Ирина Ким
Методические рекомендации по преодолению ОНР с использованием элементов фольклора на материале логопедических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений с использованием элементов фольклора для детей с общим недоразвитием речи на материале логопедических игр
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, язык которых прост, точен, выразителен.
Публикация «Методические рекомендации по преодолению ОНР с использованием элементов фольклора на материале логопедических игр» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора, а именно чистоговорки, (сегодня мы остановимся на них) включают в себя все направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонематическую.
Лексическая сторона работы над смысловой стороной слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Используя разнообразные стилистические средства языка (порядок слов, построение разных типов предложений, ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона предполагает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция, это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.
Работая в данном направлении, удалось выяснить, что рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Активно вовлекают детей в процесс коррекционно-развивающего обучения через игру, способствуют отработке звукопроизношения, развитию силы голоса, темпа речи, чувства ритма, речевого дыхания, лексико-грамматической стороны и развитию речи детей с речевыми нарушениями.
Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает следующие задачи:
- образовательные
- развивающие
- воспитательные
При отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей. Для дошкольников 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.
Рекомендации :
Как отрабатывать скороговорки:
• проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
• проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
• проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
• проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
• проговорить громко, как можно четче и быстрее.
Как отрабатывать чистоговорки:
• Выделить основу чистоговорки;
• Подкрепить демонстрационным материалом;
• Начать от действий с предметами с проговариванием слов, и перейти от действий во внутренний план.
• Включить приёмы в индивидуальные и групповые виды деятельности.
• Использовать на этапе автоматизации.
Коррекционно-развивающие возможности чистоговорки отрабатываются в следующем порядке:
Интонация и просодика
1. Отработка повествовательной и вопросительной интонации.
«Скажи с различной интонацией»
2. Работа над тембром, тональной окраской голоса и темпом речи:
Скажи как…» (медведь, лиса, заяц)
«Скажи тихо-громко»
3. Развитие силы голоса: «Скажи медленно-быстро»
4. Работа с интонационным рисунком:
«Интонационное выделение слова»
Слоговая структура слова
1. Отработка слоговой структуры слов, трудных для произношения:
«Подбери слово с таким же ритмическим рисунком»
2. Деление слов на слоги:
«Прошагай по слогам»
3. Определение ударного слога в слове.
«Добавь слог». «Выложи фишками»
Фонематический слух
1. Опознание заданного звука в слове и фраз:
«Выбери чистоговорку с заданным звуком»
2. Дифференциация смешанных звуков:
«Закончи чистоговорку»
3. Определение количества слогов во фразе и слогов в словах.
«Повтори не ошибись»
«Подбери слово с таким же ритмическим рисунком»
Грамматический строй
1. Употребление предлогов, выражающих пространственные отношения: «Скажи где?»
2. Употребление сущ. мн. ч. И. п. и Р. п. «Один - много»
3. Согласование сущ. с прил. «Скажи какой?»
4. Изменение сущ. и прил. по падежам. «Окошечки»
5. Согласование гл. и прил. в числе. «Один - много»
6. Согласование сущ. с числит. в роде «Посчитай»
7. Употребление простых и сложных предлогов»
Словарь
1. Подбор прил. к сущ. «Скажи какой?»
2. Подбор гл. к сущ.
«Подбери слово действие»
3. Антонимы «Скажи наоборот»
4. Называние частей предмета
«Из чего состоит»
5. Синонимы «Скажи подругому»
Словообразование
1. Образование уменьшительно-.ласкательной формы сущ.
«Скажи ласково»
2. Образование прилагательных от глаголов, глаголов от прилагат.
«Скажи чьё»
3. Обрадование притяжат. прилагат.
«Подбери слово-признак»
4. Образование относит. прилагат.
«Измени слово»
5. Образование гл. с помощью приставок. «Преврати слово-действие в приз»
Связная речь
1. Составление простого распространенного предложения. «Наросталочка»
2. Описание объекта по предметной картинке.
«Прошагай, прохлопай»
«Придумай чистоговорку по картинке.