Приложение МААМ

Методический семинар по теме «Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольников».

Галина Гугуева
Методический семинар по теме «Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы

Районный Открытый семинар.

Методический семинар по теме :

«Развивающие игры в системе

музыкального образования дошкольников»

(слайд 1) Баба-Яга (на экране). Ну что все собрались?

Публикация «Методический семинар по теме „Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольников“,» размещена в разделах

Звучит фонограмма «Театральный звонок».

На экране появляется спящий Волшебник.

Баба-Яга. Вот тебе здрасьте! А ваш главный-то спит-храпит. Эй, Волшебник, проснись! Ну, ничего, сейчас мы его разбудим. Где тут мой будильник?

(Звенит будильник).

Волшебник просыпается на экране.

Затем входит в зал Гугуева Г. Н.

Волшебник. Ой, кажется, я заснул?. (Откашливается, прихорашивается.)

Здравствуйте, уважаемые гости!

Я сегодня вас всех здесь собрал, чтобы отправиться

с Вами в замечательную страну Игралию.

Волшебник. Внимание, внимание, извещаем всех заранее!

Пора отправляться в Игралию,

Баба-Яга.

А как мы в эту страну попадем,

Как же дорогу туда мы найдем?

Волшебник.

Чтобы в Игралии очутиться,

Надо в плавание пуститься!

Театр рук «Кораблик» (В. Цвынтарный)

Волшебник. Плывет по морю пароход, (ладошки сложены лодочкой)

А из трубы-то дым идет (поднимаются большие пальчики, затем

выполняются вращательные движения

указательными пальцами снизу вверх).

Волшебник. Мы корабль построим сами.

И вместе поплывем с друзьями!

Уважаемые коллеги, уважаемое жюри, здравствуйте! Все мы педагоги немного волшебники.

(Слайд 2) Нередко мы взрослые замечаем, что, взрослея, наши сообразительные дети становится более заурядным. Конечно, они становится все умнее, получают все больше знаний, но теряют живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача педагогов — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

И сейчас я хотела бы поговорить о том, как «не растерять» и развить творческие способности детей с помощью музыки и игры…

Моя главная задача – создать на музыкальных занятиях условия эмоционального комфорта, заинтересовать детей, создать интересную игровую ситуацию. Тогда можно развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности вообще и, особенно, к музыкально-ритмическому движению, пению и музыкальной игре-драматизации, с помощью чего удается развить эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. Музыкальную игру можно определить как духовно-практическое действие, направленное на удовлетворение потребностей ребёнка в познании окружающего мира и собственного «Я». Ведь именно музыка является важнейшим компонентом музыкальной игры.

(Слайд 3) Я начинаю свои занятия с игровых упражнений, чтобы собрать внимание детей и подготовить их к музыкальной деятельности.

Часто на занятиях замечала, что внутреннее напряжение детей выражается в зажатости рук и ног. Если внутреннее состояние передается через движения, то и определенные движения могут влиять на формирование эмоционального состояния ребёнка. Эти наблюдения научно обоснованны. По словам психолога Столяренко Л. Д. «… мышечное расслабление не совместимо с ощущением беспокойства… Эмоциями можно управлять путём регулирования внешнего их проявления». Именно поэтому концентрирую внимание каждого ребё нка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног, на выпрямление спины: «Музыка любит красоту – так давайте станем красивыми!». (Слайд 4)Дети наклоняются и максимально расслабляются («Руки, как тряпочки, болтаются, голова повисла, спинка и коленки стали мягкими…»)

Затем выполняем различные танцевальные упражнения. Для придания большего интереса к ним, использую различные подговорки. Можно ввести ритмические игры, например «Сороконожка» (Слайд 5) или «Паровозик», где дети, стоя в колоне и положив руки на плечи друг другу, изображают сороконожку. Они учатся четко проговаривать текст и в ритме стихотворения выполнять движения. А в такой музыкально – ритмической игре как «Мы по садику гуляем», дети поют и повторяют за педагогом показанный ритмический рисунок, гуляя по залу.

В дальнейшем ходе занятия использую пальчиковые игры, где дети со мной не только показывают руками то, о чём идет речь в стихотворении, но и пропевают слова в разных звуковых регистрах и в различной речевой манере. Здесь происходит соединение пальцевой пластики с пластикой выразительного речевого интонирования.

А еще в речевых играх детям нравится передавать ритм с помощью хлопков, палочек, бумаги и т. д.

Игры со словом собирают внимание, помогают снять зажатость и усталость, развивают координацию голоса и движения, выразительную интонацию, а значит, и эмоциональную сферу, готовят артикуляционный аппарат к вокальной работе.

Наиболее доступными для дошкольников выступают музыкально-дидактические игры, которые имеют многофункциональный характер. Их можно рассматривать как игровой метод обучения. Он направлен на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке. Игра «Музыкальная шкатулка» – помогает детям закрепить знания о музыкальных инструментах, узнавать их звучание, в игре «Что в домике делают?» – различать жанры музыкальных произведений, «Птица и птенчики» – определять высоту звука, «Угадай песенку»развивает музыкальную память. (Слайд 8 видео)

Существуют музыкально-дидактические игры, построенные по типу хороводных, которые имеют сюжетную канву. Если младшие дошкольники обычно осуществляют простейшую имитацию движений, то в старшем возрасте от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к роли, более высокое качество её исполнения. В процессе развития танцевальной деятельности, дети учатся общаться друг с другом, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственным переживаниям. Одновременно в мальчиках воспитываются мужские качества: мужественность, смелость, надёжность, уверенность. Формируется уважительное, галантное отношение к женщинам вообще и к девочкам в частности. В девочках культивируется женское начало: нежность, грациозность, женственность, красота. Народные песни с хороводами представляют собой естественное сочетание игры с песней и являются богатым материалом для музыкальных инсценировок.

(Слайд 9) Большой интерес у детей вызывают театрализованные игры. В таких играх дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения. Знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат – это то, как изобразили, как разыграли произведение.

Использую игры-имитации : "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Предлагаю детям разыгрывать сценки. Например: «Саша заблудился в лесу, отстал от товарищей. Он зовет их»; «Костя нашел в лесу нору и зовет товарищей посмотреть находку». Мальчики зовут товарищей по-разному – Саше страшно, он боится, что его не услышат; у Кости радость, удивление от находки. Или такие задания: поискать воображаемого котенка, называя его по имени (кто-то – ласково, а кто-то – очень сердито); изобразить прогулку трех медведей из одноименной сказки Л. Толстого, но так, чтобы они вели себя и действовали по-разному; перейти через воображаемый ручей по воображаемым камешкам и др.

Подвижные народные игры – как историческое общественное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Считали, что это лучшее лекарство от всех недугов. Один из величайших медиков древности – римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.

(Слайд 10, 11)Даже самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту движений, меткость, сообразительность, вырабатывают волю, характер, творческую инициативу, находчивость. Они способствуют умению быстро ориентироваться в окружающей действительности. Игры вынуждают детей мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра. А главное, способствуют умственному развитию ребёнка. Подвижные игры воспитывают самообладание, умение сдерживать свои эгоистические порывы. Ведь у современных детей этот феномен наблюдается регулярно. Некоторые дети, «спотыкаясь» о небольшие препятствия, отказываются от достижения поставленной цели. А коллективные игры развивают организационные навыки и настойчивость в достижении цели. Так же в таких играх вырабатывается ответственность перед товарищами за свои действия. Благодаря этому, всё реже можно услышать: «Это не я!», «Это всё они!», «А почему я!» и в таком же духе.

(Слайд 12)Результатом моей работы стали наши достижения. Дети с большим удовольствием участвуют в различных конкурсах, являются постоянными участниками концертов в нашем поселении, районе. Дети смело выступают на сцене. Так наша танцевальная группа «Калинка» стала дипломантом I и II степени в районном Фестивале художественной самодеятельности «Мир начинается с детства» в номинациях «хореография» и «вокал».

Таким образом, использование в воспитании дошкольника широкого спектра музыкальных игр, вносит свою лепту в воспитание необходимых качеств для становления развивающейся личности ребёнка.

(Слайд 13)Волшебник. Закончилось наше веселое путешествие!

К счастью, без происшествий!

Публикации по теме:

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

План методической недели .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический семинар по теме «Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольников».
Опубликовано: 20 марта 2014 в 16:29
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический семинар по теме «Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольников».» (включая файлы) размещена пользователем Галина Гугуева (УИ 121712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД