Вдовенко Дарья Сергеевна
Методические рекомендации родителям детей группы компенсирующей направленности детей с НРР
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Возникнув, они самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
Публикация «Методические рекомендации родителям детей группы компенсирующей направленности детей с НРР» размещена в разделах
В настоящее время психолого-педагогические исследования убедительно доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка. К наиболее эффективным формам взаимодействия с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалистов.
детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития нам актуально рассматривать в современном дошкольном образовании, как основу воспитания и обучения детей. 01.01.2014 вступил в силу стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», согласно которому устанавливаются нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, призванной обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей [5]. Разработкой методических рекомендаций по проблемам речевых нарушений к основной общеобразовательной программе занимались Филичева Т. Б., Каше Г. А., Чиркина Г. В., Нищева Н. В., Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. и др. [6].
Цель взаимодействия педагогов ДОУ при осуществлении коррекционно – развивающей работы состоит в комплексном устранении речевых нарушений, предупреждении и преодолении вторичных задержек в развитии познавательных процессов[1].
Возможность и необходимость взаимодействия педагогов основывается на:
интеграции образовательных областей;
связи речи со всеми сторонами психического развития ребёнка.
Задачи взаимодействия:
Создание команды единомышленников из всех специалистов ДОУ.
Организация коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие.
Организация коррекционно – развивающего, календарно – тематического плана, и тетрадей взаимодействия специалистов, построенных на основе комплексной диагностики.
Взаимодействие специалистов основывается на следующих принципах (по Л. С. Выготскому и Р. Е. Левиной) :
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком, необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Линии взаимодействия субъектов образовательного процесса:
- учитель – логопед – педагог - психолог;
- учитель – логопед – воспитатель;
- учитель – логопед – музыкальный руководитель;
- учитель – логопед – педагог по физическому воспитанию;
- педагоги ДОУ – родители.
Наиболее тесная связь в условиях группы осуществляется между учителем - логопедом и педагогом – психологом, т. к. некоторые специфические особенности памяти, внимания, мышления у ребенка тесно связаны, а иногда и обусловлены речевым дефектом. Психолог обладают большей, чем логопед базой знаний для исследований и коррекции неречевых психических функций ребенка. При этом педагог – психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения, совершенствованию эмоционально – волевой сферы.
Совершенно очевидно, что в коррекционную работу должен быть включён воспитатель, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы, и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Воспитатель проводит организованную образовательную деятельность по развитию речи, которая планируется совместно, контролирует речь детей на занятиях и в режимных моментах, выполняет индивидуальную работу с детьми по заданию учителя - логопеда.
К коррекционному процессу через разнообразные формы взаимодействия необходимо привлекать и родителей детей, имеющих нарушения речи.
Формами взаимодействия педагогов являются:
совместное планирование коррекционной работы;
взаимопосещение занятий;
методические объединения, семинары – практикумы, круглые столы, родительские собрания, деловые игры;
индивидуальные беседы и консультации, работа мини – групп.
Кроме того, изменяется характер контроля. Вводится самоконтроль, самооценка и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами, а именно: контроль со стороны медицинской сестры - за здоровьем и физическим развитием детей; учителя-логопеда и воспитателя - за результатами коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, педагога-психолога - за психическим развитием детей. Владение всеми специалистами технологиями анализа и самоанализа педагогической деятельности позволяет более активно включаться в педагогический процесс, обеспечить каждому ребенку его индивидуальный образовательный маршрут на основе учета его возможностей.