Екатерина Панкратьева
Методические рекомендации для родителей «Маленький исследователь» (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей на тему
«Маленький исследователь».
Группа раннего возраста (2-3 года)
Новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
Публикация «Методические рекомендации для родителей „Маленький исследователь“ (2–3 года)» размещена в разделах
Эта работа потребует от взрослого педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации.
Сопровождение предметно-манипулятивных действий детей взрослыми является важным направлением в развитии детей третьего года жизни. Разнообразие действий детей и взрослых подстегивает малыша начинать выдвигать простейшие предположения по поводу своих действий, необходимых для решения той или иной познавательной задачи, предвосхищать результат и целенаправленно стремиться к его достижению.
Экспериментирование обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: удивлением, недоумением или опасением – при столкновении с новым и необычным; внешним оживлением, смехом – при подтверждении предположений; огорчением, разочарованием и даже гневом – при «неудачах». При этом обязательно должен находиться взрослый, чтоб направить (а где-то подсказать) ребенка на размышление «как это произошло?», «после каких твоих действий?», «что будет дальше?», «можно ли как то исправить ситуацию?»
1 ЭТАП работы – создание безопасной среды.
Необходимо создать вокруг ребенка такую обстановку, чтобы процесс манипулирования предметами доставлял ему удовольствие и был безопасен для его здоровья (как безопасными для малыша должны быть и последствия совершаемых им ошибок). Поэтому нельзя предлагать детям бьющиеся предметы, объекты с острыми, режущими или колющими деталями, емкости из-под медикаментов и бытовых химических препаратов, очень мелкие вещи, а также тяжелые предметы из твердых материалов.
Например, подготовьте похожие предметы по назначению, но разные по размеру (большой и маленький мячи, большая и маленькая матрешки, большая и маленькая ложки, большая и маленькая книги).
2 ЭТАП работы – выбор объектов экспериментирования.
В качестве первых объектов для манипулирования используйте предметы неживой природы или рукотворного мира, позволяющие совершать с ними простые однотипные действия (поднимать, удерживать в руках, передвигать, переворачивать, бросать и т. д.).
Следует подбирать предметы по контрасту: так, чтобы одни и те же действия ребенка с разными предметами приводили к различным результатам. Какие-то предметы катятся; какие-то тяжелее - легче; какие-то больше – меньше.
Возьмем пример, приведенный выше: предложите ребенку внимательно осмотреть предметы, назвать их назначение, почему бывают предметы одинаковые по назначению, но разные по размеру. Предложите дополнить выбранные объекты. Дайте малышу время на самостоятельное рассматривание. Возможно ребенок возьмет всё в свои руки, и ход работы поменяется, поэтому взрослому нужно быть гибким и пластичным.
3 ЭТАП работы - манипулирование с предметом.
Наличие в окружении ребенка предметов, обладающих противоречащими друг другу свойствами, способствует достижению не только первой, но и второй из обозначенных целей. Только непосредственно столкнувшись с тем, что один и тот же способ воздействия на предмет приводит к противоположным результатам, и будучи поставленным при этом перед необходимостью выбора подходящего объекта, малыш оказывается способным придавать своим действиям статус обследовательских. Действуя в таких условиях, ребенок учится выбирать предметы, обладающие заданным свойством, предполагать, прогнозировать результаты действий, выбирать тактику обследования и проверять свою догадку.
Когда ребенок назовет разницу в предметах дайте ему возможность обосновать свои выводы. «Как ты думаешь зачем человек придумал маленький (теннисный) мяч? В какие игры мы с тобой можем поиграть таким мячом?. «Когда ты качаешь эти две неваляшки, что ты слышишь? А звон одинаковый? Почему? А ты принес еще колокольчик, зачем? Давай сыграем веселую мелодию.»… «Как ты думаешь книжку-малютку удобно рассматривать вдвоем со мной, втроем со мной и бабушкой? А большую? Где картинки больше и красочнее?»
4 ЭТАП работы – подведение итогов.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: «Как я это делаю?», «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Участие в познавательной деятельности - интересный, а иногда сложный труд и для ребенка, и для родителей. Исследовательская работа подразумевает самостоятельную деятельность ребенка, однако задача родителей знать суть этой деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, когда он обратится к вам за помощью.
Будет полезно, если вы будете придерживаться следующих правил:
- подходите к проведению этой работы творчески;
-помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей. Чем больше идей, тем больше выбор;
- не сдерживайте инициативы ребенка;
- поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
- старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию;
- помогите в подготовке выводов;
- помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно;
- обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому;
Что вы можете делать вне исследовательской деятельности!
- беседуйте с ребенком, развивайте у него познавательный интерес к окружающему; обогащайте художественными впечатлениями, читая ему познавательные сказки, рассказы, стихотворения; вместе просматривайте телевизионные телепередачи познавательного характера.
- проявляйте интерес к детскому творчеству, обогащайте его содержание новыми образами, сюжетами, замыслами.
- конкретной помощью, советом, а иногда и показом совершенствуйте умение анализировать, обобщать, сравнивать, закреплять навыки, умения, которые ребенок получил на занятиях в детском саду.
- предоставляйте разнообразные природные материалы с целью устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
- Бережно с уважением относитесь к детским идеям, замыслам, вместе радуйтесь результатам творчества, самостоятельности.
- одобряйте любознательность, поддерживайте инициативу ребенка в попытках найти объяснение возникшему вопросу.