Екатерина Бац
Методические рекомендации «В стране волшебных перчаток»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
В СТРАНЕ ВОЛШЕБНЫХ ПЕРЧАТОК
Методические рекомендации
Кемерово 2011
Кемерово 2011
Автор составитель: Е. Ю. Бац, воспитатель
Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 36
«Центр развития ребёнка – детский сад»
Публикация «Методические рекомендации „В стране волшебных перчаток“» размещена в разделах
- Варежки, перчатки, рукавички
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Рецензент: А. П. Одинцова, старший воспитатель МДОУ № 36
«Центр развития ребёнка – детский сад»
Данные методические рекомендации содержат пальчиковые игры и этюды, способствующие развитию мелкой моторики и общему интеллектуальному развитию ребёнка. Родители и педагоги найдут здесь практические советы по изготовлению театра перчаток, который подарит детям бурю эмоций, радость общения и желание творить.
Введение.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом (например, «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовке к школе.
Существует много разнообразных упражнений, заданий, которые способствуют развитию у детей мелкой моторики пальцев рук. Например: аппликация, лепка, рисование, штриховка, работа с ножницами, шитье, графические диктанты и т. д.
Но очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры, очень эмоциональны, их можно проводить, как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Работа по развитию движения рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Занятия должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления.
Но где «разговорнопальцевая» деятельность наиболее естественна и увлекательна? Конечно, в детском театре.
Мы предлагаем Вам окунуться в мир, где «пальчиковые игры» превращаются в «Театр волшебных перчаток».
Цель: создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
2. Активизация словарного запаса.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие самостоятельной игровой деятельности.
5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Изготовление «Волшебных перчаток»
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Насколько ребенку понравиться игра зависит во многом от взрослого, который должен заинтересовать ребенка. Поэтому были придуманы «Волшебные перчатки».
Для того, что бы изготовить «Волшебные перчатки» понадобятся старые детские перчатки.
Чтобы оживить перчатки, необходимо изготовить «лица» - картинки с изображением персонажей пальчиковых игр. Чтобы картинки прослужили дольше, можно их заламинировать.
Для дальнейшей работы необходимы: ножницы, нитки, иголка, двойной скотч и липучка из ткани.
На «лицо»- картинку приклеивается одна из частей липучки с помощью двойного скотча. Другая сторона липучки пришивается к пальчикам перчатки. Вот и готовы наши перчатки.
А где же волшебство! Стоит только примерить их, и они оживут в детских руках, а помогут им в этом пальчиковые игры. (Приложение № 1) Вот на зелёный лужок к нам спешат весё лые зверята:
На лужок пришли зайчата,
Медвежата и котята,
Лягушата и щенок,
Приходи и ты дружок.
Как заиграют «Волшебные перчатки» в детских руках, зависит от нас взрослых. Одно точно, они подарят детям бурю эмоций, радость общения, вызовут интерес к пальчиковым играм и желание творить.
От игры к театру
Накопив определенный опыт работы с «Волшебными перчатками» на материале пальчиковых игр, можно заметить, что «Волшебные перчатки» постепенно становятся необходимым атрибутом самостоятельной, творческой деятельности детей. Они используют перчатки для инсценировок знакомых произведений. Это дало толчок дальнейшему совместному творчеству.
И, правда, почему бы героям «Пальчиковых игр» не стать героями сказок, потешек, героями театра. Так появился театр «Волшебных перчаток».
Театр! Ведь как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним! «Волшебные перчатки» могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят и обучают; обогащают и активизируют словарь, провоцируют детей на ведение диалогов, совершенствуют монологическую речь, стимулируют желание искать интонационные средства выразительности для создания игрового образа.
Развивают творческие способности, эмоциональную сферу дошкольников, корректируют поведение, помогаю обрести уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить и фантазировать, лучше управлять движениями собственных пальцев.
Ребёнок с удовольствием надевает на руку перчатку и оживляет ее с помощью, выбранного им героя, и от его лица рассказывает о своих собственных мыслях. Таким образом, с помощью «волшебной перчатки» он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания.
Исполняя роли персонажей с разными характерами, ребёнок «примеряет на себя» разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, он может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек мог вести себя по-разному, в зависимости от ситуации проявлять терпимость, настойчивость, доброту.
Для исполнения небольших сценок, инсценировок, потешек и сказок, с помощью перчаток, нужна ширма, которую можно изготовить с помощью подручных материалов. Например: из коробки, обшив её тканью или обклеив цветной бумагой.
Репертуар может быть разнообразным от потешек до сказок. (Приложение №2). Главное что бы дети исполняли сценки с интересом и желанием.
Театр «Волшебных перчаток» делает жизнь детей интересной и содержательной. Наполняет ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Изготовление «Волшебных перчаток»
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Насколько ребенку понравиться игра зависит во многом от взрослого, который должен заинтересовать ребенка. Поэтому нами были придуманы «Волшебные перчатки».
Для того, что бы изготовить «Волшебные перчатки» еам понадобятся старые детские перчатки.
Чтобы оживить перчатки, необходимо изготовить «лица» - картинки с изображением персонажей пальчиковых игр. Чтобы картинки прослужили дольше, можно их заламинировать.
Для дальнейшей работы необходимы: ножницы, нитки, иголка, двойной скотч и липучка из ткани.
На «лицо»- картинку мы приклеили одну из частей липучки с помощью двойного скотча. Другая сторона липучки пришивается к пальчикам перчатки. Вот и готовы наши перчатки.
А где же волшебство! Стоит только примерить их, и они оживут в детских руках, а помогут им в этом пальчиковые игры. (Приложение № 1) Вот на зелёный лужок к нам спешат весё лые зверята:
На лужок пришли зайчата,
Медвежата и котята,
Лягушата и щенок,
Приходи и ты дружок.
Как заиграют «Волшебные перчатки» в детских руках, зависит от нас взрослых. Одно точно, они подарят детям бурю эмоций, радость общения, вызовут интерес к пальчиковым играм и желание творить.
Накопив определенный опыт работы с «Волшебными перчатками» на материале пальчиковых игр, можно заметить, что «Волшебные перчатки» постепенно становятся необходимым атрибутом самостоятельной, творческой деятельности детей. Они используют перчатки для инсценировок знакомых произведений. Это дало толчок дальнейшему совместному творчеству.
И, правда, почему бы героям «Пальчиковых игр» не стать героями сказок, потешек, героями театра. Так появился театр «Волшебных перчаток».
Театр! Ведь как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним! «Волшебные перчатки» могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят и обучают; обогащают и активизируют словарь, провоцируют детей на ведение диалогов, совершенствуют монологическую речь, стимулируют желание искать интонационные средства выразительности для создания игрового образа.
Развивают творческие способности, эмоциональную сферу дошкольников, корректируют поведение, помогаю обрести уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить и фантазировать, лучше управлять движениями собственных пальцев.
Ребёнок с удовольствием надевает на руку перчатку и оживляет ее с помощью, выбранного им героя, и от его лица рассказывает о своих собственных мыслях. Таким образом, с помощью «волшебной перчатки» он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания.
Исполняя роли персонажей с разными характерами, ребёнок «примеряет на себя» разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, он может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек мог вести себя по-разному, в зависимости от ситуации проявлять терпимость, настойчивость, доброту.
Для исполнения небольших сценок, инсценировок, потешек и сказок, с помощью перчаток, нужна ширма, которую можно изготовить с помощью подручных материалов. Например: из коробки, обшив её тканью или обклеив цветной бумагой.
Репертуар может быть разнообразным от потешек до сказок. (Приложение №2). Главное что бы дети исполняли сценки с интересом и желанием.
Театр «Волшебных перчаток» делает жизнь детей интересной и содержательной. Наполняет ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Список литературы
1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / Акулова, О. // Дошкольное воспитание. 2005.- №4.- С. 24
2. Брехунова, Г. Н. Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада. [Текст] /Брехунова, Г. Н. // Логопед 2007.- №4.- С. 46
3. Варежкин театр или игротерапия в бумажном кульке [Текст] // Газета Дошкольное образование 2009. - №16(256). – С. 2
4. Варежкин театр или игротерапия в бумажном кульке [Текст] // Газета Дошкольное образование 2009. - №17(257). – С. 3
5. Выгодская, И. Г. Устронение заикания у дошкольников в игровых ситуациях [Текст] / Выгодская, И. Г., Пелленгер Е. Л., Успенская Л. П. – М. : Просвещение, 1993. – 223с.
6. Гризис, Т. Развитие речи детей 4 – 7 лет. [Текст] / Гризис, Т., Тимощук Л. // Ребёнок в детском саду. 2003. - №1. – С. 28
7. Доронова,Т. Театрализованная деятельность детей. [Текст] / Доронова,Т. // Ребёнок в детском саду. 2003. - №1. - С. 28
8. Караманенко, Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст] : пособие для воспитателей и музыкальных рукрварителей детских садов – М. : Просвещение, 1982. – 191 с.
9. Куденко, М. Кукольный театр смешариков [Текст] / Куденко, М. // Газета Дошкольное образование 2008. - №23(239). – С. 22
10. Куденко, М. Кукольный театр смешариков [Текст] / Куденко, М. // Газета Дошкольное образование 2008. - №13(256). – С. 5
11. Любина, Г. Рука развивает мозг. [Текст] / Любина, Г., Желонкин О. // Ребёнок в детском саду. 2003. - №4. – С. 32
12. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст] / Любина, Г., Желонкин О. // Ребёнок в детском саду. 2003. - №1. – С. 30
13. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст] / Любина, Г., Желонкин О. // Ребёнок в детском саду. 2003. - №3. – С. 21
14. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст] / Любина, Г., Желонкин О. // Ребёнок в детском саду. 2004. - №1. – С. 30
15. Гаврина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться писать. И красиво рисовать [Текст] Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] // Гаврина С. В., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: «Академия развития», 2000. – 192 с.
16. Соловьёва Е. Кукольный театр [Текст]. / Соловьёва Е. // Ребёнок в детском саду. 2002. _ №2. – С. 66
17. Шевченко Л. Игра в Театр [Текст] / Шевченко Л. // Ребёнок в детском саду. 2002. - №4. – С. 75
18. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет [Текст] / А. В. Щеткин. – М. : Мозаика - Синтез, 2007. – 128 с.
19. Аромштам, М. Мы идём в театр [Текст] /М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2008. – № 15. – С. ?.
20. Бразюль, Г. В. Здравствуй, театр! [Текст] /Г. Б. Бразюль // ПедСовет. –2001. – № 1. – С. 12.
21. Зайцева, К. Я песню слышала во сне [Текст] / К. Зайцева. – Кемерово: Изд-во Ковчежек, 1996. – 88с
22. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / Под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 192 с.
23. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М. : ТЦ Сфера, 2003.– 128 с.
24. Петрова, Т. И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 128с.
25. Сафонова, Н. Е. В театр – с Эдуардом Успенским [Текст] / Н. Е. Сафонова // ПедСовет. – 2002. – № 5. – С. 13.
26. Театральная палитра [Текст] : Программа художественно-эстетического воспитания / Под ред. О. В. Гончаровой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
27. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] : Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. – М. :ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
28. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет [Текст] / А. В. Щеткин. – М. : Мозаика - Синтез, 2007. – 128 с.