Лучший педагог года

Методические рекомендации по оздоровительной работе с ослабленными детьми 5–7 лет (из опыта работы).

Мария Дудникова
Методические рекомендации по оздоровительной работе с ослабленными детьми 5–7 лет (из опыта работы).

Методические рекомендации по оздоровительной работе с ослабленными детьми 5–7 лет (из опыта работы

Первостепенной задачей на протяжении многих лет в нашем учреждении является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития; профилактика и коррекция отклонений в физическом и психическом развитии каждого ребенка. Увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья делает эту задачу приоритетной. Чтобы обеспечить воспитание здорового поколения, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

Публикация «Методические рекомендации по оздоровительной работе с ослабленными детьми 5–7 лет (из опыта работы),» размещена в разделах

повышение педагогического мастерства и квалификации сотрудников учреждения;

воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

В начале каждого учебного года педагогами и медицинским персоналом детского сада проводится оценка физического развития детей по данным антропометрических показателей, по результатам обследования физической подготовленности. Оценивается комплексное состояние здоровья каждого ребенка с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, наличие или отсутствие хронических заболеваний, уровня функционального состояния основных систем организма. Внимательно изучаются особенности функциональных показателей и показателей физического развития старших дошкольников с незначительными отклонениями в состоянии здоровья или «ослабленных», так как особенностью современной патологии детского возраста является частый переход острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические. Дети, которые по состоянию здоровья относятся медиками ко второй группе здоровья, требуют особого внимания врачей и педагогов. Соблюдение гигиеничных рекомендаций относительно повышения резистентности организма неспецифичными средствами (оптимальная двигательная активность, закалка естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания, своевременное проведение комплекса оздоровительных мероприятий будет иметь большую эффективность в предупреждении отклонений в физическом развитии, хронической патологии в детском возрасте.

Я, инструктор по физической культуре, веду карту физического развития, где совместно с медицинским персоналом четко расписывается двигательный режим и закаливающие мероприятия каждой группы. Нами разработаны и ведутся «Паспорт здоровья детей» и индивидуальный «Лист назначений», в которых отражены: динамика физического развития, частота заболеваний за год, диагноз (если такой имеется, рекомендации специалистов и педагогов, план оздоровительных мероприятий, в которых используются все природные факторы.

Наш детский сад имеет определенные условия и хорошую материальную базу, что позволяет мне в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Педагогический коллектив детского сада понимает важность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми.

Совместно с врачом-педиатром мы отбираем детей в специальные группы ослабленных, комплектуемые соответственно выявленным дефектам, а также с учетом возраста и физического развития, для последующих индивидуальных занятий по специально разработанным комплексам. Такие занятия с ослабленными детьми содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство таких занятий – специально подобранные физические упражнения в соответствии с особенностями заболевания, которые при определенном темпе и последовательности оказывают многогранное физиологическое воздействие. Под их влиянием активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды. Мышечные движения сопровождаются определенными биохимическими изменениями в тканях организма, появляется ряд веществ, обладающих стимулирующим влиянием. Продолжительность занятий в среднем от 15 до 30 минут. На занятиях использую принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц; кроме того, в занятия включаю дыхательные упражнения, которые, как правило, ведут к снижению физиологической нагрузки. Темп в занятиях средний, все упражнения следует выполнять ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Упражнения выполняем с предметами и без них, они могут быть направлены на выработку координации движений, на равновесие, могут быть связаны с преодолением сопротивления или с расслаблением мышц или же проводиться в статическом напряжении.

Методика составления комплексов состоит из трех частей. В подготовительную часть включаю несложные общеразвивающие и корректирующие упражнения, соответствующие, например, нарушениям осанки и строения стопы. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем 8-16 раз. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки; конечно же, эмоциональная разгрузка – игры.

В работе я также использую психогимнастику – специальные занятия (этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной психики ребенка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Психо-коррегирующие двигательные этюды предусматривают выполнение имитационных движений в объединении с психологическими образами животных, для заторможенных детей, например, зайчика; для возбудимых детей - образа медвежонка, что оказывает содействие психическому развитию ребенка. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

Корректирующие занятия для ослабленных детей могут проводиться в виде занятий по ритмической гимнастике. Упражнения ритмической гимнастики легко дозируются, очень просты в выполнении и доступны в изучении. Они включают объединенные в серии разные виды бега, прыжков, подскоков, танцевальных элементов, которые выполняются в среднем темпе. Кроме того, упражнения ритмической гимнастики выполняются под музыку и, оставаясь, по сути, гимнастическими упражнениями, имеют танцевальный характер, формируют чувство ритма, музыкальность, чувство согласованности своих движений с музыкой. Влияние ритмической гимнастики на организм ребенка выражается, прежде всего, положительным влиянием на сердечнососудистую и дыхательную системы. В связи с этим, комплексы корректирующей ритмической гимнастики применяются мной для профилактики нарушений осанки у детей и развития дыхательной мускулатуры. Так, комплекс корректирующей ритмической гимнастики включает 4 части: упражнения с маленькой амплитудой для того, чтобы подготовить организм к активной работе; упражнения с большой амплитудой; упражнения для укрепления мышц передней и задней поверхности туловища, косых мышц, мышц верхнего плечевого пояса и т. п. ; прыжковые упражнения. В конце занятия обязательно даю упражнения на расслабление и успокоение нервной системы.

Во время занятий с ослабленными детьми применяю отдельные позы из йоги. Известно, что йоговские асаны можно использовать для лечения разнообразнейших заболеваний. Изменяя внешнюю позу, можно целеустремленно влиять на те или иные ли вегетативные функции. Например, применяю асаны, которые улучшают осанку: поза зародыша, угла, прямого угла, мостик, доброй кошки, сердитой кошки, поза горы, поза змеи, сверчка, скручивания, аиста, бумеранга, березки лебедя, рыбы, верблюда и т. д.

Упражнения для разгрузки позвоночника применяю во время каждого занятия по физической культуре и оздоровительной гимнастики для ослабленных детей. Рекомендую родителям включать их в комплексы самостоятельных занятий дома. Установлено, что эти несложные упражнения приводят к восстановлению (увеличению) толщины межпозвоночных дисков, возрастанию упругости связок, уменьшению вероятности защемления нервных волокон, восстановлению нормальной циркуляции крови и лимфы в зоне позвоночника, увеличению гибкости позвоночника и улучшению общего состояния здоровья.

Поэтому занятия провожу систематически, не реже двух раз в неделю, и обязательно рекомендую родителям выполнение специально подобранных упражнений в домашних условиях. Считаю необходимым вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультминутки, в день Здоровья, на прогулке.

Большой акцент в своей работе делаю на повышение сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. Эту работу также строю с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей детей и рекомендаций медицинского персонала.

Использование индивидуальных занятий для ослабленных детей в физкультурно-оздоровительной работе нашего учреждения уменьшило количество дней, пропущенных детьми в связи с болезнью, увеличилось количество детей с гармоническим физическим развитием, показатели физического состояния, уровень физической подготовленности детей к школе, их психофизиологическое состояние достигли качественно более высокого уровня.

Публикации по теме:

«Функциональное использование снежных построек». Победа в смотре-конкурсе зимних участков«Функциональное использование снежных построек». Победа в смотре-конкурсе зимних участков Важнейшей задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепления здоровья детей. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная.

Туризм для дошколят Недостаточная двигательная активность - гиподинамия - отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по оздоровительной работе с ослабленными детьми 5–7 лет (из опыта работы).
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 13:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД