Лучший педагог года

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий

марина лютикова
Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий

[МБДОУ ДС № 66 «Тополек» г. Тамбов

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.

Музыкальный руководитель

Лютикова Марина Борисовна

МБДОУ ДС № 66 «Тополек» г. Тамбов

Тамбов 2017.

Данные методические рекомендации рекомендованы музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам и может быть полезно родителям.

Создание здоровье сберегающей среды

Публикация «Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий» размещена в разделах

на музыкальных занятиях в ДОО.

«Музыка - целитель здоровья. Здоровый малыш это радость, счастье и благополучие не только для семьи, но и для всего общества. Забота о здоровье детей - это особая задача для всех взрослых».

Владимир Иванович Бехтерев.

Музыкально – оздоровительная работа - достаточно новое направление в музыкальном воспитание дошкольников, хотя музыкальное развитие ребенка, в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. С одной стороны, музыка благоприятна для всего организма в целом, с другой является одним из средств физического развития ребенка. Именно на современном этапе развития дошкольного образования перед дошкольным учреждением встает необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей. И это становится возможным благодаря использованию в педагогическом процессе дошкольного учреждения интегрированного подхода, как и к образованию, так и к сохранению и укреплению здоровья дошкольников путем организации интегрированных занятий. Потребность в этом виде занятий объясняется целым рядом причин, одними из которых являются следующие:

1. интегрированные занятия не стандартны и интересны.

2. раскрывают большие педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Музыкально - оздоровительная работа - развитие музыкальных и творческих способностей, а также формирование привычки к здоровому образу жизни.

Цель проводимой работы;

Совершенствование музыкально - оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психофизического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

1. Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальность детей, посредством внедрения здоровье сберегающих технологий;

Данная задача включает в себя:

• Развитие специальных музыкальных способностей;

• Координация слуха и голоса, координация движений;

• Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

• Обеспечение комфорта детей в различных формах организации непосредственно образовательной деятельности.

2. Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

Данная задача включает в себя:

• Развитие сенсорных и моторных функций;

• Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.

3. Разработать и внедрить оздоровительные игры в музыкальную деятельность детей.

4. Формирование интерактивного взаимодействия родителей и педагогов.

Научная основа базируется на программах и методических пособиях;

• Программа «Ладушки» под ред. Каплуновой, Новосельцевой.

«Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. Ветлугиной.

• Программа по слушанию О. Радыновой «Музыкальные шедевры»

• Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной

• Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду под ред. О. Арсееневской.

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.

В системе музыкально-оздоровительной работы в непосредственно образовательной деятельности использую разнообразные здоровье сберегающие технологии;

Валеологические песенки.

Цель; Подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

Валеологические песенки - отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира. Использую валеологические песенки, как в начале занятия, так и вместо привычной физкультминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшает эмоциональный климат на занятии. Проводимые специалистами дошкольного учреждения в начале года учебного года мониторинг, выявляет детей имеющие речевые нарушения и часто болеющих детей. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание развитию дыхания детей с использованием элементов дыхательной гимнастики.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укрепление физиологического дыхания детей

2. Тренировка силы вдоха и выдоха

3. Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

4. Развитие продолжительного вдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения. Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы это игроритмические упражнения. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой, использую их на музыкальных занятиях, а инструктор по ФИЗО на физкультурных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Пальчиковые игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Игровой массаж. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция, или же музыка звучит просто фоном.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует психологическому благополучию ребенка на занятиях и в повседневной жизни, т. е. сохранение психического здоровья. Музыка дает положительно эмоциональный настрой всему организму. Начиная от утренней гимнастики и заканчивая упражнениями на расслабление в течение всего дня. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание нужно уделять музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно проводить комплексы несложных упражнений, не поднимая, малыш малышей с кровати. Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Создана картотека: Валеологических распевок, фонопедических упражнений, игрового массажа и дыхательных упражнений, фонотека музыкотерапии.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием

здоровье сберегающих технологий.

(виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия

и настроя детей).

1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.

2. Приветствие. Валеологическая песня- распевка для настройки на рабочий лад.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

5. Танцы, танцевальное творчество.

6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.

7. Игра на детских музыкальных инструментах.

Творческое музицирование.

8. Прощание.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учёте индивидуальных возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Организация оздоровительной работы в детском саду дает положительный результат. Эффективная работа всех специалистов ДОУ с использованием здоровье сберегающих технологий, также и на музыкальных занятиях обеспечивает положительную динамику, снижение заболеваемости детей в детском саду, созданию благоприятного психологического климата. Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровье сберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование безопасности жизнедеятельности.

Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками Прогулки-походы. Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются.

Методические рекомендации педагогам по организации обучения счета предметов в ДОО Методические рекомендации педагогам по организации обучения счета предметов в ДОО Обучение счету должно помочь детям понять цель данной.

Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего.

Методические рекомендации по использованию и организации проведения подвижных игр Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством.

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Сохранение и укрепление здоровья, как на логопедических занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей, поскольку они соматически.

Методические рекомендации по организации процесса питания и сервировке столов в группах Методические рекомендации по организации процесса питания и сервировке столов в группах Организация детского питания напрямую связана.

Методические рекомендации по организации работы ПМПК в МДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 города Ржева Тверской области П Р И К А З от «___».

Методические рекомендации по организации работы в Службе ранней помощи в ДОО Наш детский сад был выбран площадкой для организации Службы ранней помощи не случайно. Накоплен значительный опыт коррекционной работы,.

Методические рекомендации по организации спортивных прогулок Спортивные прогулки- особый вид прогулки, в которой использование разнообразных видов детской деятельности посвящено спортивной тематике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий
Опубликовано: 13 января 2019 в 21:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД