Снежана Евгеньевна Цыганова
Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна
▼ Скачать + Заказать документы
«Первая стадия работы над пьесой состоит в том, чтобы заставить себя делать определенные вещи; последняя в том, чтобы не мешать вещам делаться самим по себе» - Л. Маккинон.
Важнейшей задачей в работе над пьесой с учащимися является воспитание умения концентрировать внимание на главном. Необходимо научиться также предвосхищать всю линию развития музыкального материала, одновременно дослушивая и контролируя то, что звучит в настоящий момент. Освоение различных элементов музыкальной фактуры должно проводиться целенаправленно, в соответствии с тем или иным образом произведения. Сознательная работа над сочинением способствует его быстрому запоминанию наизусть. В процессе разучивания музыкального текста движения на клавиатурах становятся более управляемыми и автоматизированными, что дает возможность направить основное внимание на решение художественных задач.
Публикация «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна» размещена в разделах
Опыт педагогической деятельности показывает, что на протяжении всего периода обучения работа с учащимися над элементами музыкальной формы меняет свой характер. По мере развития музыкального слуха и творческого воображения она становится более утонченной и относится к каждой интонации, каждому «событию» в драматургии произведения. Постепенно появляется умение выстраивать фразировку и форму в целом; при этом подчеркивание элементов музыкальной структуры не должно нарушать общей логики построения больших музыкальных разделов. Для этого нужно развивать внимание ученика, постоянно сопоставляя то, что уже было сыграно, с тем, что будет звучать. Такие действия помогут выстроить логичную линию темпового и динамического развертывания музыкального произведения. С первых шагов в музыке педагог должен направлять внимание ученика, как на логику, так и на эмоциональное ощущение развитие музыкального материала. Учащиеся должны свободно оперировать такими понятиями, как интонирование в музыке, кульминация и точка «золотого сечения» в исполняемом произведении, вершина во фразе, предложении, периоде, а также уметь сопоставлять и суммировать музыкальные построения.
Исходя из выше сказанного, работу над пьесой можно поделить на четыре этапа :
1. Ознакомление и разбор произведения.
2. Техническое освоение произведения.
3. Художественная доработка произведения.
4. Подготовка пьесы к публичному исполнению.
Первый этап - ознакомление и разбор произведения.
Интересно следующее высказывание, относящееся к стадии разбора текста у Константина Николаевича Игумнова: “В разбор текста надо вложить все свое внимание, весь опыт своей жизни”.Разбор музыкального произведения начинается со знакомства с эпохой, стилем, творчеством композитора, характером, формой музыкального произведения, средствами музыкальной выразительности. Важно понять музыкальную речь и то, по каким законам и правилам сделана музыка, в чем ее похожесть и непохожесть на другие произведения. Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного прослушивания, которое облегчает разбор текста. Есть два способа ознакомления с новым сочинением:
первый – с помощью педагога, который своим исполнением знакомит ученика с произведением, вдохновляя и стимулируя его к предстоящей работе;
второй – прослушивание изучаемого сочинения в аудиозаписи, в исполнении лучших исполнителей. Очень важно прослушивание произведения с нотным текстом перед глазами.
Далее, ученик сам должен прочитать произведение с листа доступным ему способом. Не смотря на пользу прослушивания исполнения готового звучания, они ни в коей мере не могут заменить самостоятельного проигрывания, а могут лишь дополнить полученные от него представления.
Второй этап - техническое освоение произведения.
Теперь «поумневшая» голова учит руки. На основе сформировавшихся зрительно-слухо-двигательных связей приступаем к освоению клавиатур инструмента. В ходе занятий следуем принципу «повторение без повторения» Когда каждое проигрывание решает конкретную звуковую или двигательную задачу. На этом этапе важно соотнести реальное звучание с мысленным видением нотного текста, сделать игру музыкально осмысленной и конструктивной. Содержание работы по техническому освоению произведения связывают обычно со структурным освоением пьесы – игрой небольших эпизодов с постепенным их укреплением, продумыванием аппликатуры, с проставлением смены меха и игрой в сдержанных темпах, желательно начинать освоение пьесы со сложных мест.
Попробуем разобраться – на какие моменты следует обратить внимание ученика для более точного технического освоения произведения :
I. Формирование отчетливых, ярких слухо-двигательных представлений. Следующие слухо-двигательные представления являются, на наш взгляд, наиболее значительными в процессе работы по техническому освоению пьесы:
1. Слуховые представления текста произведения :
а) Горизонтальные, вертикальные линии – мелодия, гармония.
б) Метроритм
в) Форма произведения.
2. Слуховые представления художественно-содержательной стороны музыки :
а) Тембро - динамические
б) Артикуляция, акценты.
в) Интонирование.
г) Темп, характер, агогика.
3. Двигательные представления, которые подчинены слуховым и связаны с ними:
а) Представления звуковых линий с одновременным представлением аппликатуры.
б) Представления о положении рук в клавиатурном пространстве в связи с фактурой произведения.
в) Характер туше.
г) Психофизиологические представления уровней напряжений и расслаблений игрового аппарата.
Существует немало способов для активизации процесса формирования слухо-двигательных представлений и их реализации в игровых движениях исполнителя. Один из способов – игра на «немой клавиатуре», без инструмента. Идеомоторная тренировка позволяет экономить силы и время музыканта, снимает проблему технической и звуковой фальши,
аппликатуры, активизирует мыслительную деятельность, побуждая играть «с головой». Известный педагог - пианист В. Сафонов по этому поводу пишет: «Мы советуем изучать наиболее сложные места сначала глазом и только тогда, когда пассаж будет точно запечатлен в памяти… приступить к игре его на память, на клавиатуре. Другой пианист А. Николаев утверждал, что раньше, чем произведение будет готово в пальцах, оно должно быть готово в голове.
Немалые усилия, которые надлежит сделать и педагогу, и ученику при формировании слухо-двигательных представлений, компенсируются как качеством игры, так и быстрым, прочным освоением текста произведений, стабильным исполнением.
II. К техническому освоению произведения относится умение ученика анализировать пьесу. Ф. Бузони по этому поводу говорил: «Добиться разрешения трудности пьесы можно не многократной ее атакой, а исследованием» Сфера действия анализа распространяется практически на все направления работы ученика по техническому освоению пьесы. Анализируются форма, структура, особенности фактуры, техническая группировка, аппликатура, артикуляция, туше, особенности напряжения и расслабления и многое другое.
III. Еще один прием технической работы – повторение. В результате повторения вырабатывается сложность и уверенность действий. Существует несколько видов повторений:
а) Осмысленные, т. е. направленные на решение определенной задачи.
б) С паузой между повторениями – необходимо осознать существующие проблемы и определить характер действий на следующее проигрывание.
в) Каждое следующе проигрывание – шаг вперед.
г) Использование разнообразных исполнительских средств в повторениях, их вариативность.
д) Необходимость активной работы слуха при каждом повторении.
е) Контроль двигательных, игровых ощущений.
ж) Безошибочность в повторениях. Если одна и та же ошибка повторяется несколько раз, то она запоминается, и исправить ее бывает сложнее, чем выучить чего - либо заново.
Еще раз подчеркиваем необходимость осмысленных повторений, протекающих под управлением и контролем сознания. Следует запомнить, что плодотворность упражнений зависит не столько от числа проделанных повторений, сколько от внимательности, осмысленности работы.
VI. Работа над трудными местами. Нередко бывает, что пьеса почти освоена и лишь несколько мест не позволяют завершить работу.
Рациональный подход может помочь в успешном освоении трудных мест, который может быть зафиксирован в следующих положениях:
а) Целесообразно начинать техническое освоение пьесы с трудных мест.
б) Предварительно проанализировать характер трудности, планировать пути ее преодоления.
в) Создание и игра упражнений на основе элементов встретившейся трудности.
г) Поиск индивидуальных путей решения проблемы.
д) Учить трудные места как в изолированном виде, так и в контексте крупных разделов.
е) Во всех трудных местах при исполнении должен оставаться запас прочности.
Третий этап - художественная доработка произведения.
Основная задача третьего этапа – объединить произведение в единое целое, перевести все средства выражения в органичное единство с художественным содержанием музыки, ее индивидуальным прочтением исполнителем. Для того чтобы все это объединить в единое целое, надо чувствовать движение времени в музыке, видеть всю пьесу, как бы насквозь. Только такой подход позволит точно выстроить всю драматургию произведения, иерархию кульминаций, соотнести между собой различные эмоциональные состояния, настроения, выявить стилевые особенности музыки. Сложившиеся задачи этого периода нельзя решить успешно без наличия определенного уровня культуры, эрудиции. В сочетании с развитой техникой, музыкальной интуицией эти качества формируют художественное слышание музыки, которое и управляет всеми духовными процессами третьего этапа работы.
Обратимся к некоторым общим положениям, которые актуальны при художественной доработке произведения :
а) Проигрывание пьесы целиком и в темпе позволяет исполнителю объединить все освоенные им эпизоды, разделы, отдельные построения в целостную концепцию всего произведения. Подобное проигрывание как бы возвращает исполнителя на первый этап работы, но уже на значительно более совершенном уровне – ведь пьеса освоена технически и художественно вплоть до крупных построений. Однако собрать ее в единое целое - задача высшей сложности.
б) Переживание музыки, как временного искусства определяет значительность таких вопросов, как характер ее движения, особенности развития. Движение в музыке выражается такими компонентами, как темп, метр, ритм, агогика. Эти составляющие движения непосредственно связаны с музыкальным временем и в исполнительском процессе всегда находятся в единстве со всеми элементами выразительности.
в) Прослушивание музыки автора, произведение которого изучает ученик, поможет ему глубже понять особенности языка композитора, стилевые закономерности. Такое прослушивание в процессе художественной доработки произведения помогает скорректировать слуховые представления, иначе услышать то, что возможно уже превратилось в некий звуковой штамп.
г) Свежесть восприятия музыки необходима для продуктивной, творческой работы, поддержания постоянного интереса к сочинению. Сохранить свежесть восприятия помогает активный поиск исполнителем новых возможностей в раскрытии музыки, все более и более глубокое проникновение в ее содержание. Многие известные музыканты утверждают, что для того, чтобы действительно полноценно выучить сочинение, нужно к нему несколько раз возвращаться, продолжая работу после больших перерывов. Такие перерывы позволяют музыке, как бы отлежаться, дозреть в подсознании исполнителя, по-новому услышать ее звучание. Для учеников это полезно еще и потому, что мастерство их постоянно совершенствуется, творческий и технический рост дает им возможность более полноценно реализовать себя в уже выученных ранее пьесах.
д) Проигрывание пьесы целиком и в темпе должно чередоваться с игрой отдельных фрагментов в медленном темпе, что позволяет избежать «заигрывания». «Заигрывание» пьесы характерно неточностями, неровностями, некачественным звучанием, а нередко и срывами, остановками, другими дефектами появляющимися «вдруг» (так кажется ученику) в игре уже получившейся в целом пьесы. Поэтому навык, даже качественно сформированный, нуждается время от времени в реставрации. Такого рода профилактику следует делать, когда пьеса играется свободно, уверенно и качественно, не дожидаясь, пока начнется «забалтывание» текста.
Четвертый этап – сценическое исполнение.
«…Работа над произведением, завершается не дома, а на эстраде, в самом процессе первых публичных исполнений, и сборку нельзя считать вполне законченной, пока пьеса не прошла через настоящий концертный «обжиг», -говорил Г. Коган. Первым условием успешного выступления является хорошо выученный текст. Однако это не гарантия успеха. Во время публичного выступления появляются две новые проблемы: рассеивание внимания и преобладание возбуждение над торможением. Сцена позволяет выявить все недоделки, неточности. Именно поэтому желательно «обыграть» пьесу на менее ответственных концертах. Не следует слишком долго разыгрываться перед выступлением – это может вызвать утомление и рассеять внимание. Перед игрой важно ощутить состояние пассивной свободы, расслабиться, наладить дыхание, услышать внутренним слухом первые такты произведения. Также велика роль мышечно – суставных ощущений. В зависимости от фактуры произведения надо уметь пользоваться различными группами мышц, сбрасывать излишнюю напряженность, освобождать руки, дыхание. Для этого пригодятся паузы, цезуры, скачки, переключения регистров, остановки. Выступление на сцене всегда связано с некоторыми корректировками. Помимо различия душевного состояния исполнителя, влияние на игру имеет обстановка в зале, акустика. Все это требует мгновенного приспособления к изменившимся условиям. Постоянный слуховой контроль и концентрация внимания на характере музыки, ее темпе, динамике и метроритме помогут достичь желаемого результата.
Список литературы:
1. В. Мотов А. Гаврилов В помощь баянисту
2. В. Бесфамильнов А. Семешко Воспитание баяниста 3. Ч. Алексеев Методика преподавания игры на баяне
4. В. Семенов Современная школа игры на баяне.
5. И. Пуриц Методические статьи по обучению игре на баяне.
6. А. Жмаев Учебно-методическое пособие «Методика обучения игре на баяне, аккордеоне»
7. В. Крюкова Музыкальная педагогика.