Лучший педагог года

Методические рекомендации по экологическому воспитанию «В гости к насекомым»

Ирина Янкевич
Методические рекомендации по экологическому воспитанию «В гости к насекомым»

И. Н. Янкевич

ст. Медведовская

2017г.

Рецензент:

Охрименко О. В., методист «ЦРО» управления образования муниципального образования Тимашевский район

Автор:

И. Н. Янкевич, воспитатель МБДОУ д/с №32

Публикация «Методические рекомендации по экологическому воспитанию „В гости к насекомым“» размещена в разделах

Методические рекомендации по экологическому воспитанию «В гости к насекомым» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к организации педагогического процесса, основанного на характерных формах детской деятельности и учете региональных и климатических особенностей, включению разнообразных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, и в соответствие с психологическими и физиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

Разработанные методические рекомендации эффективны в педагогической работе с детьми среднего дошкольного возраста, предусматривуют совместную работу с родителями.

Материал может быть рекомендован к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности детьми среднего дошкольного возраста.

Содержание

Аннотация…5

Актуальность ….….6

Цель, задачи….7

Сказка «Кто, где живет»…8

Стихи о насекомых…10

Загадки про насекомых…14

Пальчиковые игры на тему «Насекомые»…. 18

Методические рекомендации по экологическому воспитанию «В гости к насекомым».

Аннотация

Методическая рекомендация ориентирована на изучении вопросов, связанных с разнообразных видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.

Данная методическая рекомендация поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков – мир насекомых.

Актуальность темы:

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения. Объектом исследования моей методической разработки являются насекомые.

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Я считаю, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Методическая рекомендация поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.

Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

3. Воспитание бережного отношения к природе;

4. Развивать эмоциональную отзывчивость;

5. Развивать коммуникативные навыки.

Сказка «Кто, где живёт»

Розовый мотылек проснулся от ласкового прикосновения солнечного луча. Он спал под теплым покрывалом листка подорожника. Молтылёк огляделся вокруг и увидел, что уже наступило утро и на полянке уже во всю кипела жизнь: бабочки весело порхали над цветами, жужжали пчёлы и гудели шмели, летали мошки и тяжёлые жуки. Розовый мотылек полетел к цветам, чтобы угоститься сладким нектаром. На одном из цветков он увидел пчёлку. Она с удовольствием собирала нектар, а к её лапкам пристала пушистая пыльца.

- Доброе утро, Пчёлка, - вежливо сказал Розовый мотылек, - ты видишь, к твоим лапкам пристала пушистая пыльца.

- Доброе утро, Мотылёк, - отозвалась Пчёлка, - да, так и должно быть, ведь я опыляю цветы, а не только лакомлюсь нектаром. Угощайся и ты. А ведь и ты тоже помогаешь опылять цветы, - заметила Пчёлка и улетела к другому цветку.

Мотылёк с удовольствием полакомился нектаром и полетел дальше. Мимо пролетел тяжело гудящий шмель.

- Привет, Мотылёк, ты уже проснулся?

- Да, сегодня прекрасная погода, не правда ли?

- Чудесная погода для сбора нектара. - согласился Шмель и полетел дальше. Внезапно он исчез с поля зрения Мотылька и тот закружился вокруг себя, ища, куда же подевался Шмель.

И тут Шмель опять появился и полетел вдоль луга.

Присмотревшись, Мотылё к заметил в земле нору: оказывается, шмели живут в норах. Удивившись, Мотылек полетел искать пчелу. Он нашёл её уже собиравшуюся покидать цветущий луг.

- Можно спросить, Пчёлка, где ты живёшь?

- В улье, на пасеке. - весело ответила Пчела. - А почему ты спрашиваешь?

- Потому что я видел, как Шмель вылете из норки в земле.

- Правильно, шмели живут в норках, а мы в ульях. - рассмеялась Пчела и улетела.

Тут мимо Мотылька пролетела красная божья коровка. Мотылёк хотел поздороваться с ней, но не успел: их накрыла какая-то тень. Пролетающая мимо птица хотела склевать божью коровку, но потом передумала. Мотылёк же успел спрятаться под листочек.

- Ты видела? - дрожащим голосом спросил он у Божьей коровки. - Мы чуть не попались.

- Да, - согласилась Божья коровка, -только мои крылышки красного цвета, а это означает для птиц - несъедобно. - и Божья коровка полетела дальше.

Мотылёк сел передохнуть на цветок клевера и сверху увидел спешаших куда-то муравьёв.

Они быстро, цепочкой, бежали друг за другом, некоторые тащили сухие травинки и сухие сосновые иголки.

- Привет, муравьи, вы куда так спешите? - слетел к ним Мотылёк.

- Домой, в свой муравейник, - ответили муравьи не останавливаясь, и помахав Мотыльку свободными лапками.

"Все живут в своих домиках, только у нас, у мотыльков, нет домика. " - грустно подумал Мотылёк и полетел играть с Бабочками.

Бабочка

Вот две бабочки летят.

Рассказать тебе хотят,

Что вчера ещё в траве

Были гусеницы две.

Но из гусениц ленивых

Превратились вдруг в красивых

Пёстрых маленьких принцесс.

На лугу полно чудес!

Божья коровка

А у божьей, у Коровки

Крылья — пёстрые обновки.

На спине у модных крошек

Видим чёрные горошки.

Жук

Жук жужжит весь день подряд.

Утром, вечером и днем,

Все ему уже твердят:

От тебя жужжит весь дом!

А жуку жужжать не лень,

Он так развлекается,

И жужжит он целый день,

И не заикается!

Кузнечик

Глянь, кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва —

Он зелёный, как трава.

Комар

Что за маленькие злюки

Искусали наши руки,

Покусали наши лица,

Так, что нам теперь не спится?

И, жужжа, над нами вьются,

В наши руки не даются!

Злые, словно крокодилы,

Львы, гиены и мандрилы!

Летуны ночной поры,

А зовут их комары!

Муравей

Долго дом из хворостинок

Собирают для семьи,

Не жалея ног и спинок,

Непоседы — муравьи.

Оса

Мы — маленькие осы.

В тельняшках, как матросы,

Летаем над цветами —

Вы все знакомы с нами.

Всегда на наших ножках

Пушистые сапожки.

Нам жарко в них немножко.

Пришлите босоножки!

Пчела

Вокруг цветка жужжанье

У пчё лки расписание:

Весь день нектар качает,

А ночью отдыхает.

Муха

Маленькая муха,

Жужжала возле уха,

Чуть присела и опять,

Принялась летать, летать.

Стрекоза

Что за чудо — стрекоза!

Только крылья и глаза!

В воздухе трепещет

И на солнце блещет.

На цветке сидит цветочек,

В два всего лишь лепесточка.

Лепестки цветные,

По краям резные!

Посидит и улетает.

Если кто не угадает,

То подскажет мамочка:

«Да ведь это.». (Бабочка)

По траве ползёт жучок,

Красный в точку сюртучок -

Два надкрылья то, дружочек.

Ровно семь на каждом точек! (Божья коровка)

Красно-бурый, жёсткокрылый.

Хоть вредитель - с виду милый.

Начиная майский лёт,

Он гудит как самолёт. (Майский жук)

По лесам, лугам, садам

Скачет зелен конь. Стрекочет!

Слышен звук то тут, то там

Целый день, до поздней ночи. (Кузнечик)

Он пищит, когда летит!

А укус его зудит.

С хоботком, хотя не слон.

Кто, скажи, дружочек, он? (Комар)

Побежали по дорожке

Чьи - то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри,-

Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Под поклажей.. (Муравья)

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

- Муха с жалом? – Чудеса!

Знают все это – (Оса!

Кто такая перед вами? -

И в полоску и с усами,

С тонкой талией - краса!

Ой, укусит вас. (Оса).

Насекомое - в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

Где летит – там жужжит,

Над едою кружит.

Паучок ёё заметил,

Заманил злодейку в сети.

Уловило звук тот ухо.

А жужжала… Верно! (Муха)

Крылышек две пары.

Круглые глаза

Как большие фары!

Это… (Стрекоза)

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем :

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Бабочка

Бабочка-коробочка, улетай на облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Божья коровка

По цветку ползет букашка,

(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)

На ней красная рубашка.

(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)

Маленькая крошка,

(правой рукой погладить божью коровку)

На спине горошки.

(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Жук

Я веселый майский жук.

(сжать кулачок)

Знаю все сады вокруг.

(указательный палец и мизинец)

Над лужайками кружу,

(развести в стороны — «усы»)

А зовут меня Жу-Жу.

(шевелить пальцами-усами)

Кузнечик

(поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги)

Наш ку-зне-чик ма-лень-кий.

Зе-ле-нень-кий, у-да-лень-кий,

Ла-пка-ми стре-ко-чет,

Бить он в бу-бен хо-чет.

Комар

Летит муха вокруг уха: жжж

(водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс

(водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб — оп!

(пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его — хлоп!

(ладошкой дотрагиваемся до лба)

И к уху: зззз

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Муравей

(имитируем движения)

Муравей нашел былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно взвалил на спинку

И ее домой несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

Оса

Оса села на цветок,

(вытянуть указательный палец правой руки)

Пьет она душистый сок.

(и вращать им, затем те же движения — пальцем левой руки)

Пчелки

Домик маленький на елке,

(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка)

Дом для пчел, а где же пчелки?

(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

(сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!

(разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают)

Муха

Вот летела муха,

(правая рука машет четырьмя пальцами)

На варенье села,

(правая ладонь шлепается на левую)

Вымазала брюхо,

(ладони вращаются относительно друг друга)

Дальше полетела.

(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)

Стрекоза

Летит стрекоза,

Как горошины глаза.

(бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)

Вверх-вниз,

(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)

взад-вперед,

(меняем направление бега)

Как прозрачный самолет.

(свободно летаем по ковру)

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «В гости к Зимушке-зиме»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «В гости к Зимушке-зиме» Дети под музыку входят в зал. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей на нашем занятии. Давайте поздороваемся с ними.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «В гости к Старичку Лесовичку» Цель: систематизация и обобщение знаний детей о лесе, его обитателях и правилах поведения в лесу. Задачи: Образовательные: Систематизировать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «В гости к лягушке» Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе "В гости к лягушке". Интеграция областей: " Познание", "Коммуникация", "Социализация",.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе ДОУ «В гости к старичку — лесовичку» Программное содержание : Цель: Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе закладывая основы экологической культуры.

Конспект занятия в средней группе «В гости к насекомым» «В гости к насекомым» Задачи: Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям.

Методические рекомендации Методические рекомендации по содержанию центра природы в группах ДОО Содержание и оборудование центра природы в группах ГРУППА/ НАИМЕНОВАНИЕ.

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семьеМетодические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье. Уважаемые родители! Значение сенсорного.

Методические рекомендации по здоровьесбережению МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» Методические рекомендации «Сохранение.

Протокол образовательной деятельности по экологическому воспитанию «В гости к Осени» Протокол образовательной деятельности по экологическому воспитанию «В гости к Осени»Возраст: 5 - 6 лет1 Организационно-мотивационный этап(.

Экологический макет «В гости к насекомым»Экологический макет «В гости к насекомым» Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по экологическому воспитанию «В гости к насекомым»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 20:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД