МААМ-картинки

Методические рекомендации по подготовке к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Вера
Методические рекомендации по подготовке к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования для выпускников 9-х классов является допуском к ГИА.

При этом необходимо отметить и то, что введение устной части в содержание государственной итоговой аттестации обусловлено логикой тех задач, которые стоят перед образованием.

Публикация «Методические рекомендации по подготовке к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе» размещена в разделах

Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.

Важно отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты предполагают среди планируемых результатов овладения основной образовательной программой основного общего образования владение навыками устной речи. Между тем, большинство учебно-методических комплектов по русскому языку практически полностью ориентированы на развитие навыков письменной речи и не содержат упражнений на отработку навыков грамотно вести диалог, выстраивать монологическое высказывание, а упражнений, обучающих правильно пересказывать текст, нет вообще.

Введение подобного рода экзамена подчеркивает, понимание того, что современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.

В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер.

Трудности, возникающие в процессе чтения, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, т. е. процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения).

При обучении чтению важно учитывать, что современные дети значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации, критическое отношение к информации.

Данные методические рекомендации не претендуют на полноту освещения подготовки проведения итогового собеседования по русскому языку, однако ориентированы на помощь выпускникам и педагогам в подготовке к указанному виду государственной итоговой аттестации выпускников.

Процесс собеседования четко регламентирован и ограничен по времени. На ответ одного ученика дается не более пятнадцати минут, за час пройти собеседование должны четыре выпускника. Желательно, чтобы ученик, который идет после экзаменуемого, уже ждал свой очереди на стуле рядом с дверью в кабинет.

Методика подготовки к итоговому собеседованию предполагает следование определенным принципам:

1. Системность

2. Алгоритмизация

3. Обучение правилам устной речи

4. Обучение контролю времени

5. Отслеживание собственных результатов

6. Регулярное проведение устных ответов, соответствующих основным элементам итогового собеседования.

Предлагаю вариант задания для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку.

Инструкция по выполнению заданий

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты. Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Куликов Иван Семенович (1875 – 1941) - известный русский художник. Выразительно прочитайте текст об Иване Семёновиче Куликове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Иван Семенович родился в семье маляра, с детских лет увлекся рисованием и окончил Петербургскую Академию художеств, где учился сначала у В. Е. Маковского, а затем — у И. Е. Репина.

В 1902 году за дипломную работу «Чаепитие в крестьянской избе» он получил золотую медаль, звание художника и право поездки за границу.

Его работа «Портрет моей матери» была награждена серебряной медалью на международной выставке в Льеже и обошла все русские художественные журналы. В 1915 году Куликов был удостоен высшего профессионального звания - «академик живописи».

Ведущее место в дореволюционном творчестве Куликова заняли работы, посвященные быту русской провинции. И в последующем живописца интересовал простой обычный человек со всеми его радостями и горестями.

Широко известны такие его работы как «Физкультурница», «Пионеры», «Юнгштурм». Много внимания он уделял и жанровым зарисовкам Мурома в таких картинах как «Торговые ряды в Муроме», «Площадь в Муроме», «Ярмарка». Свою последнюю работу — «Выход Нижегородского ополчения в 1612 году» он не успел закончить. Многие его работы находятся в муромском историко-художественном музее.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова И. Е. Репина, известного русского художника: «Надо иметь силы большого художника, чтобы править разом этой сложной колесницей искусства».

Подумайте, где лучше использовать слова И. Е. Репина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

1. Наши верные друзья. (На основе фотографии).

2. Поход в лес, который запомнился мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

3. Нужно ли быть милосердным человеком? (Рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования.

Тема 1. Наши верные друзья.

Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

время и место действия;

главных героев фотографии;

их позу и движения;

общее настроение произведения.

Тема 2. Поход в лес, который запомнился мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

Не забудьте рассказать:

о планировании похода и подготовке к нему;

об участниках похода;

описать конечный пункт похода;

о новых впечатлениях, знаниях, эмоциях;

почему Вам запомнилось это событие.

Тема 3. Милосердие.

Нужно ли быть милосердным человеком?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

Что такое милосердие?

Какие поступки можно назвать милосердными?

Встречали ли Вы милосердных людей?

Вы совершали милосердные поступки? Какие чувства Вас переполняли?

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.

Карточки собеседника-организатора

Тема 1. Наши верные друзья.

Опишите фотографию.

Есть ли у Вас домашние животные? Опишите их внешний вид и повадки.

Вы можете себе представить жизнь человека без домашних животных?

Тема 2. Поход в лес

Необходимо ли человеку непосредственное общение с природой?

Нравится ли вам проводить время с друзьями, родными?

Какой жизненный опыт дает общение с природой?

Тема 3. Милосердие.

Что для Вас означает понятие «милосердие»?

Считаете ли Вы себя милосердным человеком?

Какие милосердные поступки вы совершили?

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по подготовке к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе
Опубликовано: 26 апреля 2020 в 16:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД