Приложение МААМ

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Любовь Исакова
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

(МАДОУ «Детский сад № 99» г. Сыктывкара)

Методические рекомендации

по ознакомлению дошкольников

с декоративно-прикладным искусством

Автор-составитель:

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 99»

г. Сыктывкара

Исакова Любовь Валентиновна

Публикация «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из линий развития детей дошкольного возраста определяет художественно – эстетическое развитие. Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Ведь каждому человеку необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю, культуру как свои собственные.

Окружающими предметами, впервые побуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыш знакомятся с народными игрушками (пирамидки, матрёшки, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Дошкольники приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам.

Однако не секрет, что представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны, а эстетическое развитие детей порой находится на самом низком уровне.

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Одним из средств, влияющих на эстетическое развитие детей, является декоративно-прикладное искусство, который отражает самобытность народа, его поэтичность, фантазию, способность мыслить ярко, образно, мудро.

Дидактическая игра является одним из методов обучения и воспитания декоративно - прикладному искусству с детьми дошкольного возраста, которая воздействует на эмоциональную интеллектуальную сферу детей, стимулирует их деятельность и повышает интерес к произведениям искусства.

Знакомство с особенностями декоративно - прикладного искусства в

процессе дидактических игр.

Виды игр:

• Помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам - особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др;

• Сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;

• Знакомят с композиционным строением узоров, использованием ритма, симметрии.

Игры первой группы, направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов.

«Найди лишнее»

Дидактическая задача.

Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь - доказательство.

Материал.

Три - четыре изделии (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила.

Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

«Художественный салон»

Дидактическая задача.

Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь - описание.

Материал.

Различные предметы народных промыслов или их изображение, фотографии.

Игровые правила.

Точно описать предмет, который хочет «купить».

«Что изменилось?».

Дидактическая задача.

Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал.

Предметы разных промыслов.

Игровые правила.

Игрок, первым заметивший изменения, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось.

Игры второй группы, закрепляют знания о стилевых особенностях элементов узора. Внимание детей направлено на отдельные элементы, вычленять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях. Так, например, кольцо в дымковской росписи может быть выполнено разным цветом и украшено поверх основного тона мелкими дополнениями: точками, волнистой линией, полосками. Хохломские трилистники отличаются друг от друга формой самого листочка, способом обработки края листа, прожилками.

Городецкие розаны могут быть выполнены в различной цветовой гамме, с разным количеством лепестков, неодинаковых по форме, различаются они и оживкой и т. п.

«Узнай элемент узора».

Дидактическая задача.

Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой- либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал.

Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила.

Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

«Домино».

Дидактическая задача.

Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту решения, вызвать интерес к росписи.

Материал.

Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями. Игровые правила.

Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало такому же изображению другой карточки.

«Лото».

Дидактическая задача.

Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту решения, вызвать интерес к росписи.

Материал.

Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Игровые правила. <

Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты.

«Найди пару».

Дидактическая задача.

Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту решения, вызвать интерес к росписи.

Материал.

Прямоугольные карточки, разделенные на две клетки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосах.

Игровые правила.

Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах.

Третья группа игр - композиционное построение узора.

«Составь узор».

Дидактическая задача.

Учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал.

Плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила.

Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в р соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

«Разрезные картинки».

Дидактическая задача.

Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал.

Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Игровые правила.

Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Перечень материалов и оборудования для продуктивной деятельности

Общие требования к организации уголка по декоративно - прикладному искусству :

1. Предметы народного декоративно-прикладного искусства.

2. Альбомы, иллюстрации с изображением предметов народного декоративно-прикладного искусства (дымка, филимоновская, каргопольская, калининская, богородская, городецкая, хохломская и т. д.)

3. Дидактические игры.

4. Цветная бумага, цветной и белый картон, ножницы, фоны разного цвета и формы, клей, кисточки и т. д.

5. Карандаши, краски, мелки восковые, кисточки, нетрадиционный материал (трубочки, зубочистки, палочки-тычки, ватные палочки) т. д.

6. Лэтбуки.

7. Расскраски.

8. Художественная литература.

Методическая литература для работы с детьми по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством :

1. Вишневская В. Русские художественные промыслы. - М., 1981.

2. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина», Я., 1998.

3. Костерин Н. П. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984.

4. Маерова К., Дубинская К. Русское народно - прикладное искусство. М. : Русский язык, 1990.

5. Попова О., Каплан Н. русские художественные промыслы. - М., 1984.

6. Скоролупова О. А. знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством. - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 128 слил.

7. Шпикалова Т., Величкина Г. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства. - М. : Мозаика - Синтез, 1998.

8. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1979.

9. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение, 1982 г.

10. «Детство» : программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. СПб, 2005 г.

11. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. - М., 2006 г.

12. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство - детям. М., 1976 г.

13. Шевчук Л. Дети и народное творчество. - М. : Просвещение, 1985 г.

14. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983 г.

15. Козлова А. М., Никифорова Е. В., Скопинова Н. А. Дошкольное образование : Учебно - методическое пособие. - М. :ЦГЛ, 2004 г.

16. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986 г.

17. Подласый И. П. Педагогика. - Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006 г.

Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет с изобразительной деятельности. - М. ,2001 г

18.. Бакушинский А. В. «Детский сад. Художественное творчество и воспитание» № 27-28.-М., 1978.

19. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1998 г.

20. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изо деятельностью. - М., 1981 г.

21. Курочкина Н. Б., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. - М., 1986 г.

22. Пантелеева Л. В. Музей и дети. - М., 2000

23. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М., 1972 г.

24. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программы, конспекты. - М., 2003 г.

25. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. - М., 1982 г.

26. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1961 г.

27. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное творчество. М., 1980 г.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.

Публикации по теме:

Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусствомЗнакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством Декоративно – прикладное искусство - это один из древних видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта русского народа.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в культуре мордовского народа Декоративно-прикладное искусство — создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством — вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Разработала воспитатель.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Семинар — практикум для педагогов. «Ознакомление с декоративно-прикладным искусством». Цель семинара-практикума: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Орловского.

Творческий проект «Ознакомление детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством» «Голубая Гжель» Содержание проекта 1. Название проекта. 2. Руководители проекта. 3. Интеграция образовательных областей. 4. Вид проекта. 5. Продолжительность.

Знакомим дошкольников с литературой. Методические рекомендацииЗнакомим дошкольников с литературой. Методические рекомендации Цель ознакомления с художественной литературой очень тесно связаны с тематикой произведения жанров (сказки,рассказа,стихотворения, малых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 20 апреля 2017 в 23:05
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Исакова (УИ 1045085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД