Елена Бояринцева
Музыкально-дидактические игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры в ДОУ
«Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания».
Э. Жак-Далькроз.
Игра – это самый увлекательный вид деятельности в детском саду. В процессе игры у ребёнка формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности.
Публикация «Музыкально-дидактические игры в детском саду» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В «Программе музыкального воспитания» отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.
Цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О. П. Радыновой, Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников» – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, помочь ребёнку услышать, различить, сравнить свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально – дидактических игр помогают планомерному развитию музыкального слуха, вырабатывают умение различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально – дидактические игры и упражнения с применением настольного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Виды музыкально – дидактических игр и методика их проведения.
В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий музыкально – дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игра типа подвижных, где элемент соревнования в ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок награждается очком, фишкой или флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки и реагируют движениями. Звучат громкие звуки – двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – дети второго круга, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.
Музыкально – дидактическая игра требует слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием.
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог создаёт три подгруппы. Первая подгруппа реагирует на звучание барабана соответствующими движениями, вторая – при звучании погремушки помахивают кистями рук, третья – при звучании дудочки имитируют игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению. В конце игры отмечаются победители.
Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных) аналогична, но в них отмечается больше соревнований в ловкости и первенстве в построении.
Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.
Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуко – высотные соотношения. Поэтому, музыкально – дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков («Три медведя», «Какой колокольчик звучит?»). В старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки, на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная – с изображением спящих детей. В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки и фонограммы.
Музыкально – дидактическим материалом для игр являются песни, инструментальные произведения, набор музыкальных инструментов.
Примеры разработок музыкально – дидактических игр трёх видов.
Игра «Весёлые матрёшки».
Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте.
Игровые пособия: Матрёшки трёх величин: высокие – в зелёных сарафанах и платочках, средней величины – в синих, низенькие – в красных. Количество – по числу играющих. Цветы синего, красного, зелёного цвета (три)
Ход игры: 1 вариант. Дети сидят в трёх подгруппах, в руках у них матрёшки. У первой подгруппы – высокие, у второй – средней величины, у третьей – низкие. Педагог предлагает детям, чтобы матрёшки поплясали. Но для этого нужно внимательно слушать в каком регистре звучит музыка. Если в низком – пляшут низкие матрёшки, если в высоком – пляшут высокие матрёшки, если в среднем – пляшут средние матрёшки. По окончании отмечается команда победитель.
2 вариант. В разных местах музыкального зала стоят три цветка. Дети с матрёшками в руках группируются в три команды по цвету матрёшек. Педагог предлагает детям реагировать на звучание музыки пляской, перемещаясь внутри группы. Дети с высокими матрёшками танцуют на высокие звуки, со средними матрёшками – на средние звуки, с низкими матрёшками – на низкие звуки. При смене регистров пляшет только одна подгруппа, остальные останавливаются на том месте, где их застала смена звучания. По окончании музыки каждая группа детей должна собраться вокруг своего цветка.
3 вариант. Дети с матрёшками в руках стоят вокруг трёх цветков. Реагируют на смену музыки аналогично предыдущим вариантам (по высоте звуков) идут по кругу.
Игра «Узнай, какой инструмент звучит?»
Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия: Карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего.
Музыкально – дидактический материал: Треугольник, бубен, металлофон.
Ход игры: 1 вариант. Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек. Инструменты загорожены ширмой. Дети поднимают карточку с изображением того инструмента, который звучит.
2 вариант. Дети строятся в три колонны. Под звуки треугольника танцуют дети первой колонны. Под звуки бубна – второй колонны, под звуки металлофона – третьей колонны.
3 вариант. Дети располагаются в трёх кругах. Дети первого круга двигаются лёгким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов. Дети второго круга маршируют под звучание бубна. Дети третьего круга выполняют поскоки под звучание металлофона.
Игра «Колокольчики».
Программное содержание: Учить детей различать силу звучания.
Игровые пособия: Наборы плоскостных колокольчиков большого, среднего и маленького размера по количеству детей. Колокольчики на подставках.
Музыкально – дидактический материал: бубен.
Ход игры: 1 вариант. Дети сидят тремя рядами. Первому ряду раздают маленькие колокольчики, второму – средние, третьему – большие. На громкое звучание поднять верх большие колокольчики, на умеренно – громкое – средней величины колокольчики, на тихое звучание – маленькие колокольчики. Педагог играет, меняя последовательность звучания различной силы. Отмечается ряд победитель.
2 вариант. Дети делятся на три команды. Каждая команда встаёт в круг около своего атрибута – большого, среднего и маленького колокольчика. Когда звучат громкие звуки, дети стоящие вокруг большого колокольчика топают на месте, когда звучат умеренно – громкие звуки, дети стоящие вокруг среднего колокольчика маршируют по кругу. При исполнении тихих звуков, дети стоящие вокруг маленького колокольчика выполняют лёгкий бег по кругу.
3 вариант. Дети стоят в трёх кругах около своих атрибутов, взявшись за руки. На громкие звуки топающим шагом двигаются дети одного круга, на звуки средней громкости – дети другого круга и на тихие звуки – легко идут на носках дети третьего круга.
Игра «Три медведя».
Программное содержание: Учить детей различать высоту звуков.
Игровые пособия: Плоскостные изображения медведей большого, среднего и маленького размеров, по три на каждого ребёнка, плоскостной дом.
Музыкально – дидактический материал: «Мишка» муз А. Раухвергера.
Игру можно проводить с помощью колокольчиков разного размера.
Ход игры: 1 вариант. Детям раздаются изображения медведей. Когда произведение звучит в высоком регистре – выходят гулять медвежата, когда в среднем – медведи побольше, а когда в низком – большие.
2 вариант. Дети делятся на команды и изображают под соответствующую музыку медведей. В конце Михал Иванычи ловят остальных медведей.
3 вариант проводится по типу игры «Чей кружок быстрей соберётся»
Игра «Море и ручеёк».
Программное содержание: Учить детей различать темп музыки.
Игровые пособия: Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.
Музыкально – дидактический материал: «Бег» муз. Е. Тиличеевой, «Французская народная мелодия» обр. Александрова, фортепиано, фонограмма.
Ход игры: 1 вариант. Дети расположены двумя полукругами. В руках детей одного полукруга картинки с изображением ручейка, у других – с изображением морских волн. Когда прозвучит произведение быстрого темпа, дети должны поднять картинки с изображением ручейка, когда медленного – с изображением моря.
2 вариант. Дети делятся на две команды: «ручеёк» и «море». При звучании произведения медленного темпа команда «море» двигается выполняя плавные движения вперёд – назад. При звучании произведения быстрого темпа команда «ручеёк» движется лёгким бегом по кругу. По окончании игры команда «море» догоняет команду «ручеёк».
3 вариант. Дети стоят в двух кругах. При медленном звучании произведения дети команды «море» медленно поднимают и опускают сцепленные руки. При быстром звучании произведения дети выполняют по кругу лёгкие движения бокового галопа.
Игра Угадай – ка».
Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие, белого и чёрного цветов по количеству детей.
Музыкально – дидактический материал: бубен или барабан.
Ход игры: 1 вариант. Дети делятся на две команды. В руках одной команды круги белого цвета, у другой – чёрного. Предлагается при исполнении долгих звуков поднять большие круги белого цвета, при исполнении коротких звуков – маленькие круги чёрного цвета. Педагог многократно без остановок меняет длительность звучания и следить за правильностью исполнения задания детьми.
2 вариант. Дети выстраиваются в две шеренги. При звучании долгих звуков дети первой команды передвигаются в разных направлениях, при звучании коротких звуков – передвигаются дети второй команды. Дети первой команды в это время останавливаются на тех местах, где произошла смена длительности звука.
3 вариант. Дети стоят в двух кругах. При звучании длинных звуков дети первого круга передвигаются медленными шагами. При звучании коротких звуков дети второго круга выполняют лёгкие поскоки. Исполнение звуков идёт в разной последовательности.