Наталья Миронова
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Отчего и почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа наше богатство»
Конспект НОД : «Отчего и почему?»
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Отчего и почему?“» размещена в разделах
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательные задачи:
1. Обеспечить понимание взаимодействия живой и неживой природы.
2. Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе (Без цвета, прозрачный, без запаха, без вкуса).
Развивающие задачи:
1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром природы и природным миром предметов.
2. Развивать умение взаимодействовать, находить выход из сложившейся ситуации, принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
3. Развивать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
4. Активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи :
1. Формировать навык экологически грамотного поведения в природных условиях.
2. Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы.
3. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, доброжелательное отношения к объектам окружающей природы.
Материал и оборудование:
Диапроектор.
Фломастеры.
Ножницы, клей.
Заготовить лисы бумаги для дорисовывания.
Горшок с землей для посадки желудя.
Коробочка с желудем.
Игра: «Найди для каждой ветки дерева соответствующий плод»
Предшествующая работа:
Сделать видеорепортаж.
Нарисовать панно ветвистое дерево с корнями.
Подобрать аудиозаписи звуков спокойной музыки, шелеста листвы.
Чтение русской народной сказки "Петушок и жерновцы".
Совершенствование отличительных особенностей деревьев, их плодов, листвы.
Беседа о пользе зеленых насаждений в г. Балаково.
Беседа с детьми о заводах, фабриках, атомной электростанции г. Балаково.
Прорастить желудь.
I. Организационный момент.
Дети встают в круг, берутся за руки. Воспитатель произносит :
- Подойди ко мне, дружок,
Вместе встанем мы в кружок.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй друг! Здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
II. Основная часть
• Проблемная ситуация.
В. : - Ребята, нам пришло видео сообщение, прошу вас посмотреть его, для удобства сесть на стульчики.
Видеорепортаж:
Внимание, внимание!
Говорит, диктор телевидения г. Балаково. В нашем городе сложилась, чрезвычайно опасная ситуация. Воздух нашего города загрязнен. Деревьям нелегко справляться с такой сложной задачей. Уважаемые граждане нашего города, мы призываем Вас, помочь в сложившейся ситуации.
-Ребята давайте сначала поразмышляем, чем мы с вами можем помочь.
Вы согласны? (Ответы детей)
В. : -Саша, как ты считаешь, отчего воздух стал таким грязным?
(Много заводов, фабрик которые в воздух выбрасывают токсические вещества).
В. : -Молодец!
В. : -Павел, а как думаешь ты, почему воздух стал грязным?
(На улице много машин выбрасывающие выхлопные газы).
В. : - Умница!
В. : - Семен, почему работают заводы, фабрики?
(Для удобства, комфорта людей на заводах, фабриках делаются различные предметы, которыми пользуются).
В. : - Хвалю!
В. : - Алиса, почему в городе так много машин?
(Люди привыкли к удобству. В городе много специализированной техники, которая чистит дороги, посыпает их песком, вывозит мусор. Без этой техники людям будет тяжело следить за порядком нашего города).
В. : - Правильно, молодец!
В. : - Лиза, а как думаешь ты, почему в городе много машин?
(В городе много магазинов, одной машине не справится. Машины привозят продукты, технику, строительные материалы, различные товары).
В. : - Молодец! Какой же мы сделаем вывод?
(Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает)
В. : -Заводы и фабрики, машины - все это важный момент для развития нашего города.
В. : - Что может произойти, если человек не будет заботиться о качестве воздуха?
(Люди, животные, насекомые будут болеть и могут погибнуть)
В. : - Что может отчистить воздух нашего города? (Ответы детей)
В. : - Какое растение поглощает загрязненный воздух и вырабатывает кислород? (Ответы детей)
В. : -Молодцы!
В. : - Настя, выскажи свое мнение, что следует делать для того чтобы воздух стал чище, прозрачнее?
(Нельзя жечь бумагу и мусор в городе. Надо собирать макулатуру и сдавать ее в отведенные места).
В. : - Умница!
В. : - Какой воздух полезен для всех живущих на земле?
(Чистый, прозрачный)
В. : - Тимофей, что могут сделать руководители заводов, фабрик для того чтобы воздух стал чище?
(На заводах должны следить за выбросами и ставить специальные фильтры для отчистки воздуха, который попадает в атмосферу).
В. : -Молодец!
В. : -Антон, как ты считаешь, что следует делать для того чтобы воздух стал чище, прозрачнее?
(Сажать деревья, беречь лес от огня).
В. : - Молодец!
В. : - Ребята, как вы считаете, сможем мы с вами посадить дерево и внести свой вклад в сложившуюся ситуацию. (Да)
В. : - Давайте вспомнит, для чего люди сажают деревья в городе?
(Ответы детей)
В. : - Хорошо, молодцы! Действительно, деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
В. : - Как называется то место, где растет много деревьев? (Лес)
Лес - состоит из деревьев - они главные обитатели нашей планеты, определяющие жизнь всех остальных членов сообщества.
В. : -Ребята, обратите ваше внимание вот на это дерево (Воспитатель обращает внимание детей на панно и приглашает рассмотреть его поближе).
• Работа по картине: "Как дерево дышит, питается и растет?"
(Дети подходят к панно и рассматривают его).
Приложение № 1
В. : - Деревья - это форма деревянистых растений.
Ствол - главный орган растения, имеющий часто цилиндрическую форму к вершине уменьшающийся. Он служит для передвижения соков растения от корней к кроне наоборот. При этом он помогает растению удерживать вертикальное положение.
В. : - Сабина, как ты думаешь, почему не падает ствол?
(У дерева есть корни находящиеся глубоко под землей)
В. : - Ваня, для чего нужны корни дереву?
(Они питают дерево влагой, питательными веществами, которые нужны дереву для очищения воздуха).
В. : -Молодец!
В. : - Тимофей, почему корень у дерева находятся под землей?
(Корни крепко держатся за землю, чтобы дерево не свалилось, так же корням легче найти воду и питательные вещества в земле).
В. : -Молодец!
В. : -Ребята, как вы считаете, от чего корень дерева может погибнуть?
(Ответы детей : корни могут погибнуть от избытка влаги, от сухости, от механического повреждения, насекомых, замерзнуть зимой).
В. : -Молодцы!
В. : - К счастью наше дерево держится прочно. А сейчас представим, что мы с вами деревья.
• Физминутка
Дует ветер нам в лицо (машут ладошками себе лицо)
Закачалось деревцо (руки подняты, покачивание туловищем влево, вправо)
Ветерок все тише-тише, (плавно опустить руки)
Деревцо все выше-выше. (поднять руки и тянуться вверх)
В. : -Ребята, как вы считаете, какой орган растения поглощает плохой воздух (токсические вещества) и выделяет кислород, которым мы с вами дышим?
(ответы детей : листья)
В. : -Молодцы!
В. : - Ребята, обратите внимание на дерево, что не хватает для того чтобы древо выделяло кислород? (Листьев)
• Упражнение "Раскрась и вырежи листочки"
Приложение № 2
-Ребята, от большого количества выбросов в атмосфере (грязного воздуха, листочки плохо справляются со своей функцией, их осталось очень мало. Чтобы воздух в нашей группе стал чище, я предлагаю раскрасить, вырезать и приклеить листочки к нашему дереву. (Работа за столами) Но сначала подготовим наши пальчики.
• Пальчиковая игра
Друг от друга деревья росли далеко,
(Растопыривают пальчики двух ладошек,
изображают растущее дерево)
Человеку пройти этот путь не легко.
(Пальчики шагают)
Только корни деревьев однажды сплелись,
(Переплетаются пальчики двух рук)
Будто дерева два навсегда обнялись.
(Кисти рук в замочек)
(После пальчиковой гимнастики дети приступают к работе, по окончанию прикрепляют листики к веткам дерева)
Приложение № 3
В. : - Посмотрите, какое великолепное дерево с зелеными листьями у нас получилось. Теперь воздух в группе стал намного чище.
В. : - Что мы можем сделать для того, чтобы деревьев в городе было больше?
(Посадить)
В. : - Молодцы!
В. : - Какие деревья вы хотели бы посадить?
(Ответы детей :Клен, липа, береза, тополь, дуб, каштан, елка)
• Сюрпризный момент
Игра: «Найди для каждой ветки дерева соответствующий плод»
(На столе лежат карточки с изображением деревьев и их плодов)
Приложение № 4
В. : - Ребята, у меня волшебная коробочке лежит плод одного дерева, но коробка закрыта, чтобы она открылась, вам надо для каждого листа найти соответствующий плод (провести карандашом, и если вы сделаете правильно коробочка откроется.
(В процессе работы дети проговаривают, листок какого дерева, с каким плодом соединяют: у каштана – каштаны, у дуба – желуди, у ели – шишки, у березы – сережки)
В. : -Молодцы! Все справились с заданием.
(Открывается коробочка, в которой лежит желудь)
В. : - Ребята желудь, из которого вырастет настоящий дуб, мы сегодня с вами посадим в горшок с землей и будем поливать его. К весне он прорастет, и мы с вами его пересадим на участок нашего детского сада.
Приложение № 5
Итог НОД
В. : - Ребята, давайте вспомним, что сообщил нам диктор по видеорепортажу? (Ответы детей)
В. : - Как мы помогли отчистить воздух в группе? (Ответы детей)
В. : - Почему воздух нашего города постоянно загрязняется?
В. : - Отчего зависит чистота воздуха?
В. : - Что мы с вами должны еще сделать, чтобы отчистить воздух нашего города? (Посадить дерево)
Дерево это часть природы, о которой мы с вами должны заботиться.
В. : - Как мы должны беречь и защищать её (Ответы детей :Не разжигать костры, сажать деревья)
III. Релаксация
Игра: "Дерево и воздух"
В. : -Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Дерево и воздух". Сначала мы с вами изобразим одинокое дерево, которому тяжело справиться с большим количеством грязного воздуха.
(дети показывают грустное лицо, руки подняты вверх, кисти рук расслаблены)
В. - Покажите. как сжимаются листочки (ладошки) ?
В. : - А сейчас покажем, как чувствует дерево себя в лесу или в парке, когда ему помогают другие деревья отчищать воздух? Дует легкий свежий ветерок.
(дети улыбаются, руки подняты вверх, раскачивают руки лево, вправо)
В. : - Покажите, как будет чувствовать себя человек, если воздух будет загрязнен?
(Изображают унылого, больного, слабого человека)
В. : - Покажите, как чувствует себя человек дыша свежим воздухом?
(изображают радость, восторг)
В. : - А сейчас я прошу изобразить крепкое, здоровое дерево, если вам понравилось наше увлекательное дело по спасению деревьев и воздуха нашего города.
В. -: Если есть дети, которым не понравилось, изобразите одинокое дерево.
В. : - Молодцы!
В. : - Ребята, что надо делать для того, чтобы воздух стал чище?
(Ответы детей : сажать деревья, беречь природу)
В. : - Да, правильно!
В. : - Вы молодцы! Многие будут довольны, очень рады, что воздух нашего города стал немного чище. И все благодаря тому, что вы работали все вместе, дружно, как одна большая сплоченная команда. Я горжусь вами.
Воспитатель :
Игра наша была непростая.
Умная такая.
Те, кто в неё играет.
Воздух отчищает.
Спасибо за внимание!