Любовь Исакова
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
(МАДОУ «Детский сад № 99» г. Сыктывкара)
Методические рекомендации
по ознакомлению дошкольников
с декоративно-прикладным искусством
Автор-составитель:
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 99»
г. Сыктывкара
Исакова Любовь Валентиновна
Публикация «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из линий развития детей дошкольного возраста определяет художественно – эстетическое развитие. Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Ведь каждому человеку необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю, культуру как свои собственные.
Окружающими предметами, впервые побуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыш знакомятся с народными игрушками (пирамидки, матрёшки, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Дошкольники приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам.
Однако не секрет, что представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны, а эстетическое развитие детей порой находится на самом низком уровне.
В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Одним из средств, влияющих на эстетическое развитие детей, является декоративно-прикладное искусство, который отражает самобытность народа, его поэтичность, фантазию, способность мыслить ярко, образно, мудро.
Дидактическая игра является одним из методов обучения и воспитания декоративно - прикладному искусству с детьми дошкольного возраста, которая воздействует на эмоциональную интеллектуальную сферу детей, стимулирует их деятельность и повышает интерес к произведениям искусства.
Знакомство с особенностями декоративно - прикладного искусства в
процессе дидактических игр.
Виды игр:
• Помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам - особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др;
• Сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;
• Знакомят с композиционным строением узоров, использованием ритма, симметрии.
Игры первой группы, направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов.
«Найди лишнее»
Дидактическая задача.
Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь - доказательство.
Материал.
Три - четыре изделии (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.
Игровые правила.
Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
«Художественный салон»
Дидактическая задача.
Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь - описание.
Материал.
Различные предметы народных промыслов или их изображение, фотографии.
Игровые правила.
Точно описать предмет, который хочет «купить».
«Что изменилось?».
Дидактическая задача.
Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.
Материал.
Предметы разных промыслов.
Игровые правила.
Игрок, первым заметивший изменения, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось.
Игры второй группы, закрепляют знания о стилевых особенностях элементов узора. Внимание детей направлено на отдельные элементы, вычленять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях. Так, например, кольцо в дымковской росписи может быть выполнено разным цветом и украшено поверх основного тона мелкими дополнениями: точками, волнистой линией, полосками. Хохломские трилистники отличаются друг от друга формой самого листочка, способом обработки края листа, прожилками.
Городецкие розаны могут быть выполнены в различной цветовой гамме, с разным количеством лепестков, неодинаковых по форме, различаются они и оживкой и т. п.
«Узнай элемент узора».
Дидактическая задача.
Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой- либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал.
Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила.
Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
«Домино».
Дидактическая задача.
Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту решения, вызвать интерес к росписи.
Материал.
Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями. Игровые правила.
Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало такому же изображению другой карточки.
«Лото».
Дидактическая задача.
Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту решения, вызвать интерес к росписи.
Материал.
Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.
Игровые правила. <
Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты.
«Найди пару».
Дидактическая задача.
Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту решения, вызвать интерес к росписи.
Материал.
Прямоугольные карточки, разделенные на две клетки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосах.
Игровые правила.
Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах.
Третья группа игр - композиционное построение узора.
«Составь узор».
Дидактическая задача.
Учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
Материал.
Плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.
Игровые правила.
Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в р соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).
«Разрезные картинки».
Дидактическая задача.
Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал.
Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.
Игровые правила.
Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Перечень материалов и оборудования для продуктивной деятельности
Общие требования к организации уголка по декоративно - прикладному искусству :
1. Предметы народного декоративно-прикладного искусства.
2. Альбомы, иллюстрации с изображением предметов народного декоративно-прикладного искусства (дымка, филимоновская, каргопольская, калининская, богородская, городецкая, хохломская и т. д.)
3. Дидактические игры.
4. Цветная бумага, цветной и белый картон, ножницы, фоны разного цвета и формы, клей, кисточки и т. д.
5. Карандаши, краски, мелки восковые, кисточки, нетрадиционный материал (трубочки, зубочистки, палочки-тычки, ватные палочки) т. д.
6. Лэтбуки.
7. Расскраски.
8. Художественная литература.
Методическая литература для работы с детьми по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством :
1. Вишневская В. Русские художественные промыслы. - М., 1981.
2. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина», Я., 1998.
3. Костерин Н. П. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984.
4. Маерова К., Дубинская К. Русское народно - прикладное искусство. М. : Русский язык, 1990.
5. Попова О., Каплан Н. русские художественные промыслы. - М., 1984.
6. Скоролупова О. А. знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством. - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 128 слил.
7. Шпикалова Т., Величкина Г. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства. - М. : Мозаика - Синтез, 1998.
8. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1979.
9. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение, 1982 г.
10. «Детство» : программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. СПб, 2005 г.
11. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. - М., 2006 г.
12. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство - детям. М., 1976 г.
13. Шевчук Л. Дети и народное творчество. - М. : Просвещение, 1985 г.
14. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983 г.
15. Козлова А. М., Никифорова Е. В., Скопинова Н. А. Дошкольное образование : Учебно - методическое пособие. - М. :ЦГЛ, 2004 г.
16. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986 г.
17. Подласый И. П. Педагогика. - Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006 г.
Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет с изобразительной деятельности. - М. ,2001 г
18.. Бакушинский А. В. «Детский сад. Художественное творчество и воспитание» № 27-28.-М., 1978.
19. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1998 г.
20. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изо деятельностью. - М., 1981 г.
21. Курочкина Н. Б., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. - М., 1986 г.
22. Пантелеева Л. В. Музей и дети. - М., 2000
23. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М., 1972 г.
24. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программы, конспекты. - М., 2003 г.
25. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. - М., 1982 г.
26. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1961 г.
27. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное творчество. М., 1980 г.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.