МААМ-картинки

Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми

Елена Давыдова
Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми

Методическое пособие

«Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми».

Занятие № 1 Дыхательная гимнастика

Выполняется стоя, руки свободно опущены.

1. Плечи поднять— вдох, опустить— выдох.

2. Свести лопатки — вдох, развести — выдох.

3. Плечи вперед — вдох, назад выдох.

4. Правое плечо поднять — вдох, опустить — выдох. То же с левым плечом. 5. Наклон вправо — вдох, выпрямиться — выдох. То же влево.

6. Скручивание вправо — вдох, исходное положение выдох. То же влево (ноги не отрываются от пола, таз неподвижен).

7. Круговые движения плечами вперед, затем назад — дыхание свободное.

Публикация «Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми» размещена в разделах

8. Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю — вдох, выдох. Затем закрыть ноздрю средним пальцем, безымянным. (остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони).

То же с левой ноздрей и левой рукой.

9. Вдох — руки вверх, подняться на носки.

Выдох — теплый воздух выдыхается с длительным звуком ХХХХ или Ш Ш Ш Ш, руки при этом свободно опускаются вниз («задуть свечу»).

10. Вдох — руки вверх, выдох с силой.

Теплый воздух выдыхается тремя порциями X — X — X или Ш— III— Ш («задуть три свечи»).

11. Вдох— руки вверх.

Выдох длительный, холодная воздушная струя по подбородку вниз со звуком С С С С — руки при этом медленно опускаются вниз.

12. Аналогично холодный воздух выдыхается тремя порциями со звуком

С — С — С.

Занятие № 2

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(все упражнения выполняются на столе)

1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.

2. Упражнение с поролоновым мячиком 1 (диаметр 3 — 4 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5—10 секунд.

3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.

4. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Выполняется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам.

5. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 2. Выполняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.

6. Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям (прямым — вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным — разомкнутым и замкнутым) на листе бумаги формата А4.

7. Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети само- стоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и выкладывают их по нарисованным линиям.

8. Упражнение «Строители». В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от бутылок с «Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т. д. Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами (боль- шим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Возможны, даже желательны, соревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т. д.

Занятие № 3

СТАТИЧЕСКИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ без предмета

1. Упражнение «Упрямая улыбка». Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Трубочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10—15 раз.

2. Упражнение «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10—15 раз.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

Упражнение 1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10— 15 раз.

Упражнение 2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

Упражнение 3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10—15 раз.

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

(бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25 — 30 см, ширина — 4 — 5 см)

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

Упражнение 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т. д. Выполняется 10 раз.

Упражнение 4. В отличие от упражнения 1 бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10—15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10—15 раз.

Упражнение 5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

Занятие № 4

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык— «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку!

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам, сложенным трубочкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Занятие № 5

Общеразвивающие комплексные разминки

Комплекс 1

1. Дыхательное упражнение «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.

Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

2.«Улыбка» — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3.«Трубочка» — одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.

4.«Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед- назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

5.«Щелканье» («Цоканье») языком — прямые руки подняты верх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6.«Коготки», 7. «Ножницы»выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по команде положения рук:

«Вверх; в стороны; к груди; вниз;

правая вверх — левая вниз;

левая в сторону — правая вверх и т. п.».

8. Игра «Хлоп — топ». Услышав звук И — хлопнуть в ладоши, звук Ы — топнуть ногой.

Комплекс 2

1. Дыхательное упражнение «Ракета» (см. компл. 1, только выдох выполняется со звуком О.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. компл. 1).

3.«Накажем непослушный язык» — пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.

4.«Качели» — движение языка вверх-вниз.

Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

5. «Болтушка» (см. компл. 1, только руки разведены в стороны.

6.«Щелканье» («Цоканье») языком (см. компл. 1)

Занятие № 6

Общеразвивающие комплексные разминки

Комплекс 3

1. Дыхательное упражнение «Ракета», выдох со звуком У.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. компл. 2).

3. Широко открыть рот — руки согнуты в локтях, пальцы разведены с силой.

Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.

4.«Качели»(см. компл. 2).

5.«Болтушка»(см. компл. 1,2).

6.«Часики» — руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.

Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

7.«Накажем непослушный язык» — покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке.

Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

8. Игра «Хлоп — топ». Услышав звук А, хлопнуть в ладоши, на звук И — топнуть правой ногой.

Комплекс 4

1. Дыхательное упражнение «Ракета».

Только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз (выполняется это упражнение после «Ракеты» с медленным плавным выдохом).

2. Упражнение «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт — руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой.

При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.

3. Упражнение «Болтушка» (см. компл. 1, 2).

4. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

«Улыбка» — руки разводятся в стороны, при этом указательные пальцы с большими образуют «колечки».

«Трубочка» — руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

5.«Накажем непослушный язык» (см. компл. 3).

6.«Качели» (см. компл. 2).

7. «Часики» — см. компл. 3.

8. Игра «Хлоп — топ» на различение звонких-глухих согласных. Услышав слог ПА, хлопнуть себя по коленкам, на слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться на носки. (То же с другими парами БО – ПО, ПЫ – БЫ).

Занятие № 7

Общеразвивающие комплексные разминки

Комплекс 5

1. Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры».

Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед).

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги.

Задержать дыхание.

Снова глубокий медленный вдох.

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

2. Упражнение «Крокодил» (см. компл. 4).

3.«Накажем непослушный язык» (см. компл. 2 и 3).

4. «Ножницы» (см. компл. 1).

5.«Коготки» (см. компл. 1).

6. Поочередное сжимание и разжимание кулаков по команде.

7.«Качели» (см. компл. 2).

8.«Часики» (см. компл. 3).

9. Игра «Топ — топ». Правой ногой топнуть, когда взрослый произносит слог со звуком П, левой — со звуком Б (ПАБА, БО — ПО.).

Комплекс 6

1. Дыхательное упражнение «Ракета».

Во время паузы на вдохе поджать одну ногу, опустить, затем поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге, а затем сделать глубокий выдох.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).

3.«Болтушка» (см. компл. 1,2).

4.«Ножницы»«Дощечка»«Кулачок».

«Ножницы» — пальцы с силой разведены,

«Дощечка» — плотно прижаты друг к другу,

«Кулачок» — пальцы с силой сжимаются в кулаки по командам взрослого, которые подаются в быстром темпе.

5. «Качели» (см. компл. 2).

6. «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2 и 3).

7. «Часики» (см. компл. 3).

8. Игра «Топ — топ». Услышав слог со звуком Т, топнуть правой ногой, со звуком Д — левой (ТО — ДО, ДУ — ТУ.).

Занятие № 8

Общеразвивающие комплексные разминки

Комплекс 7

1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик».

Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»).

Задержать дыхание.

«Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА — ХА — ХА, руки опускаются в такт выдоху рывками.

Задержать дыхание.

Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»).

Задержать дыхание.

Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА).

2. «Крокодил» (см. компл. 4).

3. «Качели» (см. компл. 2).

4.«Болтушка» (см. компл. 1,2).

5.«Часики» (см. компл. 3).

6. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).

7. «Ножницы»«Дощечка»«Кулачок» (см. компл. 6).

8. Упражнение «Маляры».

а) Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук.

б) То же самое с движениями языка в преддверии рта (рот закрыт).

в) По зубам (рот раскрыт).

9. Игра «Топ — топ» (см. компл. 5, 6).

Комплекс 8

1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик» (см. компл. 7).

2.«Качели» (см. компл 2).

3. «Болтушка» (см. компл. 1,2).

4. «Часики» (см. компл. 3).

5. «Накажем непослушный язык» (см. компл 2 и 3).

6. «Маляры» (см. компл. 7).

7. Упражнение «Змея».

Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть — правое плечо, левая кисть — левое плечо).

Рот закрыт, язык лежит свободно.

Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед.

Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык — «жало» также медленно расслабляется и возвращается на место.

8. Проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом:

звук О — пальцы обеих рук образуют «колечки» из большого и указательного пальца;

звук А — ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;

звук У — руки перед грудью, ладони плотно прижаты друг к другу;

звук И — руки медленно разводятся в стороны.

(Сначала упражнение выполняется с одним, затем с 2-мя, 3-мя, 4-мя звуками).

Публикации по теме:

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего видаОсобенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей,.

Календарный тематический план коррекционной работы с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями Месяц учебного года Неделя учебного года Лексические тема (интеграция образовательных областей) Темы занятий по совершенствованию лексико.

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом,.

Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками»Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками» Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений. Массаж ложками. Еще одним из из нетрадиционных приемов коррекции речевых нарушений является.

Консультация для родителей «Особенности коррекционной работы с детьми ОНР 4–5 лет» Консультация для родителей: «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет» Слайд 2 Слайд.

Приемы работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня. Видеоматериал, представляющий опыт работы Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень речевого.

Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста Объект исследования: [/b]развитие речи детей раннего возраста.

Занятие «Су-джок — нетрадиционные приемы использования» Мамаева Наталья Леонидовна, учитель-логопед. Автоматизация звуков 1. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая.

Выступление на городском методическом объединении коррекционного направления «Приемы работы с детьми с ОНР 1 уровня»Выступление на городском методическом объединении коррекционного направления «Приемы работы с детьми с ОНР 1 уровня» В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, то есть с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 20 мая 2018 в 10:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД