Ирина Федоренко
Методическое пособие по познавательному и речевому развитию своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Требования, по Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования раскрывают новые направления и возможности в организации всестороннего развития детей дошкольного возраста. Основная задача любого воспитателя - всестороннее развитие детей. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального умения и навыка, логического мышления и речи малыша, готовности к школе.
Публикация «Методическое пособие по познавательному и речевому развитию своими руками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:
- социально–коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое;
- физическое развитие.
Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность.
Речевое развитие – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.
Таким образом, эти два процесса тесно связанны между собой. В настоящее время перед педагогами стоит важнейшая задача: всестороннего развития детей. Задача состоит в том, чтобы создать условия для успешного всестороннего развития дошкольника.
Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. Необходимо уметь ориентироваться в многообразии интерактивных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий.
Инновационные технологии - это система методов и приемов обучения, направленных на достижения позитивных результатов за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянного решения проблем. Важно помнить, что ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предлагается
Актуальность.
В настоящее время познавательно- речевое развитие ложится на плече дошкольных учреждений. Познавательно – исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и ее явления. Он знакомится с речевым понятием предметов и явлений.
Речь великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. На появление и становление речи природа отводит – дошкольный возраст. В период дошкольного развития все внимание уделяется развитию всех компонентов устной речи. Процесс обучения речи и развития мышления составляет одно неразрывное начало дошкольника. Очевидно, чтобы связно рассказать о чем-то, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Одно из условий познавательно- речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта. Насыщая групповое пространство, важно помнить, что обогащенная развивающая среда – это единство предметных и социальных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важная задача – вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Педагогика давно ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, педагогика создает все новые и новые подходы к воспитанию. Мы в первую очередь обращаем внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высокоэффективными. Поэтому мы, стремимся повысить качество обучения и воспитания. Именно поэтому появилась идея создания многофункционального пособия – развивающего куба «Любознайка». Это пособие привлекает и заинтересовывает детей.
Цель:
развитие сенсорных способностей, речи, внимания, мелкой моторики, коммуникативных способностей.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность дошкольника.
2. Формировать умение передавать информацию через слово.
3. Обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольника.
4. Расширять знания о мире, формировать представления о его целостности.
5. Создавать условия для проявления самостоятельной познавательной активности дошкольника.
6. Развитие мелкой моторике рук.
7. Создавать условия для развития познавательных интересов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.
Адресат: дети 3 - 7 лет.
Формы работы: организованная образовательная деятельность, свободная деятельность детей. Ожидаемые результаты:
- формирование навыка количественного и порядкового счета;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие у ребенка зрительного и слухового внимания;
- развитие у него умения ориентироваться в пространстве;
- развитие мелкой моторике;
- пополнение и расширение словарного запаса у ребенка;
- формирование связной речи;
- развитие воображения.
Содержание.
Дидактические игры по познавательному развитию:
«Один – много»
«Посчитай и ответь»
«Отложи столько же»
«Составь узор»
«Один дома»
«Осторожно пожар»
«Опасные ситуации»
«День – ночь»
«Когда это бывает»
«Распорядок дня»
«Волшебные стрелочки»
«Посчитай и запомни»
Дидактические игры по речевому развитию:
«У меня зазвонил телефон»
«Расскажи о своем настроении»
«Угадай, о ком говорю»
«Кто как кричит»
«На пороге гость»
Артикуляционная гимнастика
«Учимся отвечать на вопросы»
«Расскажи, что ты делаешь»
«Умеешь сам – научи друга»
«ДА, нет – не говорить»
Методические рекомендации:
Педагог является непосредственным активным участником в работе с пособием — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие, задает образцы выполнения действий.
Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае дети будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
В процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям можно предложить участвовать в занятиях, полезно порекомендовать им дома поиграть и закреплять с ребенком тот же материал.
Надеемся, что предложенные в программе советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей.