Наталья Бузаева
Методические рекомендации «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по теме :
«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Подготовила:
Бузаева Н. И. воспитатель
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Публикация «Методические рекомендации „Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоит несколько задач:
- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
- помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;
- добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;
- учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму;
- воспитывать любовь к поэзии
Все эти задачи определяют построение образовательной деятельности и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
Методические рекомендации по заучиванию стихов :
1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик, стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
5. В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.
6. В процессе заучивания целесообразно использовать различные виды театра, театральная атрибутика помогают запомнить текст с обилием диалогов. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Не менее интересной будет сценка, представленная в кукольном или перчаточном театре.
7. Можно сопровождать заучивание наизусть демонстрацией игрушек, предметов, иллюстраций, рисунков, картин.
8. Рекомендуется использование «мнемотехники», различных схем, рисунков, планов. Если текст стихотворения достаточно длинный, то зрительная опора поможет более быстрому усвоению.
9. Обязательно единство требований к выразительному чтению стихотворения у всех – воспитателей и родителей. В уголке для родителей желательно поместить папку с текстами стихотворений, которые дети учат наизусть. В текстах использовать разметку, обозначающую паузы, логические ударения, интонацию и т. п.
10. Важно объяснять детям значение всех непонятных слов, проводить игры с незнакомыми словами.
11. Проводить в детском саду конкурсы чтецов.
Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.