Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи

Альбина Исламгулова
Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи

Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи

Важным фактором, влияющим на эффективность социального обслуживания как семьи, так и несовершеннолетних, является качество индивидуальных программ реабилитации. От того насколько правильно составлены программы, насколько точно отражены в них цель, задачи, определены направления реабилитации, подобраны необходимые методы и технологии зависит успешность проводимой работы.

Программа — это совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР)разработанный комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, сроки и порядок реализации медицинских, социально-педагогических, психолого-педагогических и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных социальных связей и восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ.

Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся на профилактическом учете, в т. ч находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации, содержащая сведения о семье; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей, находящейся в социально опасном положении.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ

Разработка программы реабилитации семьи включает ряд взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ этап включает в себя: первичное знакомство с семьей; закрепление за семьей конкретного специалиста; проведение социальной и психолого-педагогической диагностики (результатом чего становится оценка социальной ситуации в семье в целом, выявление проблем и ресурсов семьи); оформление социального паспорта семьи; подготовку и проведение заседания службы сопровождения семьи; заключение договора с семьей на реализацию программы реабилитации.

Рассмотрим более подробно основные мероприятия подготовительного этапа.

1. Первичное знакомство с семьей.

Целью первого визита в семью является установление контакта с членами семьи и их социальным окружением, при этом крайне важным является снятие страха и напряженности у членов семьи. В процессе первичного знакомства с семьёй ни в коем случае нельзя:

• сосредотачивать внимание семьи на проблемах, если она не готова об этом говорить;

• говорить, что правильно, а что не правильно прежде, чем выяснено мнение семьи по этому поводу;

• форсировать события, семья может быть не готова и будет защищаться;

• допускать, чтобы семья полностью переложила все проблемы на специалиста.

2. Проведение социальной и психолого-педагогической диагностик. На данном этапе ограничивается сбором сведений, необходимых для заполнения социального паспорта семьи

3. Оформление социального паспорта семьи

Социальный паспорт семьи является документом информационного характера и заполняется специалистом по социальной работе. Отдельные разделы социального паспорта заполняются при наличии необходимых, подтверждающих сведения документов.

Социальный паспорт необходим для:

• создания портрета семьи и ее социальных связей; определения приоритетных направлений работы с данной семьей;

• объединения усилий представителей различных ведомств и организаций, а также самой семьи с целью повышения эффективности использования для достижения поставленной цели имеющихся ресурсов семьи;

• создания единого информационного пространства семей, как на муниципальном, так и на региональном уровне.

4. Подготовка и проведение заседания службы сопровождения семьи.

Закрепленный за каждой конкретной семьей специалист оформляет необходимые для проведения заседания службы сопровождения семьи документы, привлекая для этого специалистов учреждения (педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, медицинских работников и т. п.) На заседании службы сопровождения семьи в случае необходимости принимается решение о привлечении специалистов других ведомств с целью реабилитации семьи. Заключение заседания службы сопровождения семьи составляется на основании выводов специалистов, с учетом мнения взрослых членов семьи и детей (с 10 лет).

5. Заключение договора с семьей

Заключение договора с семьей на реализацию программы реабилитации является желательным условием, но в исключительных обстоятельствах реализация программы реабилитации может быть начата и без него.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ этап предполагает разработку непосредственной программы реабилитации семьи. Алгоритм разработки реабилитационной программы имеет следующую структуру:

1. В пояснительной записке должны быть отражены: актуальность, причины постановки данной семьи на учет и необходимость ее реабилитации.

2. Определение цели. Надо помнить, что:

• цель должна быть достижима в указанные сроки при использовании имеющихся ресурсов (здесь не следует увлекаться глобальными и, как правило, не выполнимыми целями);

• цель всегда обратна проблеме (если цель достигнута, то проблема должна быть решена полностью или частично);

• при определении цели следует учитывать причины постановки семей на учет.

3. Определение задач.

Задачи — это конкретные «шаги», направленные на достижение цели. Сформулировав задачи, важно оценить, насколько они реализуемы на практике.

4. Участники реализации программы: определяются штатные и привлеченные специалисты органов системы профилактики, а также члены семьи, которые примут участие в реабилитационном процессе.

5. Принципы реализации программы:

• принцип индивидуального подхода – заключается в учете особенностей конкретной семьи;

• принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ по работе с семьей;

• принцип комплексности – предполагает привлечение к реализации программы ряда (комплекса) специалистов и членов семьи;

• принцип системности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей: семья рассматривается как целостная система, для повышения эффективности реабилитационной работы необходимо оказывать воздействие не на отдельных членов семьи, а на семью в целом.

6. Сроки реализации программы определяются индивидуально в каждом конкретном случае и составляют продолжительность времени от 3 до 6 месяцев. В случае, если цель не будет достигнута за указанный период, программа должна быть пересмотрена, скорректирована, а сроки ее реализации продлены.

7. Ресурсное обеспечение:

• кадровое – наличие необходимых для реализации программы специалистов, их квалификация;

методическое – методическая база учреждения;

• материально-техническое – наличие оргтехники, автотранспорта и т. п. ;

• информационное – доступность информационных ресурсов

8. Направления, по которым будет осуществляться реабилитационная программа. Необходимо определить, работа в каком из направлений (социально-медицинском, социально-экономическом, социально-педагогическом, социально-психологическом, социально-правовом) будет в наибольшей степени способствовать решению проблем семьи. В каждом конкретном случае выбор тех или иных направлений может различаться: одной семье может быть необходима помощь в какой-нибудь одной сфере, другой — почти во всех.

9. Формы реализации программы.

Условно формы реализации программы можно разделить на:

индивидуальные - беседы, консультирование, посещение семьи, материальная помощь;

групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи;

коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, организация досуговых мероприятий;

наглядно-информационные - выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания.

10. Предполагаемый результат. Выделяют несколько видов результатов:

• количественные результаты (измеряются в единицах измерения (шт., руб, % и т. п.) и качественные (показывают, что изменилось: положение, отношения, мнения и т. п.);

• непосредственные (наблюдаемые сразу после реализации программы) и проявляющиеся через некоторое время, после завершения программы);

• запланированные (закладываются на стадии проектирования) и неожиданные эффекты, как следствие реализации программы.

11. Критерии оценки эффективности деятельности специалистов, индикаторы успешности реализации программы реабилитации семьи.

Результатом реализации программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.

Для оценки эффективности реабилитационной программы специалистами используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:

1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);

2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).

В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать: наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы); динамику (изменение) показателей проблемы (характерных признаков, которые выявляются при проведении первичной и уточняющей диагностики и по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье); степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов.

Так, при оценке эффективности по параметрам наличия или отсутствия в семье той или иной социальной проблемы может быть использован:

а) показатель устранения проблемы (при положительной эффективности);

б) показатель появления новой проблемы (при отрицательной эффективности диагностики, прогнозирования или профилактических мероприятий);

в) показатель стабильности проблемы (при нулевой эффективности).

При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной или отрицательной динамики. При оценке эффективности устранения причин социальных проблем учитывается: какие из причин возникновения проблем в конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная эффективность); какие из причин, выявленных при первичной диагностике, продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая эффективность); какие из неразрешенных причин привели к появлению новых или усугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность). При этом учитывается динамика как отдельных причин, так и всей совокупности, выявленной при первичной и контрольной диагностике.

12. Методы и технологии, применяемые в реабилитационной работе.

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств.

Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида.

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

В процессе реабилитации семьи специалистами может применяется ряд технологий:

• Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим.

• Социальный патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и д. р. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

13. Тематический план программы.

Мероприятия Ответственный Сроки исполнения Привлеченные специалисты

1 2 5 6 7

Диагностический этап

Содержательный этап

Аналитический этап

В содержании программы выделяют диагностический, содержательный и аналитический или результативный этап.

Диагностический этап

Предполагает два варианта деятельности:

при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Обязательными этапами диагностики являются:

сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы: наблюдение; беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкета (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Содержательный этап

Предполагает разработку и реализацию ряда мероприятий, направленных на решение основных проблем семьи. Определив основные мероприятия, необходимо прописать конкретные шаги по их реализации. В зависимости от характера ситуации в семье в программу могут быть включены как мероприятия по всем направлениям: социально-медицинскому, социально-экономическому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-правовому, так и лишь по некоторым из них.

Аналитический этап

или результативный этап предполагает проведение аналитической работы и разработку рекомендаций по дальнейшей работе с семьей.

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Как приобщить ребенка к книге» Двух – трехлетним детям надо ежедневно рассказывать и читать народные и авторские сказки, песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения,.

Методические рекомендации для воспитателей ** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; ---скученное изображение. Характер линии: * - плавная без отрыва; ** - прерывистая;.

Методические рекомендации к презентации «Зимующие птицы» Методические рекомендации к презентации «Зимующие птицы» Презентация создана с помощью Microsoft Office Power Point и может использоваться.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем.

Методические рекомендации по организации новогоднего праздника Новый год - это всегда сказка и встреча с чудом. Этот праздник любят и отмечают все. Без праздников не бывает детства Праздники в жизни.

Методические рекомендации по организации спортивного праздника О, спорт! Ты — мир! Пьер де Кубертен Спортивные праздники, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды.

Методические рекомендации по экологическому воспитанию «В гости к насекомым» И. Н. Янкевич ст. Медведовская 2017г. Рецензент: Охрименко О. В., методист «ЦРО» управления образования муниципального образования Тимашевский.

Методические рекомендации «Тренинг эффективного родителя» Актуальность: Стремление быть эффективным родителем на сегодняшний день является одной из актуальных тем в развитии детско-родительских.

Планирование деятельности по реализации индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ Социально-коммуникативное развитие. -Задачи: формировать уважительное отношение и чувствовать принадлежность к своей семье и к обществу.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи
Опубликовано: 12 марта 2018 в 10:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 декабря. Праздник снегопада на МААМ

Более половины людей на Земле никогда не видели снега. Жителям России повезло больше — снег выпадает почти везде, но в разном количестве. Самые большие сугробы у нас бывают в Петропавловске-Камчатском, а...

16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

Фотоотчет о проведении мероприятия «День именинника» в старшей логопедической группе
День именинника 20 ноября в нашем МБДОУ Д/С №3 «Тополек» состоялось музыкальное развлечение «День именинников». День рождение -это праздник, который ждет...
Мое хобби — выращивание домашних цветов. Часть первая
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу немного отвлечь вас от мыслей о работе. Сегодня я продолжу рассказывать о своем хобби - выращивании цветов. Я,...
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»
Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда повара,...