Папки-передвижки

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 16 (1 фото)

Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 16

Перспективный план исследовательской деятельности на осень.

СЕНТЯБРЬ.

Опыты с почвой.

1. Из чего состоят песок и глина.

Взять стаканчики с песком и глиной. Аккуратно насыпать сначала песок затем глину на лист бумаги. Что легче высыпать – песок или глину? Подвести к выводу: песок – сыпучий, в отличие от глины.

С помощью увеличительного стекла рассмотреть сначала песок затем глину. Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Теперь рассмотрим комочек глины, видны ли такие же частички? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Растереть глину в порошок и рассмотреть. Подвести детей к выводу : песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“ Часть 16» размещена в разделах

2. В какую почву легче «посадить» палочку?

Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Во что легче её поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому легко входит в песок.

Аккуратно нальём воду в стаканчики с песком и водой. Следим, как водичка впитывается быстро или медленно. Каким стал песок? Куда исчезла вода? (забралась в песок, и уютно устроилась между песчинками). «Посадим» палочку во влажные песок и глину. Подвести к выводу: во влажную почву сажать легче.

3. В почве есть воздух. При сжимании воздух из земли уходит.

Напомнить о том, что в подземном царстве – почве – обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные воздухом. Проверим, есть ли в почве воздух. Опустив в баночку с водой немного почвы, и понаблюдаем. Что появилось в воде? Чем больше пузырьков в воде, тем больше воздуха было в почве.

Предложить рассмотреть комочки земли, обратить внимание на то, что внутри комочков есть пустые места – там «прячется» воздух. Сожмите комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он уменьшился или увеличился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушёл» : для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 16

4. В какой почве воздуха больше? Выяснить причины выхода червей на поверхность.

Для проведения исследований взять образцы почвы: первый – с клумбы, а другой – с тропинки. Как думаете, в какой почве воздуха больше? Давайте проверим. Одновременно опустим образцы почв в баночки с водой. В какой из них больше воздушных пузырьков? Где подземным обитателям будет легче дышать? Почему воздуха под тропинкой меньше?

Почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность? Давайте проверим. В баночку с землёй и червями нальём немного воды. Что происходит? Воздуху в земле остаётся всё меньше и меньше. Как только в земле не остаётся воздуха, черви выползают на поверхность, им нечем дышать.

ОКТЯБРЬ.

5. В почве содержатся питательные вещества.

Насыпаем в банку несколько столовых ложек почвы, взятой на клумбе, наливаем воды так, чтобы её уровень был выше уровня почвы на 1 – 1,5 см, хорошо перемешиваем палочкой и оставляем на несколько часов для того, чтобы растворимые вещества перешли из почвы в воду. За это время несколько раз перемешиваем содержимое банки. Когда вода над почвой станет светлой и прозрачной, капаем несколько капель этой жидкости на металлическую плоскость, ставим в тёплое место, и ждём, когда вода выпарится. Одновременно капаем такое же количество водопроводной воды в другую посуду, и ставим рядом с первой. Сравним интенсивность окраски пятен и их размер: в почве содержится больше питательных веществ, чем в воде.

6. Количество питательных веществ в разных почвах.

По методике, описанной в 5 опыте, сравниваем количество питательных веществ в разных почвах – удобренной перегноем, в глине, в песке; Убеждаемся, что две последние почвы бедны питательными веществами.

7. Из каких слоёв состоит почва?

Провести наблюдение около трещины в почве. Отметить, что верхний слой почвы более тёмный и пронизан корнями деревьев и травянистых растений. Отчего зависит тёмный цвет почвы? (от наличия перегноя). Нижние слои боле светлые, проверяем, много ли тут корней? Встречаются ли перегнивающие остатки растений? С помощью линейки определяем толщину плодородного слоя. Сообщить детям, что хорошие перегнойные почвы лежат слоем 50 – 150 см (показать руками это расстояние т. к. детям цифры ничего не говорят).

8. Эксперименты с камешками.

Обратить внимание детей, что в нижних слоях почвы залегают полезные ископаемые: известняк, уголь, кварц, гранит, слюда и др. Внести коллекцию камней, рассмотреть. Сравнить уголь и известняк по цвету, хрупкости.

9. Как происходит загрязнение почвы?

Взять две стеклянные банки с почвенными образцами и две ё мкости с водой: в одной – чистая вода, в другой - грязная (мыльная). Рассмотреть воду в обеих ёмкостях, сравнить. Предложить высказать гипотезы: что будет с землёй, если её полить чистой водой? А если грязной? Польём почву в одной банке чистой водой, в другой – грязной. Что изменилось? Задать детям вопросы.

• Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали?

• Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной воде?

• Что бы подумали о людях, которые загрязняют почву? О чём бы попросили их, если бы умели говорить?

• Видел ли кто – нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделать вывод: что в жизни, как и в сказках, есть «живая вода», но есть и «мёртвая». Откуда берётся «мёртвая» вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей. Земля – почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить – поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует?

НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ.

Опыты с растениями.

1. Рост растений в разных почвах.

Возьмём три стаканчика для рассады, заполним их разной почвой (чернозём, песок и глина) и посадим в них овёс. Понаблюдаем, в какой из почв ростки будут формироваться лучше. Уход за тремя стаканчиками должен быть одинаковый. Подвести детей к выводу : растения лучше развиваются на чернозёмных, рыхлых почвах, т. к. они богаты питательными веществами, хорошо пропускают воду и воздух.

2. Может ли растение обеспечить себя питанием самостоятельно?

Полить растение и поместить его в стеклянную ёмкость с крышкой. Поставить на окно. Не открывать ёмкость в течение месяца. Подвести к выводу: растение само производит себе питание (использует углекислый газ, воду, свет и продолжает расти).

3. Как растение дышит?

Растению нужен воздух, а как же оно дышит? Проведём эксперимент. Намажем верхнюю часть двух – трёх листьев слоем вазелина, а у других двух листочков намажем нижнюю часть. Понаблюдаем в течение недели. Сделать вывод: воздух попадает в растение через нижнюю сторону листа.

4. Как питается растение?

Мы поливаем растение водой, а как же вода попадает в само растение? Польём растение бальзамина водой подкрашенной соком свеклы и понаблюдаем, как вода движется по растению. Обратить внимание детей на то, как постепенно окрашиваются сначала стебель, затем листья.

5. Как растение теряет влагу?

Возьмём полиэтиленовый пакет, поместим его на лист растения, и закрепив скотчем, поставим на солнце на два – три часа. Каким стал пакет изнутри? Вывод: растение теряет часть воды через устьица листьев.

6. Влияние освещённости на скорость роста.

Спросить детей : как вы думаете, где растение растут быстрее на свету или в темноте? Чтобы найти ответ на вопрос, прорастим лук в разных условиях: один на подоконнике, а другой в шкафу. Дней через десять убеждаемся, что у второго растения перья длиннее и не имеют зелёной окраски, а у первого перья зелёные, короткие и толстые.

7. Выращивание растений из морковных верхушек.

Может ли из морковных верхушек вырасти растение? Давайте проверим. Возьмём стаканчики с песком, обильно польём водой, посадим верхушки срезами вниз, и поставим на свет. Поливаем в течении недели. Что изменилось? Итог: из верхушек растут стебли и листья, значит, в самой верхушке есть все части растения – часть корня и основание стебля.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чистый город»Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чистый город» Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чистый город» 2017 год по указу Президента РФ В. В. Путина.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Берегите лес!» Цель : формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения. Задачи: Образовательные: создать условия.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Отчего и почему?» Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа наше богатство» Конспект НОД: «Отчего.

Методическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возраста Девиз: Знай, помни, дорожи историей своего города! Узнай всё о своём крае, его природе, известных людях, люби то, что тебя окружает, ведь.

Отчет по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» Отчет по экологическому воспитанию.

Перспективный план работы в летний период по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель. Сохранять и укреплять здоровье детей во время летнего отдыха, формировать основы экологического сознания и экологической культуры.

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль»Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль» Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Светловского городского округа Детский № 1 «Пчелка» Проект.

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Природа Ямала» .

Проект по экологическому воспитанию «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста Проект по экологическому воспитанию «Времена года»Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-июнь) Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Сценарий развлечения экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Береги природу!»Сценарий развлечения экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Береги природу!» Разработала Попонина Елена Ивановна Музыкальный руководитель МБДОУ «Добрянский детский сад «20» Цель: Приучать детей любить и беречь природу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 16
Опубликовано: 26 декабря 2017 в 19:22
+150Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД