Олеся Коваленко
Методические рекомендации по проведению дидактических игр в средней группе
У детей 4-5 лет (средняя группа) расширяется словарный запас,уточняются
знания об окружающем мире, развивается воображение, совершенствуется восприятие; они продолжают знакомиться с сенсорными эталонами и способами обследования предметов. Перед началом игры я объясняю детям, в чем состоит их новизна.
В средней группе дети не просто определяют те или иные предметы, а
учатся сравнивать и группировать их, выделяя общие признаки, различать
Публикация «Методические рекомендации по проведению дидактических игр в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
предметы по назначению. Например, в играх «Подбери пару», «Для чего
нужен» они группируют предметы по величине и цвету, определяют
назначение предметов кухонной посуды, мебели, одежды. Таким играм
предшествуют дидактические упражнения, в которых совершенствуется
умение детей различать разные по величине и цвету предметы: из
предложенных больших и маленьких шаров, камешков, пуговиц они отбирают
подходящие, парные предметы, описывают их и раскладывают в соответствующие места (ячейки, коробки, полки, корзины). Перед основной
игрой необходимо объяснить правила так, чтобы дети, опираясь на опыт,
полученный в упражнениях, смогли играть достаточно, получая удовольствие
от игры.
Дети этого возраста не только различают и называют предметы и их
основные формы, но и определяют положение предметов в пространстве (игра
«Где солнышко?»). Перед началом игры дети учатся определять и называть
положения солнышка: внизу – выше – еще выше – наверху – ниже – еще ниже
– внизу – скрылось (спит). Детям ставлю игровую задачу: солнышко живет за
тучкой и двигается по небу не торопясь. Нужно следить за положением
солнышка, чтобы, определив это положение, показывать, что это время делают на земле дети. Солнышко внизу – дети спят; солнышко поднялось выше – дети потягиваются (просыпаются) и делают зарядку; солнышко еще выше – дети кушают и играют; солнышко наверху – дети гуляют; солнышко ниже – дети ужинают и отдыхают в группе; солнышко еще ниже – дети идут домой;
солнышко скрылось – дети ложатся спать. Поначалу в этой игре ребята лишь
внимательно следят за солнышком, их движения еще скованны и формальны.
По мере усвоения игровой задачи содержание игры обогащается, уточняются
игровые действия, они берут в игру атрибуты. Можно добавить музыкальное
сопровождение : каждый этап восхода и захода солнышка будет иметь свою
музыкальную характеристику.
Изучая пространственное положение предмета, дети узнают понятия:
«справа», «слева», «спереди», «сзади», «сбоку» и т. д. Для усложнения игры
используют описания произвольных действий «Кукла Маша ехала на бал в
карете, впереди ехал кучер, а сзади - паж»; поиск пропавших игрушек и
описание их местонахождения («Мишка спал на стульчике, а котик – под стульчиком»). Игровая форма обучения позволяет детям легко усвоить
основные пространственные положения вещей. Они могут самостоятельно
производить действия с предметами и определять, где те находятся.
Усложнением в таких играх могут быть дополнительные условия и предметы
(к кукле приехали гости; надо указать, в какой комнате они будут жить, где
расположена их комната, применение схем и планов (требуется расставить в
заданиях мебель по нарисованному плану).
Также с детьми продолжают игры на составление из частей целого
(кубики, разрезные картинки, пазлы, разноцветная мозаика). Дети складывают
различные узоры, собирают предметы по выделенным общим признакам
(мебель, посуда, игрушки, дорисовывают фигуры на полученных картинках,
составляют и описывают сюжетные картинки.
В этом возрасте ребенок уже имеет опыт словесной дидактической игры.
Ему все интересно, он многое хочет знать и многому может научиться;
понимает, что правильно, а что нет; может оценивать речевые высказывания
сверстников. Поэтому в словесной игре побуждают ребенка к рассуждениям,
высказываниям; манипулированию словом, звуками; сочинению, фантазированию. В игре «Волшебные звуки», развивая слуховое внимание
детей, я говорю детям, чтобы они представили себя на дворе и «услышать»
звуки, которые могут раздаваться вокруг. Усвоив правила, ребята достаточно
свободно проявляют себя в движениях и интонациях, а на следующих этапах
проведения игры могут передать настроение того или иного персонажа.
Важно педагогам в работе с детьми чередовать подвижные и малоподвижные игры, так как это способствует повышению жизненного тонуса и психической активности детей, дает возможность более свободно и ярко проявлять эмоции и благотворно складывается на умственной работоспособности дошкольников. В руководстве дидактической игрой педагогам необходимо предоставлять детям большую самостоятельность, которая проявляется на всех этапах проведения игры. Таким образом, игра становится более развернутой, детализированной; в действиях чувствуется уверенность, которая исходит не только от проработанности и четкости действий, но и от созданной в группе атмосферы свободы и раскованности, ведущей к самостоятельности в игре.