Приложение МААМ

Методические рекомендации по преодолению нарушений функции внимания у детей с ЗПР

Светлана Светикова
Методические рекомендации по преодолению нарушений функции внимания у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

(это курсовая работа, поэтому здесь использована специальная литература с указанием источников)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития.

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержаться сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.

Публикация «Методические рекомендации по преодолению нарушений функции внимания у детей с ЗПР» размещена в разделах

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т. А. Власовой и Н. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др.). В. И. Лубовский отмечает недостаточнуюсформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания : концентрации, объема, распределения.

Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР, систематически осуществляемое педагогами специальной учреждений образования в процессе обучения, направлено на решение ряда задач. Оно необходимо для правильной организации учебно-воспитательного процесса, для построения системы индивидуально-коррекционной работы, для определения педагогом, воспитателем и врачом-психоневрологом единых требований к учащемуся.

Это и обусловила актуальность цели исследования нашей курсовой работы на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития:

Методические рекомендации по преодолению нарушений функции внимания у детей с ЗПР

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Как было выявлено в исследовании, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий. Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

А. А. Люблинская указывает, что для эффективного формирования внимания ребенка следует использовать внешне привлекательные предметы. Сосредоточенным вниманием остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям [14].

По мнению Л. Е. Черемошкиной, для того чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка просить постоянного называть в слух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии в течение долгого времени произвольно удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах. Большое значение для работы по развитию внимания, как указывает Л. Е. Черемошкина, имеют также рассказы и беседы (по вопросам) о выполненном задании. Все это развивает внимание и наблюдательность у детей [16].

Кроме этого, к условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между ребятами во время занятия затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно работают[5].

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты со взрослыми и детьми доказывают, что к концу дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими–то другими мыслями, болезненное состояние и другие факторы, значительно ослабляет произвольное внимание. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным [4].

Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Именно на такой вариант обучения ориентирован специальный детский сад для детей с ЗПР.

Стратегия педагогического воздействия предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребенка-дошкольника.

Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов, работающих с детьми.

Сравнительная таблица «Уровень развития внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР и нормативным развитием»

Группы детей

Уровни Дети с ЗПР Дети с нормативным развитием

высокий 0% 80%

средний 30% 20%

низкий 70% 0%

Список использованной литературы

1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г. А. Власовой В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. ,1984

4. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М. : Педагогика,1971.-184с.

5. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.- 121 с.

6. Лурия А. Р. Внимание и память. – М. ,1975.

7. Немов Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. /Р. С. Немов. – 5-е издание - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с

8. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с.

9. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.- 232 с.

10. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; Под ред. Н. М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,2005.-400с.

11. Скопинова Н. А., Баранова Е. Ф. Дошкольное образование. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие - М. : Издательство УЦ «Перспектива»,2010. -132с.

12. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. -Н-Новгород,1994 – 52 с.

13. Калягин В. А. Логопсихология. М. : Изд. Центр «Академия», 2006

14. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие. - М. : Просвещение, 1971. - 267с.

15. Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте 5-6 лет. М., 2001. – 140 с.

16. Черемошкина Л. Е. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 167с.

17. https://www.defectolog.ru/articles/27/30/

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по преодолению нарушений функции внимания у детей с ЗПР
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 14:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по преодолению нарушений функции внимания у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Светикова (УИ 130977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД