ЕКАТЕРИНА ЛЕБЕДЕВА
Методические рекомендации по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по здоровьесбережению
МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка
Шебекинского района Белгородской области»
Методические рекомендации
«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников на основе создания активной сенсорно-моторной развивающей среды»
Подготовила:
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад «Белочка»» села
Новая Таволжанка Шебекинского
района Белгородской области»
Лебедева Екатерина Анатольевна
2017 год
Аннотация
Публикация «Методические рекомендации по здоровьесбережению» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Рекомендация раскрывает содержание работы с детьми раннего возраста по использованию некоторых видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и создании развивающей предметно-пространственной среды.
Могут быть использованы в работе с детьми 2-3 лет воспитателями дошкольных образовательных организаций.
Об авторе
Лебедева Екатерина Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области», среднее специальное образование, педагогический стаж работы 10 лет.
Активно участвует в проблемно-исследовательской деятельности ДОО. Постоянно повышает качество развивающей предметно-пространственной среды группы.
Список литературы:
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика – синтез, 2012.
2. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
3. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2003.
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Ползаем. Ходим. Бегаем. (Развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2003.
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Учимся слушать и слышать. (Развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2003.
«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»- так писал В. Ф. Одоевский.
Размышляя над этими словами, можно сказать следующее: предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Согласно ФГОС в ДО (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. N 1155 г.) должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне - развитую личность.
Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребенка.
Основным приоритетным направлением в деятельности МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка» является использование здоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Таким образом, в соответствии с ФГОС вся работа направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
Для решения всех задач, необходимо иметь правильно-построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.
Таким образом, создавая здоровьесохраняющую среду, использую в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения, приобщения детей к физической культуре, к использованию развивающих форм оздоровительной работы; принципам формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым ведь только тогда, когда оно будет ощущаемым.
Предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т. д.)
- трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
- полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т. д);
• вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
- доступной;
- безопасной.
Для реализации этих принципов использую все виды доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и создала предметно- развивающую среду, способствующую здоровому образу жизни.
1. Игры на развитие тактильных ощущений (показ пособий)
Развитие тактильных ощущений очень важно для ребенка. Ученые уже доказали, что чем лучше у крохи развиты тонкие движения пальцев и рук, тем более зрелыми и сформированными являются мозг и речь.
Для малыша важны любые ощущения, как те, которые идут от босых ступней, так и те, которые направляются от спины. Последние оказывают благотворное влияние на нервную систему, а еще повышают иммунную защиту.
Ребенок, которому не хватает тактильных ощущений, может испытывать физические страдания, снижение настроения. Вот несколько пособий, помогающих изучать тактильные ощущения у детей:
• организую магазин тканей и предлагаю малышу поиграть. Например, мишка приходит в магазин и ищет ткань на тюль.
Понятно, что ему нужен тонкий, невесомый материал. А если он хочет пошить себе шубку, то он должен быть теплым, с высокой ворсой;
• беру «волшебный мешочек» и складываю в него любые предметы, которые попадаются под руку. Предлагаю малышу запустить руку внутрь и не подглядывая, на ощупь определить, какой предмет оказался у него в ладони;
• сшила маленькие мешочки и заполнила их крупой – гречкой, рисом, пшеном, хлопьями. Нюанс игры в том, что у каждого мешочка должна быть пара и задача малыша эту пару найти, ощупывая каждый куль;
Для развития тактильных ощущений в группе подобраны предметы с различной фактурой – гладкие, шершавые, меховые, колючие мячики, а также массажёры для рук и вязаные игрушки.
2. Игры на развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия у детей начинается с организации игры. То есть малыша нужно сначала заинтересовать, не просто разложив перед ним гремящие коробочки с зернышками, а предложив покормить голодных курочек, а значит нужно заранее позаботиться, чтобы эти курочки были в наличии. Можно найти подходящую картинку в журнале или нарисовать несушку самому.
Ребенку можно и нужно подсказывать, но достичь цели и принять верное решение он должен сам. Игры для развития восприятия детей зрительного характера важны еще и потому, что они способствуют укреплению глазных мышц и выступают профилактикой заболеваний органов зрения.
Согласно статистике, уровень патологий и различных недугов зрения за последние 5 лет вырос в 1,5 раза. Родители смогут предупредить зарождающиеся проблемы, если будут внимательно присматриваться к малышу, давать ему по совету доктора специальные витамины для глаз и, конечно же, проводить больше времени за специальными играми.
Вот некоторые из них:
• смешиваю несколько комплектов пуговиц и предлагаю ребенку рассортировать их: сначала выбрать самые большие, потом самые маленькие, разложить по цветам, найти те, у которых две дырочки и те, у которых 4;
• прикрепляю прищепки к вырезанному из картона кругу, чтобы получилось «солнышко» или «цветочек». Предлагаю малышу снять все прищепки, а потом прикрепить обратно. Если они у вас разных цветов, то можно попросить ребенка чередовать разные цвета или выкладывать их по очереди;
• собирание пазлов – идеальное занятие для развития этого органа чувств.
Для формирования зрительного восприятия разработаны игры с прищепками пуговицами, фишками разных геометрических форм и цветов, счёты с цветными бусами, пирамиды.
3. Игры на развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия имеет для ребенка не менее важное значение, чем зрительного. С самого рождения кроху окружает множество звуков: звук заводимой машины, шум дождя и ветра, речь родителей, скрип дверей.
Но эти слуховую сонористику малыш воспринимает неосознанно. Они сливаются с другими сигналами и выделяются слабо, а то и вовсе не замечаются. В дальнейшем умение напрягать слух, улавливая различные звуки, пригодится ему для постановки правильной и отчетливой речи, ее выразительности, громкости и скорости. Родители с первых лет жизни могут развивать в своем ребенке зрительное и слуховое восприятие.
Помогут им в этом следующие игры:
• гуляя с ребенком на улице, обязательно называю источник звучания, указывая на него рукой и произнося издаваемый звук. Например, кошка «мяу-мяу», собака «гав-гав»;
• прячу от ребенка за ширмой различные предметы, издающие звуки, например, колокольчик, барабан, погремушку, дудочку, коробку спичек. Малыш должен угадать предмет, который беру в руки и произвожу таким образом звук;
Для развития слухового восприятия использую музыкальные инструменты и игрушки с различными наполнителями (горошинки).
4. Игры для формирование двигательной активности
Подобраны игры на развитие умения ориентироваться в пространстве (удочка и рыбки с магнитами). А также постоянно пополняется уголок физического развития в группе: это и мячи разного размера, поверхности (гладкие, пупырчатые, ребристые, из разного материала (матерчатые, пластмассовые, резиновые, деревянные, разного цвета и оттенков; это и скакалки, и гимнастические палки, и кегли. А также самодельные «снежные комочки», «султанчики», «вертушки».
5. Игры для релаксации
Снятию психо - эмоционального напряжения способствуют игра «Рыбалка», мячи с различной фактурой.
Иногда использую в своей работе упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: в группе в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если ребенок пришел в группу агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик.
Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Особое место в развивающей среде занимает использование коррегирующих ковриков после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна
Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривают решение главных задач:
- укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;
- профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;
- укрепление мышц брюшного пресса;
- предупреждение вторичных отклонений.
Дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т. д. Длительность составляет 2-3 мин.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в моей группе играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребенка, как психическое, так и физическое.