определения изученных грамматических признаков имен существительных, учить грамотному использованию полученных знаний и умений учащихся как в устной, так и в письменной речи.

Задачи выпускной квалификационной работы :

- изучить научно-методическую литературу по вышеназванной теме;

- выявить психолого-педагогические основы изучения имени существительного учащимися младшего школьного возраста;

- рассмотреть последовательность работы над именем существительным по классам; - рассмотреть методику изучения рода и числа имени существительного; - рассмотреть методику формирования понятий склонения и падежа имен существительных; - представить систему упражнений, направленных на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся; - проверить эффективность предлагаемых упражнений в ходе обучающего эксперимента. Методы исследования : - Теоретические методы : анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по теме исследования, анализ, синтез, обобщение, сравнение. - Эмпирические методы : рефлексивный анализ опыта учителей, педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирования. Структура работы : исследование состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованных источников, приложений. В 1 главе рассмотрены теоретические основы изучения имени существительного в начальной школе. Во 2 главе представлена методика работы опытных учителей по теме «Имя существительное» и описанию экспериментальной работы автора по вышеназванной теме. В заключении даны выводы по изученной проблеме. Работа расширяется за счёт приложений, куда входят терминологический словарь по теме исследования, методический материал, конспект урока и диаграмма.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВКР

2.3 Опытно-практическая работа по проблеме исследования

2.3.1 Констатирующий этап. Проведение входного тестирования

Исследование по вышеозначенной теме проводилось в естественных условиях во 2Г классе МОУ «Гимназия №31 г. Саратова» под руководством учителя Ивановой Н. А. Класс работает по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Уровень успеваемости в классе выше среднего, около 70% учеников имеют хорошие и отличные отметки. Ребята занимаются с большим интересом и с удовольствием выполняют всё, что говорит им учитель. Целью нашей практической работы стало проведение диагностического исследования по выявлению уровня развития грамматических умений, формируемых в процессе изучения имени существительного, проверка эффективности тех или иных форм, методов и приёмов обучения. В ходе опытно - практической работы мы поставили ряд задач: - диагностировать исходный уровень грамматических умений у учащихся данного класса и проанализировать полученные результаты; - по итогам анализа результата диагностики составить комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся 2 класса грамматических умений в процессе изучения имени существительного; - диагностировать полученный уровень грамматических умений у учащихся данного класса после проведения составленного комплекса упражнений, проанализировать полученные результаты, сравнить их с предыдущими и сделать выводы. Основным объектом контроля являются грамматические умения, ибо только они свидетельствуют о способности учащихся правильно выполнять определенные действия. Перейдем к краткому рассмотрению этих умений. Наиболее распространенное понимание умения заключается в том, что оно представляет собой компонент сознательно выполняемой деятельности. Умение - способность делать что-либо, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. Контроль и учёт умений при обучении русскому языку является необходимым компонентом учебного процесса. Контроль должен определить уровень сформированности у учащегося умений по всем видам деятельности на данном этапе обучения, эффективность тех или иных приёмов обучения, программу действий на будущее. Это даёт возможность учителю рационально распределить время, необходимое для развития всех видов учебной деятельности, а также внести изменения в учебный процесс, если возникает такая потребность. Контроль грамматических умений охватывает различные организационные формы: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный контроль. Совершенно очевидно, что для того, чтобы проводить контроль в рамках ограниченного количества часов, материалы контроля должны быть организованы так, чтобы за минимальное время учитель смог проверить достаточно большой материал. Для диагностики мы выбрали следующие грамматические умения, формируемые в процессе изучения имени существительного: -умение определять число имени существительного; -умение изменять имена существительные по числам; -умение определять род имени существительного. Критериями оценивания умений стали: Отметка "5" – работа выполнена без ошибок. Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий. Для проведения диагностического исследования по выявлению уровня сформированности умений была использована такая форма работы, как тестирование. Тест по русскому языку по теме "Имя существительное" представлен в Приложении Б. В тесте были подобраны вопросы и задания для наиболее целесообразного оценивания знаний и умений учащихся по теме «Имя существительное». Результаты выполнения задания отражены в таблице №5.

Таблица№5

Критерий оценивания Количество учащихся Процент учащихся

Отметка «5» 11 человек 55%

Отметка «4» 5 человек 25%

Отметка «3» 3 человека 15%

Отметка «2» 1 человека 5%

Анализируя данные диагностики, можно сделать вывод, что предложенные задания оказались сложны для детей, так как грамматические умения у них еще не сформированы в полной мере, и это подтверждает таблица №3. При выполнении заданий диагностического исследования наиболее сложным для детей было определение рода существительного, а также не все дети могли с легкостью определить число имён существительных. При выполнении первого задания (тестирования) учащиеся легко справились с ответом на вопрос, что такое существительное и без труда определили, на какой вопрос оно отвечает. Наибольшую трудность вызвало задание определить род имени существительного. Это говорит о том, что дети еще не до конца усвоили знания об этом понятии, и поэтому не все дети смогли справиться с заданием. Многие обращались за помощью к учителю. Выполняя задание №4, дети делали ошибки при определении числа существительного. Таким образом, входная диагностика показала, что уровень грамматических умений в данном классе достаточно низок. Поэтому необходимо продолжить работу по формированию грамматических умений учащихся. У 15% класса сформировано лишь одно грамматическое умение - умение определять число имени существительного, что говорит о том, что работа, которая велась в классе до этого, не дала эффективного результата. Дети определяют род существительного интуитивно. Исходя из этого, мы сделали вывод о том, что для улучшения грамматических умений младших школьников необходимо ввести в уроки дополнительные упражнения. У 55% класса умения сформированы на высоком уровне. Но и этот результат может быть улучшен. 25% учеников класса имеют средние показатели сформированности грамматических умений. Эти ученики обладают некоторыми навыками в работе и успешно применяют знания на практике. Они выполняют действия самостоятельно, но ошибаются, не всегда могут правильно определить род существительного. Мы пришли к выводу, что необходимо проводить работу по продолжению формирования грамматических умений учащихся. Вышеперечисленные проблемы в данном классе можно устранить, если использовать специальный комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических умений.

2.3.2 Формирующий этап исследования

На втором этапе исследования нами были намечены пути, формы и методы достижения поставленной цели по формированию грамматических умений второклассников в процессе изучения имени существительного. Для этого мы подобрали упражнения, дополняющие материал учебника, которые были включены в структуру уроков по грамматике и орфографии при изучении числа и рода имен существительных. Эти упражнения были органично вплетены в структуру урока. В этом, на наш взгляд, заключается одно из важнейших условий реализации комплекса упражнений – в неразрывной связи с курсом русского языка по грамматике. Один из конспектов урока, разработанный по данной теме, можно видеть в Приложении №3. Весь комплекс предложенных упражнений разделен на два этапа, соответствующих определенной логической последовательности формирования грамматических умений. Включение комплекса упражнений в уроки осуществлялось нами последовательно. Некоторые упражнения мы давали на одном уроке, другие распределяли на несколько уроков, отводя им определенное количество времени. Комплекс упражнений состоял из следующих этапов: - упражнения на определение и изменение грамматической категории числа имени существительного; - упражнения на определение рода имен существительных.

Фрагмент урока по теме: «Число имён существительных»

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям по обучению русскому языку детей-билингвов Цель – дать рекомендации родителям по обучению русскому языку детей-билингвов Задачи: • изучить общие закономерности обучения русскому.

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа во время занятийФормирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа во время занятий Чтобы будущие педагоги освоили теорию и методику экологического образования дошкольников, хорошо знали и применяли в работе с детьми различные.

Использование инновационных технологий в образовательном процессе педагогического колледжа В 21 веке в мире происходят глобальные изменения во всех отношениях в сверхскоростном темпе. Современный человек должен успешно решать жизненные.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Титульный лист.

Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении. Календарное планирование.

Раздел «О себе» портфолио студентки педагогического колледжаРаздел «О себе» портфолио студентки педагогического колледжа Шелёва Лиана Владимировна Дата рождения: 6 октября 1989 год Город проживания: Иваново Место и должность ПД : МБОУ «Чернореченская СШ» Опыт.

Открытое занятие по математике для студентов педагогического колледжа Цель: Закрепить представления детей об основном правиле счёта: считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить ни один.

Рекомендации по написанию конспектов НОД в соответствии с ФГОС Конспект занятия (образовательной деятельности) I. Вводная часть 1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Показ музыкального короба.

Роль музея в патриотическом воспитании учащихся педагогического колледжа Роль музея в патриотическом воспитании подростков Талипова Л. А., преподаватель ОГСЭ дисциплин ГБПОУ «Миасский педагогический колледж».

Роль книги в жизни студентов педагогического колледжа [ Аннотация] В статье рассматривается вопрос о роли книги в жизни студентов педагогического колледжа. Автор затрагивает вопрос о важности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по написанию дипломных работ по русскому языку выпускниками педагогического колледжа
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 21:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД