Приложение МААМ

Методические рекомендации по развитию речи дошкольников в процессе использования художественной литературы

Рябышева Виктория
Методические рекомендации по развитию речи дошкольников в процессе использования художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Роль художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной особенностью в жизни общества.

Искусство слова отображает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Публикация «Методические рекомендации по развитию речи дошкольников в процессе использования художественной литературы» размещена в разделах

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребёнка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

В младших группах основное внимание уделяется задаче накопления и обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

Дети младшего возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Чтобы научить их соотносить предмет со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопросы типа: «что это?», давать задания: принеси «то или то».

В данной возрастной группе основной задачей является, конечно, количественное накопление словаря. Данная задача решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех других видах деятельности.

Наряду с этим следует иметь в виду и следующие задачи: качественное накопление словаря, привлечение внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств и действий, – то есть задач активизации в речи ребёнка, помимо имён существительных и имён прилагательных, глаголов. С этой целью чаще следует задавать вопросы: «Какой?», «Что можно делать?», «Что делает?». Например, при рассматривании игрушек воспитатель говорит: «Лена, покажи большой мяч. Какой мяч? (Прилагательное повторяют 2–3 ребёнка.) А какой по цвету мяч? (Вопрос также адресуется двум-трем детям поочередно.) А это какой мяч? (Маленький.) Следующие вопросы направлены на активизацию глаголов: «Что вы делаете с мячом? Как с ним можно играть?» Можно предложить детям сравнить предметы, называя самые разные качества. Конечно, на первых занятиях малыши не всегда могут самостоятельно назвать какие-то качества, действия, и тут им помогает воспитатель. Но обязательно надо побуждать детей к повторению, для того чтобы нужные слова включились в активный словарь. Аналогичные вопросы ставят и при рассматривании картин.

Такие лексические упражнения важны не только для решения задач накопления словаря, но и для того, чтобы ребёнок мог использовать освоенный речевой материал в целях построения простейших высказываний.

В младшей группе словарная работа проводится с широким использованием наглядности (игрушки, картины). Большую роль играет и речь воспитателя, как один из важных источников обогащения детской речи. Освоению обобщающих понятий служат игры, для которых подбирают предметы одной родовой категории (игрушки, кукольная посуда, одежда). Например, в игровой ситуации дети рассматривают куклу, рассказывают, что они делают: собирают Катю на прогулку, надевают на неё пальто, шапочку и др. В заключение воспитатель говорит: «Вот мы и собрали куклу на прогулку. Какую одежду мы на неё надели?» (дети повторяют названию отдельных предметов.)

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей младшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.

Для успешного обогащения и активизации словаря должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные предложения, определять своё отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

Рассмотрим методические приёмы, облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приёмов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе педагог должен соблюдать следующие этапы:

1. Повторное чтение всего текста.

2. Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.

Чтение художественных произведений сопровождается:

1. Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)

2. Предметной наглядностью:

- рассматриванием игрушек, муляжей,

- рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек,

- привлечением внимания слушателей к реальным объектам.

3. Словесной помощью:

- сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

- постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?» и т. д.)

- подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т. д.)

4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)

Для ознакомления детей с художественной литературой рекомендуется использовать следующие игры и упражнения:

1. Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.

2. Дидактическая игра «Сундук со сказками». Выявить знания детей о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном герое из прочитанного произведения.

3. Видео-салон «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети узнают, называют и рассказывают отрывок из этого произведения.

4. «Угадки-Загадки» – ознакомление через схемы-модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально-познавательными играм.

5. «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.

6. «По страницам творчества детских авторов» – книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.

7. «Книга жанров» – иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.

Для закрепления навыков работы с художественной литературой следует привлекать к сотрудничеству родителей воспитанников:

1. Проводить анкетирование «Компетентность родителей по вопросу актуальности литературного чтения».

2. Проводить консультации на тему «Книга в жизни дошкольника», «Если хочешь много знать книгу нужно прочитать», «Интерес к книге через собственный пример», «Читаем ребёнку …»

3. Размещать в информационном уголке для родителей, брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.

4. Создание семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.

5. Привлекать родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)

6. Совместно с родителями организовывать периодический выход с детьми в районную библиотеку.

Таким образом, в дошкольном возрасте художественная литература знакомит с богатством, многообразием и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребёнка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребёнка об окружающем мире.

Изучив методическую литературу, опыт педагогов-практиков и проанализировав итоги констатирующего эксперимента, мы можем сделать следующие выводы:

1. Речь дошкольников 3-4 лет отличает ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных словосочетаний со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы. Данные показатели свидетельствуют о том, что требуется уделить больше внимания процессу её формирования.

2. Для обеспечения успешного развития речи дошкольников и активизации их словаря необходимо обеспечить создание в дошкольном учреждении благоприятной развивающей среды, способствующей общему развитию ребёнка. Кроме того, нужно построить работу дошкольного учреждения в тесном контакте с родителями воспитанников, помочь родителям в организации оптимальной домашней среды.

3. В дошкольном возрасте художественная литература знакомит с богатством, многообразием и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребёнка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребёнка об окружающем мире.

Публикации по теме:

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы»Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы» Как привить детям интерес к чтению книг? Этот вопрос интересует многих родителей, особенно в период, когда ребёнок готовится к поступлению.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей)Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию речи дошкольников в процессе использования художественной литературы
Опубликовано: 22 августа 2022 в 16:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по развитию речи дошкольников в процессе использования художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Рябышева Виктория (УИ 1921651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД